Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:50, контрольная работа
Анализ конституционных норм и положений, предусмотренных федеральным законодательством, показывает, что в настоящее время право на жилище может быть реализовано различными способами, а именно:
- путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Конституция РФ предусматривает ограниченный круг граждан, имеющих такое право.
Федеральное агентство
по образованию Российской Федерации Волгоградского
государственного архитектурно-
|
Контрольная работа по дисциплине «Жилищное законодательство» |
Выполнил: студент гр. ГСХ-1-09 СЗ
Яковлева В. И.
Зач. кн. № 08203
Волжский 2012
Тема 1 «Понятие жилищного права».
Статья 40 Конституции РФ провозглашает право каждого гражданина России на жилище. Основные же принципы реализации данного конституционного права российских граждан, общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере определены в Законе РФ « Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. №4218-1 (далее- Закон об основах федеральной жилищной политики).
Анализ конституционных норм и положений, предусмотренных федеральным законодательством, показывает, что в настоящее время право на жилище может быть реализовано различными способами, а именно:
- путем предоставления
жилых помещений по договору
социального найма в домах
государственного и
- путем передачи жилых
помещений в соответствии с
договором аренды (коммерческого
найма). По данному договору в
коммерческий наем может
- путем приобретения
либо строительства жилых
строительство жилых помещений ( Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утверждено постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. №1278).
Конституция РФ (ч.2 ст.40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать иные условия для осуществления прав граждан на жилище.
Конституционное право на жилище непосредственно связано с другим конституционным правом, закрепленным в ст.27 Основного закона. Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:
защиты основ конституционного строя;
защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
обеспечения обороны и безопасности государства.
В Гражданском кодексе РФ место жительства гражданина посвящена ст.20, в соответствии с которой «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей или опекунов».
Из выше изложенного следует, что многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку, не имеют законных оснований. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. №5242-1 (далее- Закон о праве граждан на свободу передвижения) вместо прописки вводит регистрационный учет граждан России. Одновременно данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Вплоть до недавнего времени законодательство и соответственно судебная практика почти всегда связывали право граждан на проживание в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было соответствующе разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами жилищного законодательства» от 3 апреля 1987 г. №2 (п. 7). Однако с принятием Закона РФ о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и, как следствие, признана Конституционным судом Российской Федерации неконституционной. В постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л. Н. Ситаловой» от 25 апреля 1995 г. указано, в частности, что поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л. Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом ее деле нормами ЖК РСФСР .
По делу было установлено, что гражданка Л. Н. Ситалова в течении пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.
В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч.1 ст.40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и ни кто не может быть произвольно лишен жилища. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан следовать требованию ч.2 ст. 55 Конституции РФ о недоступности ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имеет непосредственное отношение к уставленному в ЖК РСФСР порядку в селения в жилое помещение.
Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носит бланкетный характер. Неопределенность его юридического содержания не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что оно означает по своему существу.
Отсутствие указание на вид нормативного акта, который должен «устанавливать порядок» вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.
Противоречива также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоятельствах дела этой категории разрешаются судами по - разному что влечет неодинаковые правовые последствия для граждан.
Судебное толкование
Жилищного кодекса РСФСР
Несмотря на то
что постановлением Пленума
Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передвижения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимается в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положение о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).
Таким образом; положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его буквальном истолкование, так и в том смысле, который ему придается сложившейся правоприменительной практикой, приводит к нарушению ст. 18, 19 (ч. 1), 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласуется с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречит указанным конструкционным нормам.
Уже после вынесения
Рассматривая конституционные права человека и гражданина, связанные с жилищем, нельзя не обратить внимание на ст. 23 и 25 Основного Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Статья 25 указывает на то, что «жилище неприкосновенно» и что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основание судебного решения».