Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:00, курсовая работа
Общеизвестно, что институт наследования является неотъемлемой частью и прямым продолжением института частной собственности, так же, как и сами наследственные отношения производны от отношений собственности. Передача имущества по наследству происходит после смерти собственника, однако распоряжение о такой передаче - последний прижизненный акт, выражение воли носителя права собственности.
Введение 3
Глава 1. Наследование по завещанию 6
1.1. Общая характеристика наследования по завещанию 6
1.2. Понятие и содержание завещательного распоряжения в гражданском праве 14
Глава 2. Виды завещательных распоряжений 20
2.1. Завещательный отказ 20
2.2. Возложение 27
2.3. Подназначение наследника 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35
- назначить исполнителя своей воли, выраженной в завещании (душеприказчика);
-
возложить на одного или
-
возложить на наследника (наследников)
по закону или завещанию
-
в любое время отменить либо
изменить составленное им
-
"простить" своих недостойных
наследников, завещав им
- отменить или изменить уже совершенное завещание и т.п.
Между тем при всей свободе, которая предоставляется гражданину в распоряжении принадлежащим ему имуществом на случай смерти, закон устанавливает единственное ограничение этой свободы - правило об обязательной доле в наследстве (cт.1149 ГК РФ). Данное правило известно еще римскому праву, с определенными ограничениями (касаемо родовых поместий) применялось в дореволюционной России.
Право на обязательную долю заключается в том, что определенному кругу наследников, несмотря на содержание завещания, предоставляется право на получение доли в наследстве.
В число обязательных наследников входят несовершеннолетние и нетрудоспособные дети наследодателя, в том числе усыновленные, его нетрудоспособные супруг и родители, а также несовершеннолетние и нетрудоспособные иждивенцы. Нетрудоспособными считаются инвалиды I, II и III групп, а также женщины, достигшие 55 лет, и мужчины, достигшие 60 лет.
Иждивенцы входят в состав обязательных наследников, если они являются нетрудоспособными на день смерти наследодателя и не менее года до его смерти находились на его иждивении. Для включения в состав обязательных наследников тех иждивенцев, которые не относятся ни к одной из названных в законе очередей наследников, требуется также их совместное проживание с наследодателем не менее года до его смерти. Перечень обязательных наследников исчерпывающ. Так, не входят в состав обязательных наследников внуки и правнуки умершего, которые могут быть призваны к наследованию по праву представления (т.е. если их родители умерли до открытия наследства). Внуки и правнуки могут быть включены в состав обязательных наследников только в качестве иждивенцев. Праву на обязательную долю придан личный характер, т.е. это право неразрывно связано с личностью обязательного наследника. Поэтому ни в каком случае оно не может перейти к другим лицам: ни по праву представления, ни в порядке наследственной трансмиссии, ни в порядке направленного отказа от наследства.
В части третьей ГК РФ продолжена тенденция к снижению размера обязательной доли, установившаяся в нашем законодательстве о наследовании (по ГК 1922 г. размер обязательной доли составлял не менее 3/4 законной доли, а по ГК 1964 г. - не менее 2/3). Размер обязательной доли составляет не менее 1/2 той доли, которую наследник получил бы по закону, если бы не было завещания.
При подсчете размера обязательной доли принимается во внимание все имущество, входящее в состав наследства, в том числе предметы обычной домашней обстановки и обихода, денежные средства, находящиеся во вкладах и на других счетах, и др., а также все наследники, которые призывались бы к наследству при отсутствии завещания. При этом должно быть зачтено то имущество, которое получил обязательный наследник по любому основанию: в порядке наследования из незавещанной части имущества, на основании завещательного отказа и др.
В целях максимального соблюдения воли завещателя установлен специальный порядок удовлетворения права на обязательную долю. В первую очередь обязательная доля выделяется за счет незавещанной части имущества, т.е. из той части имущества, которая переходит к наследникам по закону. Не исключена ситуация, когда незавещанная часть имущества будет полностью компенсировать обязательную долю. В этом случае наследники по закону не получат ничего, но воля завещателя будет исполнена. Только при недостаточности незавещанного имущества либо если все имущество завещано, обязательная доля частично или полностью выделяется за счет завещанного имущества.
Право наследника на обязательную долю всегда рассматривалось и рассматривается как исключительное право. Лишить этого права можно лишь в случае, если наследник будет признан недостойным. Вместе с тем действующее законодательство, ориентируясь на возникающие жизненные ситуации, в целях защиты наследников по завещанию впервые установило еще одну возможность лишения или ограничения права на обязательную долю. Суду предоставлено право по требованию наследника по завещанию уменьшить размер обязательной доли или отказать в ее присуждении. Но сделать это можно только при условии, если обязательная доля должна быть удовлетворена за счет имущества, которым наследник по завещанию при жизни завещателя пользовался для проживания (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, дача и т.п.) или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудие труда, творческая мастерская и т.п.), а обязательный наследник этим имуществом не пользовался (п. 4 ст. 1149 ГК РФ). Кроме того, суд должен учесть имущественное положение наследника, имеющего право на обязательную долю.
Третий признак завещания - односторонний характер сделки.
Завещание как действие по распоряжению имуществом, направленное на возникновение у названных в завещании лиц прав и обязанностей в связи со смертью завещателя, является сделкой (ст. 153 ГК РФ).
Поскольку завещание представляет собой одностороннюю сделку, то в соответствии с п.2 ст.154 ГК РФ достаточно выражения воли одной стороны. Поэтому действительность завещания не зависит от согласия наследников с его содержанием или возражения против него.
Закон
особо подчеркивает, что в завещании
могут содержаться распоряжения
только одного лица. Совершение завещания
двумя лицами или более не допускается
(п.4 ст.1118 ГК РФ). Не признавая совместные
завещания (волю нескольких лиц, выраженную
в одном акте), российский законодатель,
на наш взгляд, ограничивает права завещателя.
Как известно, совместные завещания допускаются
в ряде стран (к примеру, в Великобритании,
США и ФРГ (только для супругов). Кроме
того, как замечают исследователи, в российской
практике был отмечен случай, когда суд
признал действительным завещание, составленное
от имени двух лиц15. Представляется,
что разрешение совместного завещания
– это будущий шаг российского законодателя,
который будет сделан еще не скоро, но
является еще одной ступенькой к отведению
воли завещателя (и даже совместной воли)
приоритетного значения.
Завещание представляет собой выраженную в установленной законом форме волю наследодателя по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти16.
Завещательные распоряжения изменяют после открытия наследства порядок наследования, определенный законом: наследование по закону имеет место, пока и поскольку оно не изменено завещанием.
Рассмотрим основные этапы развития данного института в дореволюционной и советской России. Констатируется, что в ст. ст. 1084-1086 Законов гражданских упоминается лишь о порядке исполнения «духовных завещаний», под которыми во многом как раз и понимались завещательные отказы; указывалось, что исполнение таких завещаний возлагается на душеприказчика или на кого-либо из наследников.
В российской цивилистической науке нет полной ясности о том, существовал ли вообще официально институт особых завещательных распоряжений.
Советский период развития данного института начался с принятия Декрета ВЦИК и СНК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования». До принятия ГК РСФСР 1922 г. существовало нечто вроде «частного фонда социального обеспечения», из которого за счет наследства умершего обеспечивались несовершеннолетние и нетрудоспособные и нуждающиеся члены его семьи. Постепенно шла либерализация завещаний, что в некотором роде способствовало развитию института особых завещательных распоряжений. Уже в ГК РСФСР 1922 г., а затем в ст. ст. 538, 539 ГК РСФСР 1964 г. из римского права была формально возвращена конструкция завещательного отказа и появилось новое завещательное распоряжение - завещательное возложение. Однако из института завещательного отказа была устранена его суть: принцип свободы завещания, принцип индивидуализма, принцип осуществления прав по своему усмотрению. Ограничение свободы завещания диктовалось якобы заботой о членах семьи наследодателя, однако именно их интересы и ставились под угрозу такими ограничениями, так как практически и по закону и по завещанию наследовали одни и те же лица. Те, кто не подпадал под перечень членов семьи, не получали возможности даже при желании наследодателя воспользоваться чем-либо из его имущества.
Правда, в ГК РСФСР 1964 г. круг наследников по завещанию несколько расширился, более четко был урегулирован институт особых завещательных распоряжений: завещательный отказ и завещательное возложение.
В современной юридической литературе отсутствует какое-либо общепринятое определение понятия особых завещательных распоряжений. В большинстве случаев этим вопросом вообще не задаются и без каких бы то ни было объяснений относят к особым завещательным распоряжениям подназначение наследника, завещательный отказ, завещательное возложение, некоторые причисляют к ним распоряжение денежными средствами, находящимися в банке. При этом не названо никаких признаков, по которым те или иные завещательные распоряжения отнесены к данному институту; не названо также признаков, отличающих особые завещательные распоряжения от обычных.
Итак, обычными завещательными распоряжениями являются распоряжения, связанные с назначением наследников, включая их подназначение и лишение наследства, и с распределением между ними наследственного имущества. Тем самым завещатель либо изменяет правила о наследовании по закону либо подтверждает их. Эти распоряжения составляют основное содержание завещания; без них утрачивается его смысл. Даже если завещание ограничивается завещательным отказом, это означает, что завещатель молча соглашается с правилами о наследовании по закону.
Обычным завещательным распоряжением является распоряжение денежными средствами, находящимися в банке, хотя оно обладает рядом особенностей, в частности, может включать ряд условий. Таким образом, обычные завещательные распоряжения обладают двумя отличительными признаками:
во-первых, они делают невозможным наследование по закону либо изменяют порядок применения правил о таком наследовании;
во-вторых, они никогда не уменьшают стоимости наследственного имущества.
В противоположность им особые завещательные распоряжения не связаны с назначением наследников или с распределением между ними наследственного имущества. Это распоряжения, возлагающие на наследников либо имущественные обязанности, влекущие уменьшение стоимости наследственного имущества, либо обязанности неимущественного характера. Соответственно выделяются имущественные завещательные распоряжения (завещательный отказ)и неимущественные (завещательное возложение, распоряжение личными неимущественными правами на объекты интеллектуальной собственности, условные завещания). Особое место принадлежит распоряжениям о назначении исполнителя завещания или лица, осуществляющего охрану права авторства, имени автора и исполнителя (ст. ст. 1133, 1266, 1316 и др.). Они не являются завещательными распоряжениями в собственном смысле, так как помимо воли завещателя необходимо согласие будущего исполнителя завещания, даже если такое согласие дается на этапе открытия или принятия наследства.
Итак, анализ российского законодательства позволяет выделить основные признаки завещательного распоряжения как сделки в отношении имущества лица на случай смерти последнего.
Во-первых, завещание представляет собой строго личную сделку, совершение которой через представителя не допускается. В силу этого субъект, намеревающийся совершить завещание, должен обладать дееспособностью.
В большинстве стран мира условием завещательной дееспособности является требование, чтобы завещатель на момент составления завещания осознавал характер и значение своих действий, пребывал, по терминологии французского законодателя, «в здравом уме» (ст. 901 Гражданского кодекса Франции).
При этом одним из основных критериев, указывающих на зрелость психики индивида для целей составления завещания, является достижение им определенного возраста, который может как совпадать с гражданским совершеннолетием (п. 2, 3 ст. 1118 ГК РФ), так и отличаться от него в сторону уменьшения.