Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:46, курсовая работа
Тоталитаризм. Исторические истоки
Безусловно, эти три элемента играют значительную роль в функционировании тоталитаризма, но не основную. В чем же сила режима? В чем секрет его прочности долговечности? Об этом речь пойдет далее.
Идеология, несомненно, выступает инструментом массовой индокринации и внедряется (также, как и разрабатывается) элитами. Однако степень успеха тоталитаризма измеряется тем, как эта идеология воспринимается массовыми слоями общества. Массовизация общества и неизбежно связанные с ней процессы люмпенизации, развивающиеся в массовом сознании, оказываются оборотной стороной всесилия правящей группировки. Это совпадение массовых ожиданий и устремлений с устремлениями элиты – ключ к объяснению стабильности тоталитарных режимов. Ненависть большевизма к богатству и богатым ни когда не завершилась бы массовым обнищанием, если бы не распространенность уравнительно распределительных представлений в крестьянских слоях и в российской интеллигенции. Национал-социализм в Германии имел бы значительно меньше шансов на успех, если бы не развитые в сознании интеллигенции представления о необходимости формирования и сознательном подчинении «сильному государству».
Единственная массовая партия не имела бы тех возможностей приобрести известную мощь и организационный потенциал, если бы не наличие и успешное функционирования в Веймарской Германии и царской России множества подпольных кружков и террористических организаций, если бы не политика властей, закрывающих глаза на рост популярности военизированных и не как не вписывающихся в нормальный демократический процесс групп.
Террор и всеобъемлющий полицейский контроль над обществом – также реальный факт. Однако анализируя тоталитаризм, нельзя забывать, что террор в условиях сталинизма был не только полицейским, но и бытовым. Нужно отметить, что не только НКВД выискивал регулярно новых жертв, но и обычные граждане своими доносами способствовали все новым и новым арестам «врагов народа». Следует помнить, что еще до примирительного отношения сельской бедноты к раскулачиванию «зажиточных» , имела место ненависть крестьян по отношению к тем, кто получил «отруба» во времена реформ Столыпина. Следует помнить реализовавшуюся практически – в поджогах и разграблении имущества соседей – прибаутку «Господи, мне ничего не нужно для моего собственного счастья, пусть только мой сосед будет несчастлив».
Всеобъемлющий контроль над силовыми структурами и СМИ также не мог быть столь всеобъемлющим, без соответствующей готовности подчиниться и выполнять волю партии и вождей. Укрепление могущества и силы государства здесь рассматривалось в качестве главного императива, на службу которому должно быть поставлено все остальное. Кроме того, постепенно представления и мировоззрения журналистов, редакторов, военных сливались с представлениями и мировоззрением режима. Картина мира предельно упрощалась власть придерживающими в целях легкости её восприятия широкими массами. Эта картина предлагала простые, примитивные ответы, на все могущие возникнуть вопросы, отсекая всякую необходимость и возможность их самостоятельного осмысления. Со временем такая необходимость отпадала сама собой - инфантильное сознание крайне нуждалось в том, чтобы ему объяснили происходящее и его «действительные причины». Так называемое «передовое материалистическое мировоззрение», провозглашавшееся, например, большевистским режимом, внедрялось в сознание людей «сверху», подобно тому, как в первобытных племенах шаман освещал божественным авторитетом вождя. Разница заключалась лишь в практической и технической развитости средств убеждения. Каждый, кто читал газеты и смотрел кино, оказывался в плену тех представлений, позиций, идей, которые формировались и отстаивались режимом для укрепления власти.
Наконец,
всеобъемлющий централизованный контроль
экономики. Это важнейшая характеристика
тоталитаризма, стремящегося уничтожить
всякую оппозицию и конкуренцию
не только в политической, но и социально-экономической
сфере. Идеальная экономика
Представляя собой
Как результат институционализации отмеченных выше характеристик, возникает достаточно стабильное образование, исторически жизнеспособное на протяжении определенного отрезка времени. Обществу, оказывается, по силам сокращение разрыва со странами – лидерами в военно-экономической области. Причем, чем более успешен тоталитаризм, тем более впечатляющими оказываются отмеченные результаты. До известной степени тоталитаризм оказывается, тем более стабилен, чем более он тоталитарен.
Анализируя все выше сказанное можно сделать вывод, что установление тоталитаризма не связанно только, например, со способностью правящей элиты подчинить все общественные процессы реализации коллективной цели, но и оказывается, этому напрямую способствует ментальность и культура населения, исторические традиции, социальная и экономическая структура общества.
Объективно благоприятные
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Мировая практика позволяет выя-
вить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.
Правая
разновидность тоталитаризма
Левой
разновидностью тоталитаризма был
советский коммунистический режим
и подобные ему режимы в странах
Центральной и Восточной
Теперь подробней о некоторых из них.
Фашистский режим представляет собой одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую национальной идеологией, представлениями о превосходстве одной нации над другими, крайней агрессивностью. Впервые такой режим был установлен в Италии (1922 г., лидер Б. Муссолини).
В его основе лежит обнищание масс и определенные общественно-политические режимы, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы. Милитаризм, поиск внешнего врага, агрессивность, военная экспансия определенным образом отличает фашизм от иных форм тоталитаризма. Для фашистского режима характерны:1) опора на шовинистские круги крупного капитала; 2) слияние государственного аппарата с монополиями; 3) военно-бюрократический централизм; 4) сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом; 5) вождизм.
Также при фашизме упрощаются карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры. Разрушаются права и свободы человека, увеличивается количество деяний признаваемых преступлениями. В противовес нарушениям прав и свобод ставится «национальная» идея. Проблема соотношения интересов человека и государства, решается в пользу государства. Фашизм питается националистическими шовинистскими предрассудками и заблуждениями. Фашистское право – это право неравенства людей по национальному признаку.
Национал-социализм в наиболее полном виде проявился в гитлеровской
Германии в 1933 году. Национал-социализм – это, по сути, разновидность фашизма, которая приобрела свои специфические особенности в Германском государстве. У итальянского фашизма и германского национал-социализма много общего.
Национал социализм отличает, прежде всего, его националистическая идеология с мощным компонентом антисемитизма, проповедью чистоты нордической арийской расы и культом силы. Нигде больше задача избавления мира от евреев не рассматривалась как основополагающая и идеологически приоритетная, нигде больше она не воплощалась с такой неумолимой последовательностью и методичностью, как в нацисткой Германии. Еще одна составная и весьма специфическая часть национал-социалистической доктрины – её проницательный элитаризм, граничивший с пренебрежением к массам. Известно, что нацизм недвусмысленно осуждал и отвергал демократию, как принцип организации общества или партии, стремясь строить свою организацию в строгом соответствии военному подчинению «снизу доверху».7
Что касается коммунизма, то о нем речь пойдет далее, я посвятил этому вопросу отдельную главу моей работы, где я рассмотрю этот тип режима на примере СССР.
Помимо этих трех основных разновидностей тоталитаризма, ученые выделяют также теократический тоталитаризм, представленный, прежде всего фундаменталистским режимом аятоллы Р. Хомейни в постреволюционом Иране.
Для
всех выше перечисленных режимов
той или иной степени свойственны
характеристики тоталитаризма. Тем не
менее, выделенные режимы обладают несомненным
своеобразием.
1.2
Исторические корни
Откуда
же появилось явление «
Свое развитие как направление политической мысли, тоталитаризм начал в глубокой древности. Предками тоталитарного режима были деспотический режим и тиранический. В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.
Представитель одной из философских школ Древнего Китая- школы закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н.э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления; 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой, и доносительством.
Автократические традиции в управлении обществом были свойственны политической мысли не только Востока, но и Запада. Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля. Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Ради блага целого, т.е. справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство: запрещается свободный поиск истины; упраздняется семья, частная собственность, поскольку они разобщают людей; государство жестко регламентирует все стороны жизни; утверждается унифицированная.
Всякий раз, когда в развитии человеческого общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей, это приводило к определенной потери управляемости социальными процессами. Заметно усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что вызывало рост социальной напряженности. Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального этапа структурных изменений системы простыми решениями, поиском идеи способной объединить все группы общества. Так происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма.8
В дальнейшем уже Гегель объяснял сущность недемократических режимов. В своей работе «Философия права» он применял категорию «неправо». Под этим он понимал «особую волю, демонстрирующую произвол и отдельность индивида от всеобщей воли и всеобщего (естественного) права». В ХХ веке «неправо» приобрело характер государственной воли, демонстрируя в открытой форме циничное отношение к демократическим идеям и интересам граждан, заставляя их жить в условиях, фактически постоянно действующего, чрезвычайного законодательства, или узаконенной диктатуры.9