Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 03:37, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ гражданско-правовых норм, касающихся права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Для достижения поставленной цели были поставлены задачи, а именно: - Изучение понятий права хозяйственного ведения и права оперативного управления; - Изучение субъектов и объектов указанных прав; - Отграничение указанных прав друг от друга. Для раскрытия темы была определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на параграфы, и заключения. Название глав и параграфов отображают их содержание.
Введение 3
Глава 1. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления, как особая разновидность вещных прав 4
§ 1.1. Особенности ограниченных вещных прав юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника 4
§ 1.2. Хозяйственное ведение и оперативное управление как особые вещные права 7
Глава 2. Реализация государственными и муниципальными органами права хозяйственного ведения и права оперативного управления 17
§ 2.1 Реализация государственными и муниципальными органами права хозяйственного ведения 17
§ 2.2 Реализация государственными и муниципальными органами права оперативного управления 29
Заключение 44
Библиографический список 45
Учредительными документами
государственных и
Понятие учреждения закреплено в статье 120 ГК РФ, а также статьях 9 и 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) «О некоммерческих организациях»9. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Как уже говорилось выше, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и остающиеся объектами права собственности их учредителей). Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 299 ГК). Из этого прямо вытекает, что данное имущество становится объектом права собственности учредителей предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления, как правило, становится имущество собственника-учредителя, находящееся у предприятия или учреждения на ограниченном вещном праве.
Объектом изучаемых прав являются не только недвижимые, но и движимые вещи, которые по общему правилу не могут быть объектами ограниченных вещных прав. Интересно, что земельные участки из государственной и муниципальной собственности таким юридическим лицам предоставлялись, а некоторым из них и сейчас предоставляются не в хозяйственное ведение или в оперативное управление (ибо такие титулы на землю ЗК неизвестны), а на еще одном искусственно созданном для этого вещном праве - праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК; п. 1 ст. 20 ЗК)10.
Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете. Важность этого момента связана с тем, что начиная с него на предприятие или учреждение переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.
Прекращение названных вещных прав происходит не только по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, но и в случаях правомерного изъятия имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности. Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий и учреждений допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников (статья 235 ГК РФ).
Исключение из этого правила составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав названных субъектов. Например, они не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество в порядке, предусмотренном статьей 236 ГК РФ, ибо это нарушает право собственности на данное имущество их учредителя. В предусмотренных законом случаях учредитель может сам изъять у них соответствующее имущество. В целом же за ними сохраняются все способы охраны своих прав, свойственные субъектам вещных прав и действующие в отношении всех третьих лиц, включая и самого собственника.
Вещный характер прав
хозяйственного ведения и оперативного
управления проявляется в сохранении их действия
в случае смены их собственника (статья 300 ГК РФ). Смена собственника государственного
или муниципального предприятия, исходя
из смысла статьи 300 ГК РФ возможна лишь
путем передачи этого предприятия от одного
публичного собственника к другому. В ином
случае речь должна идти о приватизации
имущества предприятия, осуществляемой
по правилам специального законодательства
о приватизации — путем преобразования
такого предприятия в акционерное общество.
Учреждение же может быть объектом права
собственности любых лиц. Поэтому его
отчуждение другому собственнику совсем
не обязательно означает его приватизацию —
ведь оно изначально уже может быть частным.
В обоих случаях речь идет о предприятии
или учреждении как имущественном комплексе
(статья 132 ГК РФ), а не как о самостоятельном
субъекте права (по сути, об имуществе, закрепленном
за этими юридическими лицами). Ведь объектом
права собственности может быть только
имущество, которое в данном случае меняет
своего собственника. Купля-продажа предприятий
как имущественных комплексов будет урегулирована
во второй части ГК РФ в специальном подразделе
главы о договоре купли-продажи. Эти правила
по аналогии можно будет применять и к продаже
учреждений как имущественных комплексов.
Приобретатель таких комплексов при сохранении
их юридической личности должен будет
придать им организационно-правовую форму
предприятий или учреждений с сохранением
соответствующих ограниченных вещных
прав на свое имущество.
Некоторая искусственность правил
статьи 300 ГК РФ является неизбежным следствием
сохранения в обороте юридических лиц-несобственников
с ограниченными вещными правами. В обычных
ситуациях имущество компаний (обществ
и товариществ), включая права требования
и долги, переходит путем продажи и приобретения
акций и паев (долей участия) этих компаний,
при котором вопрос о правопреемстве решается,
по существу, автоматически. Отчуждение
имущества несобственников, разумеется,
требует в той или иной форме участия (согласия)
собственников и специального решения
вопроса о правопреемстве между ними.
Сохраняющиеся до 1 июля 1999 года частные
(не являющиеся государственными или муниципальными)
предприятия имеют у себя имущество на праве
оперативного управления, а не хозяйственного
ведения (п. 5 ст. 6 Закона о введении в действие
части первой ГК РФ)11. Соответственно к ним подлежат применению
правила о правовом положении субъектов
именно этого ограниченного вещного права,
включая и нормы о переходе права собственности
на их имущество (пункт 2 статьи 300 ГК РФ).
Статья 216 ГК РФ называет право хозяйственного ведения имуществом в числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками. Более развернутая характеристика права хозяйственного ведения дана в ст.ст. 294, 295, 299, 300 и других статьях ГК Рф.
В отличие от ранее действовавшего законодательства, круг субъектов права хозяйственного ведения сужен, а его содержание ограничено. В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное имущество лишь правом оперативного управления), т.е. как способ осуществления иных форм собственности право хозяйственного ведения ныне использовано быть не может.
Оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.
Согласно постановлению
Правительство РФ в целом не настроено
на увеличение в будущем числа
государственных унитарных
Определенная логика в таком подходе, конечно, есть: «чем меньше детей, тем проще их наказывать». Но можно ли всерьез надеяться, что замена унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, казенными решит проблему управления (и сохранности) государственной собственности?
Формально возможности государства по контролю за действиями руководителей казенных предприятий в этом случае действительно возрастут14. Но одновременно в геометрической прогрессии увеличится и количество хозяйственных операций, которые придется контролировать. Поэтому реальный контроль, скорее всего, еще более ослабнет. Кроме того, рост числа казенных предприятий приведет к увеличению объема субсидиарной ответственности государства по их долгам. Таким образом, стратегическая линия, избранная Правительством РФ в отношении государственных предприятий, весьма спорна.
Право хозяйственного ведения
имуществом является вещным правом, производным
от права государственной или
права муниципальной
Обладателями права
хозяйственного ведения являются государственные
и муниципальные унитарные
Название анализируемого вещного права изменено: исключено слово «полное», что означает стремление законодателя сузить границы права.
Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 «О реформе государственных предприятий»15 было признано нецелесообразным, начиная с 1994 года, учреждение новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними имущества на праве хозяйственного ведения. Однако на практике это выразилось лишь в сокращении числа вновь создаваемых предприятий, но не привело к полному отказу от их создания.
Субъектом права хозяйственного ведения является государственное или муниципальное предприятие. Право хозяйственного ведения на государственное имущество за акционерным обществом, созданным в процессе приватизации, признано быть не может.
Государственное предприятие - субъект права хозяйственного ведения нужно отличать от государственного унитарного предприятия, владеющего имуществом на праве оперативного управления (казенного предприятия). В случае с казенным предприятием собственником передаваемого имущества вправе выступить исключительно РФ в целом. Кроме того, круг правомочий обладателя права хозяйственного ведения значительно шире, чем круг правомочий, составляющих право оперативного управления.
Объектом данного вещного права являются те виды имущества, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, права требования и т.д., которые переданы предприятию и предназначены для его деятельности.