Профессиональный труд юриста как предмет обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день профессия юриста является одной их самых престижных в современном российском обществе. Огромное количество молодых людей и девушек мечтают стать юристами. Можно с уверенностью сказать, что многие из тех, кто стремится к юридическому образованию, не знают, с какими сложностями могут столкнуться в процессе своей трудовой деятельности.1

Содержание работы

Введение 3

I Профессиональный труд юриста как предмет обучения 4
1.1 Понятие профессионального труда юриста 4
1.2 Острые проблемы профессионального труда юриста 5
1.3 Содержание профессионального труда юриста 7

II Структура профессионального труда юристов 7
2.1 Цели профессионального труда юристов 7
2.2 Предмет труда юриста 9
2.3 Процедура труда и рабочие операции 12
2.4 Средства труда 15
2.5 Специфические особенности условий труда юриста 16

Заключение 18

Список литературы 19

Содержимое работы - 1 файл

контр раб.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Первая группа составляющих предмета труда – носители фиксированной информации – наиболее привычна. Юрист с самого начала своей карьеры естественным образом нацелен на работу с книгой, текстом. Он должен уметь определить, где находится нужная ему информация, и знать, насколько надежным является ее источник, уметь воспринимать информацию, т.е. читать или слушать, оценивать ее и т.д.

Закон во многих случаях устанавливает  специальные требования к носителям информации; чаще работа с ними требует применения методических приемов владения определенными навыками. Понятно, что юрист должен уметь профессионально работать с носителями информации, развивая скорость осмысления информации, ее понимания, структурирования, переработки, что требует, помимо всего прочего, преодоления лени, безразличия, скуки.

Поведение людей - второй компонент  предмета труда юриста, и в этом качестве поступки людей должны быть смоделированы, восприняты проверяемым способом, т.е. представлены в виде, реально отражающем их релевантные к праву свойства; зафиксированы в соответствии с порядком и процедурами, предусмотренными правом, а затем оценены в их правовом значении.

В связи с подходом к поступкам как элементу предмета труда возникает много проблем. Ряд из них требует законодательного решения. Восприятие поступков (актов поведения) связано с использованием процессуальных порядков и отдельных процедур, соблюдением прав гражданина на неприкосновенность личной жизни, тайну переписки, тайну банковского вклада и пр. Законодательная власть и органы правоохраны постоянно решают дилемму сочетания прав граждан с необходимостью контроля поведения, либо своевременного получения информации о нем. Описание поведения, поступков, их моделирование, как правило, представляют собой сложную интеллектуальную задачу, связанную с обеспечением реального соответствия модели поступку. Качество профессионального труда юриста резко снижается, когда те или иные поступки отражаются в понятиях, не имеющих точного правового значения, либо заведомо неполных, либо искаженных. Часто это делается сознательно, с тем, чтобы замаскировать плохой труд или попытку принятия противоправных решений. Законодатель, понимая опасность неправильного подхода к поступкам как компоненту труда юристов, в ряде случаев устанавливает специальный правовой порядок их описания. Это, в частности, уголовно-процессуальные нормы об описательной части приговора, нормы о содержании решения по гражданскому делу.

Ряд правовых сложностей связан с фиксацией отражения  совершенных юристом поступков в документах: во многих случаях устанавливается жесткий порядок (составление экспертного заключения в специально предусмотренной процессуальной форме, протокола обыска, нотариального удостоверения купли-продажи недвижимости и пр.).

Все эти проблемы вытекают из специфики актов поведения людей, которые сочетают в себе субъективные и объективные признаки, нуждающиеся в последующей оценке; нередко скрыты от адекватного наблюдения; скоротечны; сложны по своему составу; находятся часто в латентных связях с иными поступками или изменениями в окружающей среде, с происходящими процессами, наличными состояниями.

С позиций предмета профессионального  труда необходимо учитывать принципиальную разницу между поступками и их моделями, между фактами и их значением. Это тем более важно, что во многих случаях предметом труда оказываются поступки, именно переведенные в описания, модели.

Третья группа – нефиксированная информация – предмет труда юриста имеет правовое значение и может содержаться в свойствах вещного объекта, извлекаться из хода событий, обнаруживаться в устных высказываниях. Разумеется, в ряде случаев устные высказывания носят характер юридически значимого действия-поступка и должны фиксироваться в этом качестве. Но часто юрист имеет дело с речью в суде, высказываниями истца и ответчика в арбитражном суде, выражением своего мнения в процессе разработки соглашения, репликами на переговорах и пр. Содержание устных высказываний может быть идентично или аналогично информации, содержащейся в вещественных носителях информации. Но по своему выражению они, что вполне понятно, специфичны. На устные суждения должна быть иная реакция с точки зрения, как их восприятия, так и переработки, фиксации, оценки.

 

2.3 Процедура труда и рабочие операции

 

Они осознаются как форма и содержание, порядок и элементы профессионального труда. Процедуры труда - это совокупность правил, которым вынужденно должен быть подчинен труд юриста. Можно утверждать, что это ограничения, накладываемые правом на труд юриста. Они нередко усложняют его, при этом превращая труд в более квалифицированный, а результаты труда – в более надежные.

Процедуры чаще всего – объективно существующая форма юридического труда. Они могут быть жесткими и мягкими, но труд юриста, во всяком случае, на выходе, на этапе получения результатов процедуры, формален по природе. Можно назвать процедуры труда нормативной технологией. Они могут охватывать и охватывают:

а) указание на основания, при которых может быть или  должен быть осуществлен тот или  иной компонент труда;

б) перечень необходимых или желательных этапов деятельности, отдельных элементов рабочей операции;

в) порядок фиксации тех  или иных действий;

г) допустимые последствия  данной рабочей операции;

д) права третьих лиц  по отношению к операции.

 

Поэтому юристам, и, прежде всего начинающим, необходимо усвоить представление о принципиально процедурном характере труда юриста, а законодателю – разрабатывать необходимые процедуры там, где существуют пробелы законодательства.

Повторим, процедуры труда  юриста оптимизируют его деятельность, создают определенную, хотя и не всегда полную безопасность юридического, профессионального труда, повышают надежность и качество получаемых результатов.

Так, ведение переговоров  в процессе заключения соглашения для  юриста желательно осуществлять в процедуре, используя существующие предписания закона и наличные методические рекомендации, ориентируясь на опыт, на общие правовые начала, призванные предупредить возможные споры либо отступления от выработанных условий договора.

По этим соображениям все предложения об упрощении процедур являются опасными в своем роде, хотя иногда и подлежат реализации. Опасность упрощения процедур связана с потерей качества труда и латентными негативными последствиями снижения эффективности его результатов. Опасность усложнения или переусложнения процедур связана, главным образом, с потерей времени, ресурсов, возможным нарушением либо ограничением прав участников правового оборота.

Рабочие операции. Представляя  собой, ядро профессионального труда  юриста, они состоят из различных рабочих действий мыслительного и практического плана. Они могут совершаться в процедурной форме и вне специальной формы, произвольно. Практические действия, образующие рабочую операцию, в частности, заключаются в поиске и сосредоточении источников информации, восприятии устных суждений, наблюдении за действиями, в обработке информации путем составления различных вторичных документов и материалов (конспектирование, копирование, протоколирование, запись и пр.), в составлении различных документов, ведении переговоров, обмене репликами, документами и пр. Все это значит, что труд юриста состоит из очень многих стереотипов, т.е. взаимосвязанных действий, имеющих временную протяженность, требующих измеримых затрат материалов (бумаги, звукозаписывающих кассет), физических и нервных усилий.

Одновременно юрист  выполняет мыслительные действия, на основе которых он, как известно, планирует и осуществляет предметные действия. Часто мыслительные действия как бы неотделимы от предметных: составляя  приговор, судья думает и пишет. Но даже и здесь в начале упор делается на мыслительные процедуры, ибо профессиональные судьи, присяжные заседатели должны ответить на вопрос о виновности, т.е. дать некоторое интеллектуальное решение правовой задачи, а уж затем на первый план выходят предметные действия по составлению приговора, его написанию, что тоже связано с трудностями: в краткий срок нужно написать обширный текст рукой, печатать его нельзя или невозможно; в итоге текст порой неправомерно сокращается, судьи избегают правки, требующей переписывания. Может получиться так, что изящное интеллектуальное решение не будет облечено в адекватную форму письменного процессуального документа.

Во всяком случае, каждый юрист должен овладевать и предметными, и мыслительными действиями, приемами их осуществления. Программирование же деятельности юриста должно учитывать специфику этих групп действий.

Компьютер поэтому принципиально  облегчает предметные действия юриста, но лишь косвенно, через объем информации и высвобождение времени, влияет на интеллектуальную основу труда. Все предметные действия с компьютером осуществляются быстрее, но интеллектуальной основы это не заменяет.

 

2.4 Средства труда

 

Они воплощают в себе ранее затраченный труд, и далеко не только юристов. Средства труда – это то, что предстает юристу и находится в его распоряжении для осуществления труда. Они подразделяются на средства интеллектуальной деятельности и на средства, с помощью которых осуществляется предметная деятельность, состоящая в написании документов, ведении переговоров, допросах и других юридически значимых действиях.3

К средствам интеллектуальной деятельности относятся содержательные приемы правового мышления, используемый при этом понятийный аппарат, процедурные  средства. Все они будут раскрыты применительно к социально-правовому мышлению.

К средствам предметной деятельности относятся, прежде всего, различные технические средства поиска, обработки и хранения информации, средства связи, либо разработанные специально для профессиональной юридической деятельности (например, информационно-поисковые системы, содержащие данные о преступниках и преступлениях), либо адаптированные к потребностям и условиям профессиональной деятельности юриста.

2.5 Специфические особенности условий труда юриста

 

Они представляют собой проявление социальных и системных факторов социальной среды на уровне отдельного юриста или оргструктуры, рассматриваются как управленческо-организационные, технические и психологические. Юрист должен осознавать особенности данного вида труда и создавать надлежащие условия, адаптированные к ним.

Можно говорить об объективно существующих и регулируемых условиях труда. К первым относятся:

а) место проведения рабочих  операций (собственный кабинет, зал  суда, помещение тюрьмы, где адвокат  встречается с обвиняемым, место происшествия, производственные помещения и пр.);

б) количество участников (например, понятые), с которыми юрист  может выполнять рабочие операции (например, переговоры по заключению соглашения, следственные действия с участием адвоката, заседание коллегии профессиональных судей и пр., иные юристы);

в) контроль над собственным  рабочим временем и его распределением, который можно разграничить по степени  и который зависит от необходимости  переключаться на решение внезапно возникающих вопросов.

Своеобразным объективным  условием труда является степень  его конфликтности, т.е. объективно возникающего противодействия. Так, труд следователя конфликтен изначально, и это многопланово отражено в  уголовно-процессуальном законодательстве, включающем массу норм, упреждающих или гасящих конфликты (нормы об отводе следователя, суда, об обязательном присутствии понятых, о реквизитах процессуальных документов и пр.); все они рассчитаны на то, что стороны в процессе противодействуют и не доверяют друг другу.

Такова же и ответственность за труд. Можно выделить следующие группы: юристов, работающих "на выход", т.е. составляющих документы, которые имеют самостоятельное процессуальное значение (следователи, судьи, часто юристы-консультанты, совершающие юридически значимые операции по генеральной доверенности, и пр.); далее – юристов, согласовывающих свои решения с руководством либо доверителями (адвокаты, прокуроры отделов, оперативный состав органов внутренних дел, не ведущий дознание как форму расследования); наконец, юристов, вообще ограничивающих свою работу советами, консультациями, подготовкой проектов, остающихся анонимными.4

Режим ответственности, разумеется, сказывается на напряженности  труда и профессиональной морали юриста, прежде всего стремящегося достойно выполнять свою работу. Но во многих случаях отсутствие персональной ответственности, позиция помощника, консультанта расслабляют и меняют всю атмосферу труда. Это проявляется даже в законотворчестве. Анонимность автора позволяет иногда выдвигать проекты, которых он в действительности стыдится (или должен стыдиться).

Регулируемые организационно-управленческие условия профессионального труда  юриста – это степень четкости определения его задач, прав и обязанностей, его рабочих функций, характер разделения труда со смежниками, определение необходимого места в системе данного направления профессиональной деятельности.

Если юрист должен руководствоваться заведомо противоречивыми  нормативными актами равной либо неодинаковой легитимности, либо неодинакового влияния, то рано или поздно его работа будет деформирована.

Условия и особенности  труда в разной степени поддаются  внешнему регулированию, но и сами работники  всегда должны предпринимать усилия по адаптации к ним.

 

Заключение

Информация о работе Профессиональный труд юриста как предмет обучения