Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:40, реферат
Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество было особенно наглядным свидетельством того, что правоспособность (способность быть субъектом, носителем прав) не есть прирожденное свойство человека, а представляет, как и само государство, и право, надстроечное явление на базисе экономических отношений общества. Другими словами, правоспособность коренится в социально-экономическом строе данного общества в данный период его развития.
Правовое положение Римских граждан.
Рабовладельческое
общество признавало лицом (persona), т.е. существом,
способным иметь права, не каждого человека.
Это общество было особенно наглядным
свидетельством того, что правоспособность
(способность быть субъектом, носителем
прав) не есть прирожденное свойство человека,
а представляет, как и само государство,
и право, надстроечное явление на базисе
экономических отношений общества. Другими
словами, правоспособность коренится
в социально-экономическом строе данного
общества в данный период его развития.
В Риме существовал
многочисленный класс людей - рабы, которые
были не субъектами, а объектами прав.
Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые
(например, повозки); издающие нечленораздельные
звуки (скот) и одаренные речью (рабы). Раб
называется instrumentum vocale, говорящим орудием.
С другой стороны,
современное различие лиц физических
(т.е. людей) и юридических (т.е. различного
рода организаций, наделенных правоспособностью)
в Риме разработано не было, хотя и было
известно в практике.
Тому, что теперь
называется правоспособностью, в Риме
соответствовал термин caput. Полная правоспособность
слагалась из трех основных элементов
или состояний (status):
С точки зрения status libertatis, различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения status familiae - самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, “чужого права”). Таким образом, полная противоположность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.
Изменение в каком-либо из статусов носило
название capitis demi-nutio. Изменение в status libertatis
называлось сapitis deminutio maxima (наивысшее,
наиболее существенное); изменение status
cfivitatis называлось capitis familiae обозначалось
как capitis deminutio minima (наименьшее).
Разумеется,
регламентация правоспособности не была
одинаковой во все периоды римской истории.
Вместе с развитием экономических отношений
шло развитие и правоспособности свободных
людей. По мере превращения Рима из небольшой
сельскохозяйственной общины в огромное
государство с развитой внешней торговлей
пестрые различия правоспособности отдельных
групп свободного населения (римских граждан,
латинов, перегринов) стали сглаживаться,
пропасть между свободным и рабом по-прежнему
оставалась. В конце концов был достигнут
крупный для того времени результат - формальное
равенство свободных людей в области частного
права.
Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба, и т.п.).
Римское гражданство приобреталось1:
состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Таким образом, ребенок, рожденный от брака римских граждан, был римским гражданином, так же как ребенок рожденный римлянкой, не состоявшей в браке. Ребенок же, рожденный вне брака не – римлянкой, не признавался римским гражданином, хотя бы отцом его был римский гражданин. В целях стимулирования браков в 1 веке н.э. было установлено, что и ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин.
Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, признается римским гражданином, если мать была гражданкой в момент его рождения, независимо от ее состояния до этого момента.
С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две большие группы2:
а) свободнорожденные, ingénue;
б) освобожденные из рабства римским гражданином, вольноотпущенники, libertini, подвергавшиеся и в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.
Свободнорожденные римские граждане были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были: право нести службу в регулярных римских войсках; право участвовать и голосовать в народных собраниях; право быть избираемым в магистраты.
Право участвовать в народных собраниях отражалось и в структуре имени римского гражданина. В конце периода республики и в первое время империи полное имя римского гражданина состояло из пяти частей: а) praenomen – имя в собственном смысле слово; б) nomen – наименование семьи или рода, к которому принадлежит данное лицо; в) указание имени отца в родительном падеже (подобное русскому отчеству: сын такого-то); г) наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании, причем это последнее указание сохранилось в составе полного имени и после того, как народные собрания в период империи перестали созываться; д) прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей.
Таким образом, полное имя, например, Цицерона, было: Marcus (praenomen) Tullius (nomen) M (arci) f (iliuc) Corneliana (triba) Cicero (cognomen).
Не имея политических прав, женщины не имели и официального имени: они носили имя, которое присваивалось им в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого женщина состояла, в родительном падеже: дочь или жена такого-то.
В области частноправовых отношений правоспособность римского гражданина складывалась из упомянутых выше ius conubbi и ius commercii, в составе которого с некоторого времени стали особо выделять (testamenti factio activa) и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio passiva).
Граждане, принадлежащие к числу, вольноотпущенников, libertini, оставались в принципе навсегда носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере как публичных, так и частноправовых отношений. Прежнее рабское состояние словно налагало печать на правовую сферу человека и после вступления его в число свободных римских граждан.
В сфере публичного права ограничение прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в 1 веке н.э. утратили и ius suffragii, почему указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни ius honorum, ни права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов.
В период империи ограничения публичных прав вольноотпущенников усилились, но в то же время сложился институт присвоения вольноотпущенникам полной политической правоспособности специальным о том постановлением императора, restitution natalium, которая сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права или путем присвоения императором золотого перстня (ius aureorum).
В праве Юстиниана, когда политические права граждан давно уже утратили прежнее значение и содержание, ограничений политических прав вольноотпущенников больше нет. Сохраняются, однако, ограничения их правоспособности в области частноправовых отношений: воспрещаются браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия, как до 1 века были воспрещены браки со всеми свободнорожденными. Кроме того, вольноотпущенник несет по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца: вольноотпущенник обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью физической.
Отсюда отношение патроната между бывшим господином - патроном – и его вольноотпущенником – клиентом, отношения, в которых выражается продолжающаяся эксплуатация бывшего раба.
Правоотношения, составляющие в совокупности патрона, могут быть сведены к трем группам3:
а) obsequium – совокупность личных и имущественных, семейного характера, прав патрона (право домашнего суда над клиентом и др.);
б) operae – обязанность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги;
в) bona – взаимная обязанность вольноотпущенника и патрона помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты; к этому присоединялось также право патрона наследовать по закону после вольноотпущенника, не оставившего нисходящих и умершего без завещания.
Отношения патроната отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника: он носил обыкновенно praenomen и nomen патрона, указывая и имя последнего в родительном падеже в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в cognomen.
Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью, а также в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на operae.
Императорская restitutio natalium также устраняла частноправовую связь патрона с клиентом, почему и предоставлялась обыкновенно императором не иначе, как с согласия патрона.
Утрата римского гражданства4
Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (capitis deminutio maxima). Основанием к утрате гражданином свободы был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Однако если захваченный и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической функции, postliminium, ius postliminii, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав.
В древнейшие времена гражданин мог быть при некоторых обстоятельствах продан в рабство, однако не иначе как за границу, trans Tiberim, ибо до периода империи считали, что гражданин не мог стать рабом на территории римского государства. Так магистрат имел право продать в рабство за границу дезертира или гражданина, уклонившегося от ценза, обокраденный мог продать вора, кредитор – несостоятельного должника.
Эти основания утраты римского гражданства впоследствии отпали, но на их месте появилось обращение в рабство в связи с наказаниями, налагавшимися за некоторые тяжкие преступления. Так, в период республики становился рабом гражданин, приговоренный к aquae et ignis interdictio; в период империи – лица, приговоренные к бессрочным каторжным работам или ссылке.
Гражданин мог и сам отказаться от прав гражданства, и притом только гражданства, перейдя, например, в число латинов в целях получения земель, раздававшихся латинам, населявшим колонии.
До
последнего столетия республики не существовало
ни особого суда, ни особого порядка
разрешения споров о гражданстве. По-видимому,
такие споры разрешались
В период империи не – гражданин, выдававший себя за римского гражданина, карался смертной казнью.
Спор о принадлежности гражданина к числу ingénue или libertine разрешался в порядке особой преторской actio praeiudicialis.
Закон
Visellea 24г. н.э. установил уголовную ответственность
вольноотпущенника, выдававшего себя
за свободнорожденного.
Список использованной литературы: