Понятие сделки и условия ее действительности в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:46, реферат

Краткое описание

Круг общественных отношений, в которые вступает человек в своей повседневной жизни, необычайно обширен. Граждане и юридический лица постоянно оказывают и пользуются различными услугами, участвуют в товарообороте, осуществляют предпринимательскую деятельность, тем самым постоянно вступают между собой в общественные отношения, составляющие предмет гражданского права.

Содержимое работы - 1 файл

реферат ГР.ПР..doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Введение

     Круг  общественных отношений, в которые  вступает человек в своей повседневной жизни, необычайно обширен. Граждане и  юридический лица постоянно оказывают  и пользуются различными услугами, участвуют в товарообороте, осуществляют предпринимательскую деятельность, тем самым постоянно вступают между собой в общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. В целях соблюдения интересов всех участников социальных связей,  нормы гражданского права упорядочивают, изменяют и прекращают общественные отношения. Правоотношения, так же как и другие социальные процессы, имеют динамичный характер: возникают, изменяются и прекращаются. Решающую роль при этом играют юридические факты, т.е. такие обстоятельства, поступки состояния, которым нормы права придают юридическое значение. Как правильно отметил Венгров А.Б., юридическое значение проявляется «как раз во влиянии этих фактов на правоотношение – их возникновение, наличие, развитие, состояние»1.

      Сделки  являются одним из важнейших и  наиболее распространенных юридических фактов и оснований возникновения, изменения или  прекращения гражданских прав и обязанностей. Именно поэтому понятие сделки относится к числу основных институтов и понятий гражданского права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие сделки и условия  ее действительности 

в     гражданском  праве.

Развитие   института    сделки    в    Российском законодательстве.

      Начиная с принятия первого Гражданского кодекса РСФСР в 1922 г., многие проблемы теории сделок были глубоко изучены  советской цивилистической наукой. В течении более двух десятилетий, до 1946 г., в советской и российской литературе не уделялось серьезного внимания исследованию и разработке рассматриваемого правового института, не предпринимались попытки дать полное определение сделки, ограничивающее ее от недействительных сделок. Научное определение сделки было сформулировано М.М. Агарковым в 1946 г.2

      В последующие годы вопросы теории сделок привлекали внимание многих цивилистов, но монографические исследования этой темы были опубликованы только в 1960 г. «Недействительность сделок и ее последствия» и в 1967 г. «Составы противоправных сделок и обусловленные ими последствия»3.

      Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. дал определение  сделки, как действия, направленные на установление, изменение или прекращение  гражданских правоотношений4. Характеризуя первый гражданский кодекс, Стучка П.И. писал: «Наш кодекс ввиду краткости срока его изготовления пришлось почти целиком и дословно списать с лучших образцов гражданского права Запада; задаваться целью создать что-либо оригинальное мы не могли, ибо мы тогда в гражданско-правовой области не могли в точности определить ни пределов окончательного отступления, ни дать новых форм строительства»5. Отсюда следует, что определение сделки в первом гражданском кодексе было заимствовано с Западного законодательства6.

      Основы  гражданского законодательства Союза  ССР, введенные в действие с 1 мая 1962 г., несколько шире определили это понятие: «сделками признаются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей»7. Это определение дословно отражено в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. в ст.41. определение сделки, данное в последних законах отличается от определения сделки в ГК РСФСР 1922 г. лишь тем, что в них перечисляются лица, совершающие действия, - граждане и организации, т.е. физические и/или юридические лица (субъекты сделок). Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, введенный в действие с 1 января 1995 г.8, почти дословно повторил понятие сделки, сформулированное в Основах и в ГК РСФСР, т.е. легальное определение сделки не изменилось с 1922 г. по настоящее время. 

      Из  определения сделки, которое содержится в данных законах, прежде всего следует, что сделка относится к тем юридическим фактам, которые являются действиями в противоположность событиям и которые происходят по воле людей. Психологически человек действует по тем или иным мотивам и его действия направлены на ту или иную цель9.

      По  мнению советского исследователя, давшего,  определение сделки Агаркова М.М., сделка – это правомерное юридическое действие10. Однако, он обращает внимание на то, что действовавший в то время ГК РСФСР     1922 г. пользуется термином «сделка» для обозначения действия независимо от того, производит ли оно тот правовой эффект, на который было направлено, а в некоторых случаях ГК РСФСР 1922 г. называл сделкой неправомерные юридические действия, т.е. правонарушения. Отсюда он делает вывод, что термин «сделка» следует употреблять лишь для обозначения действий, вызывающих правовой эффект, на который они были направлены, и также следует пользоваться термином «волеизъявление», которое может быть действительным или недействительным. Если волеизъявление действительно – сделка11.

      Проанализировав данное высказывание можно сделать  вывод, что сделка представляет собой волевой акт и этим существенно отличается от юридических событий, которые носят не волевой характер. Сделка – это действие, и в этом смысле она противостоит и обстоятельствам, не зависящим от воли лица12. Кроме того, сделка – не только волевой акт, а одновременно и юридический акт13, правовое действие и этим отличается от действий, именуемых гражданскими правонарушениями, которые обычно влекут за собой возложение ответственности на правонарушителя. Иногда в форме сделки могут совершаться и неправомерные действия.

      Признак направленности на достижение определенного  юридического результата сближает сделку с некоторыми административными  актами, но если сделки совершаются  субъектами гражданского права по их воле, с их согласия, то административные акты, адресованные конкретным субъектам, порождают между ними гражданские правоотношения независимо от их желания вступить в правоотношения14. Кроме того, в административном акте выражается начало властвования, в связи с чем, нет равенства сторон в установленном правоотношении. Сделки совершаются между юридически независимыми субъектами, а административный акт исходит от органа, наделенного властными полномочиями в отношении другой стороны и порождает правоотношения между этой последней и третьими лицами (ордер органа местного самоуправления обязывает домоуправление или другого наймодателя заключить договор найма помещения с определенным гражданином)15.

      При совершении сделки стороны выступают  не как представители государственной  власти, выражающие волю в порядке приказа, а только как субъекты гражданского права, действующие на основе равенства сторон. В этом одно из существенных отличий административного акта от гражданско-правовой сделки. Совершение сделки субъектами гражданского права и их направленность на возникновение гражданско-правовых отношений, таким образом, являются существенным признаком сделки.

      Сделку  необходимо также отличать от действий, с которыми закон связывает определенные юридические последствия, независимо от того, направлены ли действия на эти последствия или нет (юридические поступки)16. Правовые последствия юридического поступка наступают в силу закона, то есть независимо от воли субъекта и независимо от наличия у него дееспособности. Цель, преследуемая субъектами гражданско-правовой сделки, всегда носит правовой характер – приобретение права собственности, права пользования вещью и т.п. в силу этого не являются сделками морально-бытовые действия, не преследующие правовой цели.

      Признание в качестве сделки только правомерного действия преобладает в юридической литературе17. Между тем применение в законодательстве понятия «недействительные сделки» (ст. ст. 29-36 ГК РСФСР 1922 г., ст. ст. 48-60 ГК РСФСР 1964 г., ст. 166-181 ГК РФ 1994 г.) послужило поводом для суждения о том, что правомерность или неправомерность не является необходимым элементом сделки как юридического факта, а определяет лишь те или другие последствия сделки18.

      В юридической литературе советского периода о сделках этот вопрос был впервые рассмотрен И.С. Перетерским. Он предположил, что если действие имеет вид сделки, но направлено против закона или в обход закона, то оно не является сделкой19. Его точка зрения была поддержана рядом авторов, которые также полагают, что правомерность – неотъемлемое свойство гражданско-правовой сделки20. Недействительные сделки являются юридическими  фактами, но их нельзя назвать сделками. Термин «ничтожная сделка» противоречив. Ничтожной бывает не сделка, а волеизъявление21. Сторонниками признания сделками лишь правомерные действия в дореволюционной литературе были Шершеневич Г.Ф. и Мейер Д.И.22. по мнению других авторов, недействительные сделки – это такие сделки, которые являются юридическими фактами, порождают правовые последствия, отличные от правомерных действий23.

      Неотъемлемым  свойством любой гражданско-правовой сделки должна быть признана ее  правомерность. Одним из существенных признаков сделки является ее направленность на определенный правовой результат (цель)24. При заключении сделки с незаконным содержанием стороны вряд ли хотят достижения тех правовых последствий, которые на самом деле наступают (двусторонняя реституция, односторонняя реституция, недопущение реституции). Иных правовых последствий недействительная сделка породить не может. В связи с этим надо отметить, что гражданское законодательство исходит  из презумпции, что действия, совершенные в форме сделок, правомерны, действительны. Действия неправомерные, которые имеют вид сделок, могут повлечь лишь последствия, которые предусмотрены законодателем на случай совершения таких действий. Следовательно, устанавливая в законе основания признания сделок недействительными, законодатель тем самым указывает на то, что в таких случаях в форме сделки совершены неправомерные действия25.

      Сделка  от правонарушения отличается правомерностью (дозволенностью), однако, ее нельзя отождествлять с осуществлением права, которое также есть дозволенная деятельность. Различаются они тем, что сделка направлена на установление, изменение или прекращение правоотношений, а осуществление права остается в пределах уже действующих правоотношений. Из определения сделки вытекает еще один существенный момент. Сделки – это акты осознанных, целенаправленных, волевых действий физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий26. Следовательно, с уверенностью можно считать, что сделка – это всегда волевой акт.

      Как волевому акту, сделке присущи психологические  моменты. Воля есть сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.27 Поскольку сделка предполагает намерение лица породить определенные юридические права и обязанности, для совершения такого действия необходимо желание лица, совершающего сделку. Такое намерение, желание называют внутренней волей. Новицкий И.Б. отмечал, что юридические последствия не могут быть связаны с одним внутренним процессом (с внутренней волей, не выраженной вовне): «государство и право не могут иметь дела с такими психическими процессами, которые не получают никакого внешнего выражения»28, т.е., воля, не получившая выражение вовне, не имеет значения для права. С точки зрения права важен внешний, объективный результат этого психологического процесса: важно, чтобы воля была изъявлена, выражена. Наличие только внутренней воли для совершения сделки недостаточно, необходимо ее довести до сведения других лиц. Решение лица совершить сделку доводится до сведения других лиц посредством волеизъявления. Волеизъявление может быть устным, письменным, а в отдельных случаях путем молчания. В сделке должно обеспечиваться единство, полное соответствие воли и волеизъявления, их равнозначность. Только в этом случае сделка будет действительной29. Можно утвердительно сказать, что порок воли либо волеизъявления, хотя бы одной стороны сделки, является основанием для признания ее недействительной. Единство воли и волеизъявления в современном гражданском праве рассматривается как одно из необходимых условий действительности сделки.

      Элементами  психического отношения к совершенному им действию, которые могут иметь  значение для сделки, являются мотив и цель.

      Мотив является необходимым элементом  всякого волевого акта. Человек постоянно  действует под влиянием какого-либо мотива, который составляет психологическое  основание действия. Мотив – это  осознанное побуждение, обуславливающее  действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Человек ставит перед собой определенную цель и для достижения поставленной цели он действует определенным образом30.

      Цивилистами были высказаны различные мнения по вопросу о юридическом значении мотива сделки. По общему правилу мотивы, по которым совершена сделка, юридического значения не имеют31. Такое отношение к мотивам сделки связано с тем, что они не входят в содержание сделки, а распознать и оценить их очень сложно. Можно согласиться с Ф.С. Хейфец, что гражданский оборот стал  бы слишком затруднителен и неустойчив, если бы можно было оспаривать сделку ввиду того, что ее мотивы не оправдались32.

      Заметим, что ГК РФ впервые установил, что  заблуждение относительно мотивов  сделки не имеет существ6енного значения33, иначе говоря, ошибочность мотива не может повлиять на действительность сделки.

      Цель  сделки – это предвосхищение в  сознании результата, на достижение которого направлены действия34. Цель выступает как отражение потребности субъекта сделки в неразрывном единстве со стремлениями, интересами, эмоциями.  Она направляет и регулирует действия, выражает активную сторону человеческого сознания. Будучи  порождением конкретных условий материального бытия и в конечном  счете определяясь им, цель являет собой идеальный образ тех результатов волевых действий индивида, ради которых эти действия совершаются35.

      Цель  – это философская категория, на основе которой должна исследоваться  сущность цели сделки, ибо наука права не создает самостоятельной одноименной категории. Применение философских категорий «…во многих случаях являются ключом к пониманию сути правовых явлений»36. В литературе имеются различные высказывания по этому вопросу. Некоторые цивилисты ограничиваются утверждением, что целью сделки является установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений.

      Цель  в сделке – это то, к чему стремятся  участники сделки, например, получение  вещи в собственность при купле-продаже. Именно такой правовой результат  и является целью сделки.37 И с этим высказыванием нельзя не согласиться, как и с тем, что к категории «цель», которая имеет существенное значение в сделках, предъявляются два основных требования: 1) цель каждой сделки должна быть законной; 2) цель сделки должна быть осуществимой.

Информация о работе Понятие сделки и условия ее действительности в гражданском праве