Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 09:54, контрольная работа

Краткое описание

Осуществление (реализация) гражданских прав — это совершение участниками имущественного оборота тех действий, которые предусмотрены нормами законодательства и условиями связывающих их договорных и иных обязательств

Содержание работы

1. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей………3
2. Понятие и виды вещных прав……………………………………………8
3. Договор мены…………………………………………………………….11
4. Договор доверительного управления имуществом……………………12
Задача
Литература……………………………………………………….

Содержимое работы - 1 файл

Гражданское право. Вопросы.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

    Действовавшее в СССР гражданское законодательство, в основе которого лежала социалистическая собственность, не выделяло категорию вещных прав и не использовало это юридическое понятие, хотя практически некоторые вещные права признавало. Переход Российской Федерации к рыночным отношениям и расширение имущественного оборота потребовали введения в систему гражданского права категории вещных прав и определения их режима.

    Вещные  права и прежде всего право собственности являются необходимой предпосылкой, а затем и результатом участия в современном рыночном обороте, выступление в котором требует наличия устойчивых правомочий в отношении материальных ценностей. Для граждан обладание вещными правами создает условия для нормальной повседневной трудовой жизни и отдыха.

    Вещным  правам посвящены обширный раздел II ГК (ст. 209-306) и нормы многих законов, прежде всего о земле, лесах, водах, природных ресурсах и животном мире. Изданы специальные законы об отдельных видах имущества, представляющих особую значимость (о недвижимости, транспортных средствах, драгоценных металлах, валюте). Этот обширный законодательный массив и образует в составе гражданского права важнейшую его подотрасль вещное право.

    В ст. 216 ГК к вещным правам отнесены: право  собственности; право пожизненного наследуемого владения землей; право  постоянного (бессрочного) пользования  землей; право хозяйственного ведения; право оперативного управления; сервитуты. Этот перечень носит примерный характер, поскольку он сопровождается оговоркой «в частности».

    Вещные права, имея ряд общих черт, по своим целям и содержанию достаточно разнообразны, и законодательство не дает им единого общего определения. Опираясь на нормы действующего законодательства, их можно определить как устойчивое право на использование чужой собственности, защищаемое против всех третьих лиц.

    Ограниченные  вещные права связаны с правом собственности и призваны в различных юридических формах способствовать его функционированию в имущественном обороте в интересах как самого собственника, так и других лиц, обладающих такими правами. Ввиду важного значения объектов материального мира для государства и граждан в этой области необходимо иметь достаточно полную и устойчивую систему законодательного регулирования.

    Круг  и содержание ограниченных вещных прав определены законом и не могут по усмотрению носителей этих прав расширяться. Также недопустимо создание субъектами имущественного оборота новых вещных правомочий. 

3. Договор мены

    Нормы о мене выделены в ГК в отдельную гл. 31 (ст. 567-571), хотя по содержанию этот договор во многом схож с договором купли-продажи. Его основное отличие состоит в том, что по договору мены товар передается в собственность другой стороны не за деньги, а в обмен на другой товар (п. 1 ст. 567).

    Поскольку мена направлена на передачу права  собственности (во взаимоотношениях государственных юридических лиц — прав хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом), ее предметом не могут быть обязательства по выполнению работ и оказанию разного рода услуг.

    Договор мены является консенсуальным, возмездным и взаимным. Его отличие т купли-продажи на первый взгляд очевидно, ведь обычно в качестве «покупной цены» здесь выступает товар, а не деньги. Но если стоимость обмениваемых товаров неодинакова, то сторона, передающая менее ценную вещь, должна доплатить разницу в цене.

    При мене переход права собственности, поскольку договором не предусмотрено иное, признается состоявшимся не при передаче каждого из обмениваемых товаров, а одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами. Такое решение создает баланс интересов участников договора мены в отношении правомочий по распоряжению имуществом и несения последствий возможных рисков.

    Срок  договора меня определяется самими сторонами.

    Договоры  мены, исполняемые в момент совершения, а также сделки между гражданами на сумму менее 10 МРОТ могут заключаться  в устной форме. Все остальные  договоры мены должны облекаться в  письменную форму (ст. 159-161 ГК РФ). Порядок заключения договоров мены определяется по общим правилам, аналогичным нормам о купле-продаже.

    В гл. 31 ГК о договоре мены назван лишь один случай ответственности при нарушении условий этого договора. Согласно ст. 571 ГК сторона, у которой третьим лицом изъят товар, приобретенный по договору мены, вправе потребовать от другой стороны возврата товара, поученного последней в обмен, и (или) возмещения убытков. При этом дается отсылка к ст. 461 ГК, которая освобождает от ответственности, если ответная сторона докажет, что заявитель требования знал или должен был знать о наличии оснований для изъятия вещи, например залога.

    Поскольку к договору мены применимы общие правила о договоре купли-продажи, обменивающиеся стороны несут ответственность, установленную для продавца и покупателя, и в частности отвечают за качество передаваемых ими товаров, которое должно быть надлежащим. 

4. Договор доверительного  управления имуществом

    Переход к рыночному хозяйству вызвал появление в гражданском праве России новых институтов, в числе которых доверительное управление имуществом. Сегодня этот институт приобретает заметное влияние в экономике и применяется как в предпринимательских отношениях, так и в отношениях с участием граждан.

    По  договору доверительного управления одна сторона — учредитель управления передает другой стороне — доверительному управляющему на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица — выгодоприобретателя (ст. 1012 ГК).

    Сторонами договора доверительного управления являются учредитель управления и доверительный управляющий. Учредитель управления, будучи собственником имущества, передает его управляющему, а тот обязуется управлять этим имуществом в интересах учредителя. Если управление имуществом осуществляется не в интересах учредителя управления или не только в его интересах, в правоотношение включается еще один субъект — выгодоприобретатель, который обладает самостоятельным правом требования к доверительному управляющему. В этих случаях договор доверительного управления приобретает черты договора, заключенного в пользу третьего лица (ст. 430 ГК).

    Характеризуя  доверительное управление имуществом, ГК называет любые юридические и фактические действия управляющего в отношении переданного имущества (п. 2 ст. 1012), указывает на возможность управляющего обращаться с этим имуществом как с собственным (п. 1 ст. 1020). Пределы управления чужим имуществом устанавливаются в законе, а также сторонами договора на основе свободного волеизъявления.

    В договоре доверительного управления предметом выступает имущество. Под имуществом в гражданском праве подразумеваются не только предметы внешнего мира, имеющие материальную природу (телесные вещи), но также и различные имущественные права (бестелесные вещи). Передача имущества по договору доверительного управления не влечет перемены субъекта права собственности на это имущество (п. 1 ст. 1012 ГК).

    Договор доверительного управления носит лично-доверительный, или фидуциарный характер, что отражается в его названии, в наименовании основного должника, а также в признаках его поведения. Например, в предпринимательских отношениях без доверия к управляющему, покоящегося на знаниях о его профессиональных и личных качествах, собственник вряд ли вступит с ним в подобные отношения. Это связано с риском неэффективного управления или утраты (полной или частичной) имущества, который несет собственник, передавая имущество в управление. ГК подчеркивает личный характер обязанностей доверительного управляющего перед учредителем (п. 1 ст. 1021), закрепляет право любой из сторон отказаться от договора в связи с невозможностью личного исполнения договора управляющим (п. 1 ст. 1024).

    В нормах ГК договор доверительного управления моделируется как возмездный. В силу ст. 1016 ГК при отсутствии в договоре условий о вознаграждении управляющему договор будет считаться незаключенным. Вместе с тем ГК допускает безвозмездность договора доверительного управления (п. 1 ст. 1016). Это те случаи, когда сторонами договора выступают граждане, не преследующие предпринимательских целей (управление имуществом подопечного и др.).

    Возмездный  договор доверительного управления имуществом является взаимным договором. Безвозмездный же договор доверительного управления имуществом относится к числу односторонних договоров, так как в этом случае учредитель доверительного управления имуществом приобретает только права и не несет обязанностей перед управляющим .

    Как правило, договор доверительного управления имуществом — это свободный договор, заключаемый всецело по усмотрению сторон. Однако в случаях, когда доверительное управление имуществом учреждается по основаниям, предусмотренным законом (ст. 1026 ГК), договор доверительного управления имуществом приобретает обязательный характер. Так, заключение договора доверительного управления имуществом становится обязательным для органа опеки и попечительства, если вступило в силу решение суда, предусматривающее необходимость постоянного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим (ст. 43 ГК). Договоры доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, заключаются с победителями конкурсов на право заключения договоров доверительного управления этими акциями.

    Договор доверительного управления имуществом может быть как договором в пользу его участников, так и договором в пользу третьего лица. В первом случае выгодоприобретателем по договору становится сам учредитель доверительного управления имуществом, во втором — назначенное им лицо. 

    Договор доверительного управления заключается  на срок, не превышающий 5 лет (п. 2 ст. 1016 ГК). Особенности отдельных видов имущества, передаваемого в управление, могут обусловить иной срок.

    В силу п. 1 ст. 1017 ГК договор доверительного управления заключается в письменной форме. Специальные требования к форме договора (п. 2 ст. 1017) обусловлены особенностями передаваемого имущества.

    Несоблюдение  общих и специальных требований к форме договора влечет его недействительность (п. 3 ст. 1017).

    Поскольку договор доверительного управления является реальным, для его заключения необходимо передать имущество (п. 2 ст. 433 ГК). Движимые вещи, по общему правилу, передаются в составе объектов недвижимости либо имущественных комплексов. Ценные бумаги могут передаваться как самостоятельно, так и в составе другого имущества.

    При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства наступает гражданско-правовая ответственность, основной мерой которой является возмещение убытков. Это общее правило действует и в отношении договора доверительного управления.

    Управляющий, не проявивший должной заботливости об интересах другой стороны по договору, обязан возместить причиненные этой стороне убытки. Если в качестве кредитора управляющего выступает учредитель, в состав возмещения войдет реальный ущерб (утрата или повреждение имущества учредителя, с учетом его естественного износа) и упущенная выгода. При заключении договора в пользу выгодоприобретателя объем ответственности управляющего возрастает: наряду с убытками учредителя он возмещает упущенную выгоду выгодоприобретателя (п. 1 ст. 1022 ГК).

    Меры  ответственности управляющего перед  третьими лицами в гл. 53 ГК не установлены. Возмещение убытков либо уплата неустойки регулируется общими положениями ГК об ответственности за нарушение обязательств, а также специальными нормами ГК об отдельных видах обязательств.

    ГК  не содержит специальных норм об ответственности учредителя перед управляющим. Стороны могут предусмотреть ее в договоре (например, неустойку за просрочку выплаты вознаграждения). Поскольку обязательство учредителя носит денежный характер, применимы меры, установленные ст. 395 ГК.

    В ст. 1024 ГК перечислены основания прекращения доверительного управления. В их числе названы: а) смерть гражданина — выгодоприобретателя или ликвидация юридического лица — выгодоприобретателя, б) смерть гражданина — управляющего, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, а также признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом), в) признание несостоятельным (банкротом) гражданина-предпринимателя, являющегося учредителем управления. Смерть гражданина — учредителя не прекращает управления, поскольку его права и обязанности по договору переходят к наследникам.

    Кроме того, здесь предусматриваются односторонние  отказы от договора: а) отказ выгодоприобретателя от получения выгод от управления имуществом, если иное не предусмотрено договором; б) отказ управляющего или учредителя в связи с невозможностью лично управлять имуществом; в) отказ учредителя по иным причинам, при условии выплаты вознаграждения управляющему.

Информация о работе Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей