Культурные права и свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Личные права и свободы 5
1.1 Право на жизнь 6
1.2 Достоинство личности. Право на свободу и личную неприкосновенность 7
1.3 Право на частную жизнь и охрану жилища 8
1.4 Национальная принадлежность 10
1.5 Свобода передвижений и места жительства 10
1.6 Свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова 11
Глава II. Культурные и социальные права 13
2.1 Социальные права 13
2.2 Культурные права и свободы 15
Глава III. Конституционные гарантии прав и свобод 17
Заключение 21
Библиографический список 23

Содержимое работы - 1 файл

структура прав и свобод.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: Конституционное (государственное) право России

По теме: Культурные права и свободы личности

 

Содержание 
 

 

Введение

 

     Институт  прав и свобод является центральным  в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.

     В XVIII в. происходит документальное закрепление  естественно-правового понимания  свободы. Отправной точкой этому может служить Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным Собранием Франции 27 августа 1791 г., преамбула которой гласила следующее: «Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительств, приняли решение изложить в торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности; чтобы действия законодательной и исполнительной властей при возможном сопоставлении в любой момент с целями каждого политического учреждения встречали большее уважение; чтобы притязания граждан, основанные отныне на простых и непререкаемых началах, устремлялись к соблюдению конституции и к всеобщему благополучию»1.

     Менее чем через месяц, 25 сентября 1791 г., Конгресс США принял Билль о правах в качестве десяти поправок к Конституции, которые были ратифицированы штатами к концу этого же года.

     Оба документа – Декларация прав человека и гражданина и Билль о правах – юридически воплотили и закрепили существовавшую много веков идею о том, что люди не являются достоянием государственной власти. Они имеют права, которые государство обязано соблюдать.

     Если  в конце XVIII века все провозглашаемые  и законодательно закрепляемые права, относящиеся к категории «естественных и неотчуждаемых», концентрировались вокруг идеи свободы, признаваемой высшей ценностью, то в XX веке появились права «второго поколения», призванные гарантировать жизнь не только свободную, но и относительно обеспеченную.

     Социально-экономические  права второго поколения внесли достаточно существенные коррективы в  юридическую модель отношений личности и государства. Если гражданские и политические права были призваны оградить личность от произвольных действий властей, «поместив» ее в охраняемое законом «пространство свободы», то социально- экономические права определенным образом «привязывали» человека к государству, обязывая последнее помогать тем, кому грозит опасность утонуть в «море свободы».

     Первым  из таких актов была Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Наряду с расширением спектра  гражданских и политических прав (запрещение рабства, пыток, право на свободу передвижения, право на получение и распространение информации и т. д.), Всеобщая декларация провозглашала также, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства»2.

     Независимо  от степени и формы юридического закрепления социально-экономических  прав, существование развитого института  частной собственности, а также  устоявшихся структур гражданского общества служит надежной преградой использования государством «перераспределительных» полномочий в ущерб политическим и гражданским свободам.

     Это обстоятельство не бралось во внимание советской пропагандой, пытавшейся доказать, что западный мир был вынужден считаться с достижениями «социалистической демократии» и маскировать свою антинародную сущность, провозглашая «жалкие и урезанные» социально-экономические права.

     В действительности же, при внешнем  сходстве социально-экономические  права, содержащиеся в международных  актах, зарубежных Конституциях, с одной стороны, и статьях Конституции СССР – с другой, различны по своей сущности, назначению и порождаемым ими последствиям.

     Прежде  всего, в советских конституциях отсутствовало одно из важнейших политических и экономических прав человека – право быть частным собственником. Указанное обстоятельство имело своим следствием особый подход к определению размера вознаграждения за труд, и построению сложной системы льгот и привилегий материального характера. С учетом того, что все материальные блага были жестко связаны с социальным статусом, а не с качеством деятельности лица, обладающего им, то оценка уровня профессиональной квалификации носила, как правило, субъективный и зачастую идеологически окрашенный характер.

     Таким образом, если западный мир расширил спектр прав человека за счет обязательств государства обеспечивать соответствующие реально существующим возможностям общества уровень социальной защиты и помощи, то советские конституции, закрепляя социально-экономические права, создавали идеологическое оформление монополии государства на распределение материальных и нематериальных благ.

     В данной курсовой работе рассматривается  структура прав и свобод граждан, прописанных в ныне действующей  Конституции России. Это рассмотрение определяет задачу работы. В соответствии с общепризнанной концепцией права человека подразделяются на политические, экономические и личные. Исследованию каждой из указанных категорий прав посвящена отдельная глава. Наконец, в последней главе дается общий обзор мер, обеспечивающих конституционную защиту прав и свобод граждан.

     Применительно к библиографии, посвященной данному  вопросу, можно отметить следующее. Раздел «Права и свободы граждан» является составным для систематических  курсов основ конституционного права, в этой связи при написании работы в значительной степени использовались учебные издания. Особо здесь следует выделить учебник Баглая M. В. «Конституционное право Российской Федерации». Кроме того, рассматривается данный вопрос и в правовой периодике.

Личные  права и свободы

     Личные  права и свободы, именуемые также  гражданскими, составляют первооснову  правового статуса человека и  гражданина. Большинство из них носят  абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими  ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20—29 Конституции РФ.

     Предварительно  имеет смысл ввести различия между  понятиями «права человека» и  «права гражданина»3. Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а отрава гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к  государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод. 

Право на жизнь

     Это право провозглашается всеми  международно-правовыми актами о  правах человека и почти всеми  конституциями стран мира как  неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно  лишен жизни.

     В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению убийства – это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий и др.

     Особое  значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке Конституции  РФ ряд общественных и религиозных организаций настаивали на конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде стран. В полной мере эти общедемократические соображения не были восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же обозначена ("впредь до ее отмены"). В связи со вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Однако в условиях роста преступности органы государственной власти пришли к выводу о невозможности немедленной отмены этой меры наказания и осуществлении поэтапного сокращения ее применения. В настоящее время действует мораторий на применение смертной казни, введенный Президентом РФ.

    Достоинство личности. Право на свободу и личную неприкосновенность

     Достоинство человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства. Это государство дает человеку право на самооценку, на "самоопределение" и охраняет его выбор жизненных ценностей.

     Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: "Ничто не может быть основанием для его умаления". В самом тексте ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др.

     Право на свободу есть не что иное, как  сама свобода, т. е. возможность совершать  любые правомерные действия. В  этом праве заложено ограничение  для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).

     Новшеством  российской Конституции явилось  установление такой важной гарантии свободы и личной неприкосновенности, как судебный порядок ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. В отличие от прежнего порядка  теперь арестованный вправе предстать перед судом и лично протестовать против ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Безусловно, это более высокая гарантия охраны личных прав, но она требует серьезного укрепления состава судов, порядка и оперативности их деятельности. Эта норма начинает функционировать с июля 2002 г. 

Право на частную жизнь  и охрану жилища

     Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это — своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его "среды обитания". Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз.

     Однако  гражданское общество понимает, что  злоупотребление тайной частной  жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противоправных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных законом, оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.

     Институт  неприкосновенности частной жизни  включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в различных  статьях Конституции, а специально – в ст. 23 и 24. Это – право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Информация о работе Культурные права и свободы личности