Исковая и приобретательная давность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение и анализ исковой и приобретательной давности.
Задачами работы являются:
раскрытие понятия и сущности исковой и приобретательной давности в гражданском праве
проблемы правоприменения исковой и приобретательной давности
выявление особенностей и отличий исковой и приобретательной давности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….…3
Глава 1. Характеристика и анализ исковой давности …………………………....5
1.1. Понятие и применение срока исковой давности……………………………..5
1.2. Виды сроков исковой давности……………………………………….….…...8
1.3. Начало течения сроков исковой давности…………………………….………9
1.4. Приостановление исковой давности………………………………………..12
1.5. Перерыв исковой давности………………………………..………………...15
1.6. Восстановление исковой давности……………………………………….…17
Глава 2. Характеристика и анализ приобретательной давности…………...........19
2.1. Понятие приобретательной давности и проблемы правоприменения……..19
2.2 Владение как главный элемент юридического состава приобретательной давности…………………………………………………………………………..…22
2.3 Характеристика дополнительных требований, предъявляемых к владению…………………………………………………………………..………24
Глава 3. Соотношение исковой и приобретательной давности…………………28
3.1. Сравнительная характеристика……………………………………………….28
3.2. Законодательная конструкция исковой и приобретательной давности…...30
Заключение……………………………………………………………………….....33
Библиографический список……………………..…………………………...…....35

Содержимое работы - 1 файл

курсовая работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

      Напротив, когда юридическое лицо или гражданин  поручают своим рабочим и служащим осуществлять различные операции с  вещами в процессе их производственного или личного использования, то именно работодатель владеет этими вещами как своими и потому его владение отвечает требованию, установленному п. 1 ст. 234 ГК.

      Во-вторых, требуя, чтобы гражданин или юридическое  лицо, не являющиеся собственником, владели имуществом "как своим собственным", закон исключает любое владение, имеющее в качестве основы какое-либо право. Не владеют вещью как своей собственной арендатор, хранитель, субъект права хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) и многие другие.

      Четвертым требованием ГК к владению является требование открытости. Выше уже отмечалось, что владение представляет собой  социальную видимость права собственности, что оно представляет собой явление, доступное для распознавания  окружающими. В соответствии с этим п. 1 ст. 234 ГК устанавливает, что к приобретению права собственности ведет только такое владение, которое является открытым. Окружающие должны иметь возможность наблюдать владение. Сокрытие владельцем своего владения данной вещью является нарушением этого требования. Однако, с другой стороны, из этого требования не вытекает для владельца обязанности специально информировать окружающих о существовании владения.

      Пятым и последним требованием п. 1 ст. 234 ГК к владению является добросовестность. Он устанавливает, что потенциальный приобретатель должен владеть добросовестно.

      Пункт 1 ст. 234 ГК прямо не определяет, в каких случаях владение осуществляется добросовестно, а в каких - нет. ГК не содержит и общего определения добросовестности, хотя он пользуется этим термином в ряде своих статей (ст. 53, 202, 302). В каждом отдельном случае понятие добросовестности имеет свое содержание17.

      При установлении, какое содержание вкладывает п. 1 ст. 234 ГК в понятие добросовестности, следует иметь в виду, что речь идет о гражданине или юридическом лице, которые не являются собственниками соответствующего имущества. Конечно, лицо, которое не знает и не может знать, что оно не является собственником вещи, является добросовестным владельцем.

      Однако  практически более важен случай, когда владелец знает, что он не является собственником вещи. Свет на эту ситуацию проливает п. 4 ст. 234 ГК. Из него вытекает, что лицо, из владения которого вещь может быть истребована на основании ст. 301 и 305 ГК, в принципе способно приобрести ее по давности владения. Эти статьи посвящены лицу, незаконно владеющему чужой вещью. Такое лицо, следовательно, не исключается из круга потенциальных приобретателей. Это означает, что с точки зрения ст. 234 ГК знание о незаконности своего владения не исключает добросовестности. Лицо, знающее, что его владение данной вещью является незаконным, для целей ст. 234 ГК признается владеющим добросовестно.

      Отметим, что согласно п. 3 ст. 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Здесь отмечается о добросовестности вообще, и эта презумпция относится ко всем случаям, когда закон упоминает о добросовестности. Применяется она и в случаях приобретения права собственности по давности владения.

      Моментом  возникновения права собственности при приобретательной давности является момент истечения сроков, установленных абз. 1 п. 1 ст. 234 ГК. Исключение сделано абз. 2 п. 1 ст. 234 ГК для недвижимости, а также для иного имущества, подлежащего обязательной государственной регистрации. Акт регистрации, однако, лишь определяет момент, но не обладает правосоздающей силой. Право собственности возникает из установленного ГК фактического состава. На это указывает и текст ГК, который говорит о лице, приобретшем имущество18. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Соотношение исковой и приобретательной давностей.

    3.1. Сравнительная  характеристика 

      Дореволюционные российские цивилисты обращали внимание на то, что установление давности побуждает  собственника иметь постоянный надзор за своим имуществом и пользоваться им, извлекая из него все возможные выгоды, а также не оставлять своих прав в бездействии.

      Действительно, с истечением значительного промежутка времени с момента возникновения  правоотношения может быть затруднительно представление тех или иных письменных документов, нахождение свидетелей и т.п.

      Отсутствие  давности создавало бы неопределенность и постоянную опасность возникновения  негативных последствий для участников правоотношений и не служило бы интересам  гражданского оборота в целом. Устранению негативного эффекта способствует давность как гражданско-правовой срок. Так, в отношении исковой давности учеными подмечено: "Введением института исковой давности вообще не имеется в виду кого-то наказывать, для кого-то создавать выгоды. Задача института исковой давности состоит в том, чтобы, не расшатывая правоотношений, не подрывая их прочности, вместе с тем устранить неопределенность правоотношений".

      Наконец, установление давностных сроков служит целям облегчения и оптимизации  деятельности судов, иных государственных  органов.

      В то же время давностные сроки различны по своим содержательным характеристикам и конкретным целям их нормативного закрепления. В юридической литературе существуют различные точки зрения по вопросу о соотношении исковой и приобретательной давностей. Известный цивилист Ю. Толстой считает, что сроки приобретательной и исковой давности начинают свое течение одновременно. В то же время законодатель устанавливает между этими двумя видами сроков определенные интервалы: двухгодичный период - в отношении движимого имущества, определяемый как математическая разница между сроком приобретательной давности и сроком давности исковой (5 лет и 3 года) и аналогично определяемый 12-летний период - в отношении недвижимости (15 лет и 3 года)19.

      Но  вопрос о соотношении начальных  моментов сроков течения исковой и приобретательной давностей не может быть решен так однозначно.

      Как срок давность владения является необычным  юридическим фактом, поскольку закон  связывает последствия давностного  владения не просто с истечением определенного  периода времени, а с истечением времени при выполнении иных условий владения. Таким образом, срок входит в юридический состав фактов. Следовательно, начало течения срока возможно лишь при сформированности всего юридического состава фактов: добросовестности владельца, открытости его владения, а также владения им вещью как своей. Данный юридический состав служит правовой предпосылкой для начала и течения срока давности в рамках приобретательной давности. Владение же отнюдь не всегда может считаться добросовестным с того же самого момента, когда право собственника нарушено и, по общему правилу, начинает свое течение срок исковой давности.

      В то же время справедливо и обратное положение. Существуют ситуации (например, нахождение лица в составе Вооруженных  Сил, переведенных на военное положение), когда начальный момент течения срока исковой давности может наступить позднее начала течения приобретательной давности.

      Таким образом, начало течения срока приобретательной давности, так же как, впрочем, и исковой, приурочено к объективному фактору - выполнению владельцем совокупности условий. В связи с этим можно, наверное, говорить о такой характерной черте давностного срока, как объективная определенность начального момента течения давности. Но какой-либо обоснованный критерий взаимосвязи объективно определенных моментов начала течения сроков двух давностей установить невозможно. 

      3.2. Законодательная конструкция исковой  и приобретательной  давности. 

      На  практике законодатель пошел по пути установления существенного различия в продолжительности указанных сроков давностей. Но в любом случае, даже при закреплении для приобретательной давности более продолжительного срока, нежели для давности исковой, без дополнительного правового регулирования не избежать новых проблемных вопросов. Если предположить ситуацию, при которой срок приобретательной давности для приобретения движимой вещи истечет ранее срока исковой давности, то встанет вопрос о приоритетности интересов собственника или давностного владельца. Для недвижимости срок давности владения в настоящий момент значительно, в пять раз, превышает срок исковой давности, поэтому применительно к такому имуществу о рассматриваемой ситуации говорить не приходится.

      Без законодательного закрепления, например, нормы о взаимообусловленном течении сроков обеих давностей невозможно положительно разрешить в том числе и данную проблему. Другое дело, что такая правовая регламентация может быть различной.

      В п.4 ст.234 ГК РФ установлены прямые изъятия  из общего правила начала течения  срока давности с момента наличия всего состава условий давностного владения. Данные изъятия закреплены в отношении лиц, обладающих имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления, а также в отношении договорных (ст.305 ГК) и незаконных владельцев (ст.301 ГК). В отношении указанных лиц срок приобретательной давности начинает свое течение с момента истечения срока давности исковой (при одновременном выполнении всех условий давностного владения). Представляется, что такое регулирование не является в полной мере обоснованным и необходимым. Указанная норма ст.234 ГК, по сути, устанавливает под видом введения исключений из общего правила новое правило в отношении подавляющего большинства давностных владельцев. Действительно, владение в рамках приобретательной давности, не являясь титульным, должно рассматриваться как незаконное (беститульное), а значит, подпадающее в полной мере под изъятия, установленные п.4 ст.234 ГК. Кроме того, указанное исключение смещает акцент правового регулирования приобретательной давности с квалифицированного состава условий давностного владения (одним из которых, напомним, является добросовестность владельца) на фактор наличия или отсутствия возможности у правообладателя защитить свое право собственности в принудительном порядке.

      В то же время, когда речь идет о незаконном владении, то собственник, если должник  ему известен, вправе предъявить иск  в период исковой давности и вернуть  себе владение вещью. Законодательно также  предусматривается возможность восстановления пропущенного срока исковой давности, ведь собственник и после истечения срока исковой давности остается собственником. Давностный владелец право собственности приобретает только лишь в момент истечения значительно большего по своей продолжительности срока, нежели срок исковой давности. Поэтому необходимо закрепить норму о приоритетном действии приобретательной давности.

      В настоящее же время, несмотря на содержание и суть исковой и приобретательной давностей, получается, что давностный владелец вправе приобрести право собственности на вещь посредством приобретательной давности в момент ее истечения только при условии истечения срока исковой давности по искам об истребовании данной вещи.

      Высказывается мнение, что сроки исковой и  приобретательной давности подлежат перерыву и приостановлению в одинаковом порядке. Подразумевается, видимо, аналогичность оснований приостановления и перерыва для обеих давностей. Но варианты установления условий приостановления и перерыва давности владения, аналогичных подобным условиям, закрепленным для исковой давности, могут нарушить конструкцию приобретательной давности и свести на нет весь смысл данного института20.

      В отношении приостановления приобретательной давности можно предложить такой  вариант правового регулирования, при котором не предусматриваются нормы о приостановлении течения срока давностного владения (и соответственно, не предусматриваются отсылки к аналогичным нормам исковой давности). Ведь у собственника, даже если сложится такая ситуация, когда он утратит свое право собственности при отсутствии истечения срока давности исковой, все равно останется возможность взыскания понесенных убытков от соответствующего должника. Правда, законодатель должен четко высказаться по этому поводу, расставив акценты таким образом, что в изложенной ситуации приоритет отдается нормам о давности приобретательной, но не исковой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение. 

      Значение  давности в гражданских правоотношениях  тесно связано с фактором времени. Время способно влиять на возникновение и прекращение определенных правоотношений. Принадлежащее лицу субъективное право может зависеть от известного времени его осуществления (лицензирование какой-либо деятельности), либо, наоборот, допускается к осуществлению в рамках известного срока (право на исковую защиту). Большое значение соблюдению установленных сроков придается также и в гражданском процессе.

      Неосуществление своего права в течение некоторого времени может послужить основанием его утраты. Фактическое владение вещью в течение известного времени  при известных условиях служит основанием приобретения права собственности. Наконец, само существование какого-либо права может продолжаться в течение лишь некоторого срока.

      Все это можно свести к следующим  основным положениям:

  • установленный законом срок, в течение которого нарушенное субъективное право может быть защищено по иску его обладателя в суде, арбитраже, третейском суде или ином юрисдикционном органе, называется исковой давностью;
  • различают общие и специальные сроки исковой давности. Специальные сроки исковой давности делятся на сокращенные и более продолжительные.
  • закрепление в законе определенных сроков давности направлено на побуждение участников гражданского оборота к быстрому осуществлению принадлежащих им прав и, следовательно, на повышение эффективности гражданско-правового регулирования в целом.
  • для возникновения права собственности необходимы следующие условия владение должно быть незаконным, поскольку законное владение исключает возможность владения чужим имуществом как своим собственным, владение должно быть добросовестным, то есть собственник не знает и не может знать о незаконности своего владения, владение должно быть открытым, то есть поведение владельца как предполагаемого собственника имущества должно быть доступно восприятию неопределенного круга третьих лиц, включая действительного собственника, владение должно быть непрерывным в течение установленных  сроков.

Информация о работе Исковая и приобретательная давность