Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:52, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении понятия срока исковой давности, анализе понятия, что срок носит императивный характер при изучении срока исковой давности и является одним из сроков защиты субъективных гражданских прав. Исходя из того, что Гражданский кодекс РФ дает такую формулировку исковой давности, но для полного раскрытия данного понятия необходимо обратить особое внимание на течение срока исковой давности, а именно, начало и изменение такого срока, а также последствия истечения данного срока. Все эти вопросы имеют огромное значение при защите нарушенного права, так как в случае истечения исковой давности суд должен отказать в иске, даже, несмотря на то, что истец обладает соответствующим правом и это право нарушено ответчиком. ).
Введение
Глава 1 Исковая давность
Понятие исковой давности
Императивность правил исковой давности
Глава 2. Сроки исковой давности
3.1. Определение сроков
3.2. Исчисление сроков
3.3. Виды сроков исковой давности
Глава 3. Течение исковой давности
4.1. Начало течения исковой давности
4.2. Изменение срока исковой давности
Глава 5. Последствия истечения срока исковой давности
Заключение
Список использованной литературы
Указанный вывод носит лишь общий характер,
поскольку может быть существенно скорректирован
в зависимости от формы заявления ответчика
о применении исковой давности. Действующее
законодательство не содержит каких-либо
конкретных требований к форме ответчика
о применении исковой давности. По смыслу
ГК и с учетом требований процессуального
законодательства такое заявление может
быть сделано в письменной форме, быть
выражено в виде специального заявления
или включено в другой документ (например,
в отзыв на иск), содержать конкретную
просьбу об отказе в иске по причине пропуска
исковой давности или иметь простую ссылку
на соответствующие нормы ГК и т.д. Важно,
чтобы из действий ответчика совершенно
определенного следовало его желание
защитить интересы указанием на задавленность
требования. В случаях, когда соответствующее
заявление ответчика облечено в письменную
форму, например, содержится в отзыве на
иск, который рассматривается судом, указанное
заявление о применении исковой давности
является достаточным и при повторном
рассмотрении дела.
По общему правилу, исковая давность распространяется на все гражданские правоотношения. В виде исключения срок исковой давности не применяется к ряду требований, которые прямо указаны в законе. Так, в соответствии со ст.208 ГК исковая давность не распространяется на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; на требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. В последнем случае требования, предъявленные по истечении срока давности, удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Исковая давность не применяется также к требованию собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (негаторный иск). Указанный перечень не является исчерпывающим, так как законом могут устанавливаться иные случаи неприменения исковой давности.
Кроме того, иногда исковая давность не применяется в силу самой природы заявленных требований. Так, в Постановлении № 15/18 справедливо указывается на неприменимость исковой давности к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом. Однако без внимания остался вопрос, применяется ли исковая давность при оспаривании ненормативных правовых актов, которыми нарушены права, охраняемые законом интересы или свободы участников гражданского оборота. Судебная практика по данной категории дел крайне противоречива, поскольку решения даже высших судебных инстанций порой взаимно исключают друг друга. Такое положение дел является явно ненормальным, дестабилизирует гражданский оборот и подрывает уважение к суду.
На наш взгляд, указанный вопрос должен решаться следующим образом. Оспаривание любых правовых актов, как нормативных, так и ненормативных, само по себе допустимо безотносительно ко времени их принятия. В отличие, например, от требований о применении последствий недействительности ничтожных сделок, которые являются по своей процессуальной природе преобразовательными притязаниями, требования о признании недействительными правовых актов (как, впрочем, и сделок) относятся к так называемым установительным притязаниям. Истец в данном случае добивается лишь констатации (установления) судом того факта, что правовой акт (или соответствующая сделка) является недействительным в силу его противоречия действующему законодательству. Отказать в установлении указанного факта суд может, лишь отказавшись рассматривать предъявленный иск, что недопустимо в силу императивного запрета п. 1 ст. 199 ГК. Если же иск принят судом к рассмотрению, то отказ в требовании о признании правового акта недействительным, в сущности, невозможен.
Мнение о том, что установительные притязания в силу самой их природы не могут быть ограничены давностными сроками, давно высказано в литературе и разделяется многими учеными.
Если, однако, в иске одновременно ставится
вопрос о защите прав, охраняемых законом
интересов или свобод, нарушенных этими
актами, т. е. о применении последствий
ничтожности правового акта, то это возможно,
лишь в пределах исковой давности.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Срок, определенный периодом времени, истекает, если он исчисляется:
- годами - в соответствующие месяц и число последнего года срока;
- месяцами - в соответствующее число последнего месяца срока;
- неделями - в соответствующий день последней недели срока.
К сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами.
К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.
Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, счисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням.
Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок, истекает в последний день этого месяца.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Сокращенные или более длительные сроки исковой давности применяются в случаях, прямо указанных в законе. Так, давность по искам о ненадлежащем качестве работы, выполненной по договору подряда, составляет один год (п.1 ст. 725 ГК), требование же о безвозмездном устранении таких недостатков результата работы, выполненной по договору бытового подряда, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником в течение десяти лет с момента принятия результата работы, если в установленном законом порядке не предусмотрены более длительные сроки (п. 2 ст. 737 ГК).
Общий срок исковой давности
устанавливается в три года. Общий
срок, установленный в ст.196 ГК
РФ, не может быть удлинен или
сокращен никакими иными
Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Если раньше ГК РСФСР устанавливались только сокращенные сроки, то теперь специальные сроки могут быть и более длительными, чем три года. Их правовой режим абсолютно такой же, что и общих сроков исковой давности, поскольку на них распространяются все те же нормы главы 12 ГК РФ, что и на общие сроки исковой давности. В частности, специальные сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Отмеченное обстоятельство облегчает решение задачи правильного применения сроков исковой давности, поскольку независимо от их вида существуют и одинаковые основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности. Важным сейчас становится другое – отделить их от иных сроков, которые устанавливаются законом.
Существуют в гражданском
Отличие сроков исковой
Большое значение имеет правильное определение начала течения давностного срока. В соответствии со ст. 200 ГК исковая давность начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются только ГК и иными законами. Таким образом, начало течения исковой давности закон связывает, с одной стороны, с объективным моментом, т.е. нарушением субъективного права, а с другой стороны, с субъективным моментом, т.е. моментом, когда управомоченный узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Очевидно, что эти моменты не всегда совпадают, хотя и предполагается, что потерпевший узнает о нарушении своего права в момент его нарушения. Однако если истец докажет, что он узнал и мог узнать о нарушении лишь позднее, предпочтение отдается субъективному моменту. Такое решение вопроса представляется вполне справедливым, гак как если управомоченное лицо не знает о нарушении своего права, то оно, естественно, не может воспользоваться правом на защиту. Но в этом случае уже ответчик может доказывать, что о нарушении права истец должен был узнать раньше, чем он узнал об этом фактически. И если действительно будет установлено, что истец не узнал своевременно о нарушении своего права из-за своей халатности, давность начинает течь с того момента, когда по обстоятельствам дела истец должен был узнать о нарушении.
Знание лица о нарушении принадлежащего ему права как начальный момент течения исковой давности не должно толковаться расширительно. Закон связывает начало течения исковой давности лишь с тем, что лицо узнало или должно было узнать о факте нарушения своего права. Никакие другие обстоятельства, кроме прямо указанных в законе, на начало течения исковой давности не влияют. Так, лицо, право которого нарушено, может не знать, кто является правонарушителем либо не иметь сведений о месте его нахождения; терпевший может быть лишен фактической возможности предъявить иск, например, в связи с отсутствием средств или болезнью; у него могут быть трудности с определением размера причиненного вреда либо сбором необходимых доказательств и т. п. Однако все эти и сходные с ними обстоятельства по действующему законодательству не влияют на начало течения исковой давности.
На первый взгляд, подобный подход несправедлив, поскольку потерпевший лишен или, по крайней мере, стеснен в возможности защиты своих нарушенных прав. Отчасти это действительно так, однако если при отсчете начала течения исковой давности принимать во внимание все подобные обстоятельства, то правила об исковой давности утратили бы в значительной степени определенность как свое необходимое качество, а также открылись бы широкие возможности для злоупотреблений. Кроме того, указанная несправедливость, по крайней мере в отношении граждан, в известной степени компенсируется возможностью восстановления пропущенной по уважительной причине исковой давности.
Некоторая сложность в определении начала исковой давности имеется в случаях, когда иск заявляется в защиту государственных или общественных интересов прокурором, государственным органом, органом местного самоуправления или иным органом (ч.1 ст.42 ГПК, ч.1 ст.42 АПК). В принципе, здесь также должно действовать общее правило, закрепленное п. 1 ст. 200 ГК. При этом под лицами, которые узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, следует понимать, разумеется, не прокурора и соответствующие органы, а самих потерпевших, в интересах которых заявляется иск. Если иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, установить знание последних о правонарушении достаточно затруднительно. По всей видимости, следует исходить из характера правонарушения и потенциальной возможности потерпевших узнать о нарушении своих прав.
Момент начала исковой давности для защиты некоторых субъективных прав имеет определенную специфику. В относительных правоотношениях решающее влияние на начало давностного срока оказывает содержание этих правоотношений. В случае если обязанность должника состояла в совершении им определенной действия в обусловленный договором срок, исковая давность начинает течь с момента наступления (истечения) срока исполнения. Когда исполнение обязательства определено моментом востребования (ст.314 ГК), давность исчисляется с момента истечения 7-дневного льготного срока, если обязанность немедленного исполнения не вытекает из закона, договора или существа обязательства. Если обязанность должника состоит в совершении ряда последовательных однородных действий, например в осуществлении поставок или оказании услуг, срок исковой давности применяется по каждому требованию отдельно.