Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 01:28, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы дать гражданско-правовой анализ договора дарения, выявить его специфические особенности, сферу применения в настоящее время в России.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
выявить особенности правового регулирования договора дарения;
раскрыть понятие договора дарения, форму его представления;
определить предмет договора дарения;
проанализировать права и обязанности сторон по договору дарения;
рассмотреть порядок исполнения и прекращения договора дарения;
определить возможную ответственность сторон за не исполнение договорных обязательств по договору дарения.
Введение…………………………………………………………………….3
Общие положения договора дарения……………………………………..5
Понятие договора дарения……………………………………………..5
Предмет договора дарения……………………………………………12
Основные элементы договора дарения………………………………….15
Субъекты договора дарения…………………………………………..15
Содержание и форма договора дарения……………………………...20
Ответственность сторон по договору дарения………………………24
Прекращение договора дарения………………………………………….27
Основания отмены дарения…………………………………………...27
Последствия отмены дарения………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………….37
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….37
По гражданскому законодательству
Российской Федерации многие договоры
могут выступать как
Договор дарения опосредует переход имущества (вещи, права и т.п.) от одного лица к другому, причем и даритель, и одаряемый являются юридически равноправными субъектами. Таким образом, правоотношения, возникающие из договора дарения, вполне укладываются в рамки предмета гражданского права и адекватны методу гражданско-правового регулирования.
Актуальность темы определяется потребностью использования в практической деятельности договора дарения на данном этапе экономического и правового развития Российской Федерации.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы дать гражданско-правовой анализ договора дарения, выявить его специфические особенности, сферу применения в настоящее время в России.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Договором дарения признается такой договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В системе гражданско-правовых договоров договор дарения выделяется в отдельный тип договорных обязательств благодаря наличию некоторых характерных признаков, позволяющих квалифицировать его в данном качестве. В числе таких признаков можно назвать следующие особые черты договора дарения.1
Во-первых, основной квалифицирующий
признак договора дарения, отличающий
его от подавляющего большинства
гражданско-правовых договоров, состоит
в его безвозмездности. Как известно,
гражданско-правовые отношения строятся
на началах имущественной
Договор дарения относится к
безвозмездным договорам, по которым
одна сторона предоставляет либо
обязуется предоставить что-либо другой
стороне без получения от нее
платы или иного встречного предоставления.
Наличие в системе гражданско-
На наш взгляд, безвозмездные (по
определению) гражданско-правовые договоры
не нуждаются в подобных теоретических
оправданиях, поскольку занимают свое
достойное, справедливо им принадлежащее
место в системе гражданско-
Признак безвозмездности договора дарения означает, что даритель не получает никакого встречного предоставления со стороны одаряемого. Если по договору дарения предполагаются встречная передача вещи или права либо встречное обязательство со стороны одаряемого, то такой договор признается притворной сделкой и к нему применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 ГК РФ.3
Как и в российском дореволюционном гражданском праве, договор дарения не теряет своих качеств, если имеется встречное предоставление, которое носит чисто условный либо символический характер (например, вручение дарителю одаряемым мелкой монетки за подаренные острый предмет или комнатное растение). При этом важное значение имеет осознание сторонами того факта, что встречное предоставление является именно данью традиции и не выполняет роль компенсации за полученное имущество. При отсутствии осознания условности и символического характера предоставления со стороны одаряемого и, напротив, направленности воли сторон именно на компенсацию дара их правоотношения не могут рассматриваться в качестве договора дарения даже в том случае, когда встречное предоставление явно не эквивалентно полученному дару. Так, если какое-либо имущество реализуется его собственником по явно заниженной цене или покупается кем-либо по чрезмерно завышенной цене, указанные правоотношения, в силу отсутствия признака безвозмездности, не могут быть квалифицированы как договор дарения.
Сложнее решается вопрос о том, может
ли признаваться встречной передачей
вещи (права) либо встречным обязательством
(в смысле абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ) соответствующее
предоставление, осуществляемое одаряемым
в пользу дарителя, за рамками договора
дарения по иным сделкам и обязательствам.
В современной юридической
Иная позиция высказана Е.Н. Чефрановой, которая утверждает: "Для того чтобы считаться "встречным", предоставление не обязательно должно быть предусмотрено тем же самым договором, что и "подарок". Оно может быть предметом отдельной сделки и иногда даже с другим лицом (например, в случае, когда за полученный или обещанный дар "одаряемый" исполняет обязанность дарителя перед третьим лицом). Важна причинная обусловленность "дарения" встречным предоставлением со стороны "одаряемого". Таким образом, Е.Н. Чефранова допускает квалификацию договора дарения как притворной сделки, в том числе и при отсутствии каких-либо условий о встречном предоставлении в самом тексте договора дарения (при известных обстоятельствах).5
Попытки дать ответ на поставленный вопрос путем толкования норм ГК, касающихся понятия "встречное обязательство", обречены на неудачу, поскольку эти нормы не исходят из строгого и единого понимания содержания данного понятия. Так, когда ГК говорит о встречном исполнении обязательств, имеется в виду такое обязательство, исполнение которого в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной (ст. 328 ГК РФ), т.е. речь идет об исполнении обязательства одной стороной и встречном предоставлении другой стороны по одному договору. Однако при регламентации отношений, связанных с прекращением обязательства зачетом встречного однородного требования, ГК явно признает в качестве встречного требования в том числе и требование по обязательству, вытекающему из другого договора (ст. 410 ГК РФ).
Нам представляется, что данная Е.Н. Чефрановой трактовка понятия "встречная передача вещи или права либо встречное обязательство" применительно к норме, содержащейся в абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ, является правильной и соответствующей нуждам имущественного оборота. Действительно, то обстоятельство, что "дарение" причинно обусловлено встречным предоставлением со стороны "одаряемого" (в том числе и по иной сделке), бесспорно свидетельствует о том, что стороны, заключая договор дарения, на самом деле имели в виду сделку, совершаемую на возмездной основе, которую они хотели прикрыть сделкой дарения. Налицо все признаки притворной сделки (п. 2 ст. 170 ГК РФ). Ограничения встречной передачи вещи (права) либо встречного обязательства рамками только договора дарения приведет к тому, что всякую возмездную двустороннюю сделку по передаче имущества можно будет оформить как два договора дарения, в которых оба контрагента, меняясь местами, будут выполнять поочередно роль одаряемого и дарителя.6
Совершенно своеобразный взгляд на природу встречного обязательства одаряемого по договору дарения имеет О.А. Орлова. Она пишет: "Таким образом, договор дарения может предусматривать встречные обязательства одаряемого, что само по себе его не порочит. Лишь наличие встречного предоставления в строгом смысле слова уничтожает действительность договора дарения. Поэтому абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ нуждается в ограничительном толковании. Из этого можно сделать вывод, что договор дарения, являющийся, по общему правилу, односторонне-обязывающим, в ряде случаев может выступать и как договор взаимный (но тем не менее безвозмездный)".
К такому оригинальному выводу О.А.
Орлова пришла на основе анализа двух
примеров, когда, в одном случае,
даритель, отчуждая одаряемому дом, оставляет
за собой право пользования одной
из комнат, а в другом - передавая
в дар земельный участок, оставляет
за собой сервитут. Суть рассуждений
автора состоит в том, что по отношению
к обязанности дарителя осуществить
дарение одаряемый имеет
На наш взгляд, для объяснения
примеров, приведенных О.А. Орловой,
вовсе не обязательно разрушать
традиционную конструкцию договора
дарения как одностороннего обязательства
и превращать его в обязательство
взаимное. В обоих случаях имущество,
подаренное одаряемому, просто обременено
соответствующими правами дарителя.
Тем не менее данное имущество
поступает в собственность
Во-вторых, признаком дарения является увеличение имущества одаряемого. Объем имущества одаряемого увеличивается путем передачи ему дарителем вещи или имущественного права либо освобождения его от обязанности. В последнем случае уменьшается часть имущества одаряемого, составляющего его пассивы, что равносильно увеличению активов последнего. Данный признак позволяет отличать договор дарения от иных договоров, не предусматривающих, так же как и при дарении, встречного предоставления. Например, договор залога может быть заключен третьим лицом с кредитором должника в целях обеспечения обязательств последнего без какой-либо компенсации риска указанного третьего лица со стороны должника. Несмотря на очевидную выгоду для должника и безвозмездность отношений между должником и залогодержателем, такой договор не может рассматриваться в качестве дарения, поскольку он не увеличивает имущества должника.9