Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:11, дипломная работа
Целью исследования является комплексный анализ соотношения и взаимодействия норм международного права и норм авторского права Республики Узбекистан, а также разработка научных рекомендаций по повышению эффективности совместного регулирования отношений авторско-правового характера.
Введение.
Глава 1. Имплементация норм международного права в сфере авторского права в национальное законодательство.
1.1 Международное авторское право.
1.1.1 История развития международного авторского права
1.1.2 Основные институты и понятия международного авторского права:
А) Объекты авторского права
Б) Субъекты авторского права
В) Права обладателей авторского права
1.2 Теоретические основы имплементации международно-правовых стандартов в области авторского права в национальное законодательство Республики Узбекистан.
1.2.1 Взаимное влияние международного и национального права
1.2.2 Механизм имплементации
1.2.3 Имплементация международно – правовых стандартов в области авторского права в национальное законодательство Республики Узбекистан.
Глава 2. Международная охрана авторских прав.
2.2. Международные конвенции и соглашения в области авторских прав.
2.3. Международное культурное сотрудничество и международная охрана авторских прав.
2.4 Участие Республики Узбекистан в международных соглашениях в области авторского права.
Глава 3. Ответственность в сфере авторского права
Заключение.
Список использованной литературы.
1) использование суверенных прав государства для оказания влияния на создание норм международного права;
2) участие в создании структур и организаций, действующих в международном праве;
3) влияние на создание институтов и отраслей, в чем-то соответствующих нормам внутреннего права;
4) свои устойчивые правовые потребности. В случае если у большинства участников международных отношений они сходны, возникает общий интерес, в результате происходит международное укрупнение предметов национального регулирования.
Кроме того, виды правовых актов государства иногда копируются в структуре межгосударственных объединений.
Исследователи отмечают двоякое влияние национального права на международное путем:
1) предопределения сущности и содержания последнего через нормы о внутренней и внешней политике;
2) воздействия на создание и осуществление норм международного права (порядок заключения международных договоров и т.п. ).[1]
С другой стороны, у международного права также есть свои пути влияния на внутригосударственное право через механизмы согласования и имплементации. Таким образом, составляющими механизма взаимодействия являются механизм имплементации и механизм согласования, которые реализуются на внутригосударственном уровне.
На международном уровне можно выделить такую составляющую механизма взаимодействия международного и внутригосударственного права, как механизм взаимовлияния.
Кроме того, неотъемлемым элементом механизма взаимодействия как на внутригосударственном, так и на международном уровне являются органы, участвующие в процессе взаимодействия. К ним относятся внутригосударственные, зарубежные органы государства, а также международные органы.
1.2.2 Механизм имплементации
Остановимся подробнее на механизме имплементации. В большинстве случаев имплементация норм международного права - это прерогатива суверенных государств, использующих в этих целях свой внутренний организационно-правовой механизм. Под механизмом имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне мы понимаем совокупность национальных правовых и организационных средств, применяемых государством в целях всестороннего, своевременного и полного осуществления принятых в соответствии с международным правом обязательств.
Содержание правовых и организационных средств обеспечения осуществления нормативных предписаний, вытекающих из международного права, в каждом государстве зависит, во-первых, от характера международно-правовых норм, а во-вторых, от особенностей внутригосударственной правовой системы.
Рассматривая влияние правового содержания норм международного права на процесс их реализации на внутригосударственном уровне, следует отметить, что по характеру нормативных предписаний и возможности их применения внутри государства в нем содержится два вида норм - самоисполнимые и применяемые только в совокупности с нормами национального права или при их помощи.
Национальный механизм имплементации норм международного права каждого конкретного государства обладает присущими только ему чертами, зависящими от особенностей внутренней правовой системы. Однако ряд признаков, прежде всего характеризующих его структуру, является общим для любого государства.
Структура национального механизма имплементации включает в себя следующие элементы:
1) закрепленные в национальном правопорядке правовые средства обеспечения выполнения международных обязательств на внутригосударственном уровне;
2) систему государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств;
3) национальную правоприменительную практику;
4) организационные средства, применяемые на внутригосударственном уровне для обеспечения имплементации международного гуманитарного права.
Национальная система нормативного обеспечения имплементации международного права составляет правовую основу осуществления международно-правовых предписаний на внутригосударственном уровне и включает в себя:
1) нормативные правовые акты общего характера (например, о соотношении международного и внутригосударственного права, о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров, об осуществлении правотворческой деятельности, компетенции государственных органов в области имплементации);
2) национальные правовые акты, принимаемые в целях обеспечения реализации международных обязательств по конкретным международным договорам (имплементационные правовые акты).
Правовое содержание этих средств зависит прежде всего от решения в национальном законодательстве вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права.
Механизм имплементации на внутригосударственном уровне включает в себя и государственные органы, уполномоченные реализовывать обязательства, вытекающие из международного права. Государства, как правило, в законодательном порядке определяют систему специальных органов имплементации и в общих чертах регламентируют обязанности по имплементации всеми государственными органами, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами. Обычно это органы государств, которые в пределах своей компетенции осуществляют внешние сношения, - главы государств, парламенты, правительства. Система органов, чьей функцией является имплементация, определяется конституцией государства, а также иными актами законодательства, регулирующими отношения по заключению, исполнению и денонсации международных договоров, по осуществлению правотворческой деятельности.
Важнейшими элементами национального имплементационного механизма являются организационные средства, применяемые на внутригосударственном уровне для обеспечения имплементации международного права. По своему содержанию они представляют не связанные с дополнительным внутригосударственным правотворчеством меры организационно-
Наличие внутригосударственного механизма имплементации норм международного права позволяет обеспечить полную, всестороннюю и своевременную реализацию принимаемых государствами международных обязательств.
Имплементационные механизмы, применяемые государствами, зависят от того, к приятию какой из теорий о соотношении международного и национального права предрасположено их право. Регламентация соотношения международного и национального права стала неотъемлемым элементом современного конституционного законодательства.
Анализ узбекского законодательства (прежде всего Конституции РУз, Закон РУз "О международных договорах Республики Узбекистан" и др.) дает основание полагать, что конституционный имплементационный механизм норм международного права в Узбекистане основан на признании общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Узбекистана частью ее национальной правовой системы.
Необходимость детальной разработки проблемы имплементации обусловлена также и тем, что, во-первых, имплементация норм международного права как процесс, не сводится лишь к правотворческой деятельности государства в лице его органов по отражению международно-правовых норм, а связано с наличием сложного институционального механизма состоящего из большого числа внутригосударственных властных органов, координация взаимодействия между которыми представляет сложную задачу; во-вторых, наличием многоуровневого международно-правового механизма имплементации, состоящего из межгосударственных органов двустороннего сотрудничества, обеспечивающего взаимодействие государств по созданию и реализации норм международного права, и постоянных универсальных организационных форм сотрудничества в лице универсальных и региональных международных организаций.
Система имплементации норм международного права включает в себя в качестве структурных элементов две подсистемы имплементации – международную и внутригосударственную, каждая из которых состоит из своих собственных структурных элементов.
Взаимодействие и взаимосвязь международного и национального механизмов имплементации обусловлено реальным взаимодействием международной и национальной систем права. При этом, во многих случаях при необходимости конкретизации и детализации международно-правовых норм, создания межгосударственных органов сотрудничества, консолидации усилий государств для разрешения представляющий общий интерес проблемы, процесс имплементации норм международного права начинается с приведения в действие международного организационно-правового механизма имплементации, дающего соответствующий импульс для начала функционирования национального механизма имплементации.
1.2.3 Имплементации международно-правовых стандартов в области авторского права в национальное законодательство Республики Узбекистан.
Со второй половины 90-х годов актуализируется проблема гармонизирования (приведение в соответствие) законодательства Республики Узбекистан с правовыми системами ведущих международных организаций и стандартов мира.
Отмеченный процесс целиком, естественно, опосредовался созданием специальных органов, учреждений и принятием ряда специальных нормативных актов. Это дает основания констатировать, что в системе права Республики Узбекистан формируется новое структурное подразделение: межотраслевой институт имплементации норм международного права.
Научное обеспечение развития этого института требует исследования блока общетеоретических проблем, в частности выявление юридических средств, инструментов имплементации, выяснения их специфики и закономерностей использования, формулировки ряда понятий, которые адекватно будут отображать имплементационную деятельность государства (в частности таких, например: имплементационно-юридическое регулирование, его стадии, виды, субъекты, механизмы, критерии правомерности и тому подобное).
Основным этапом имплементационно-юридического регулирования является имплементационное правотворчество.
Чтобы выделить определенные стадии имплементационного правотворчества, необходимо четко определить точку отчета, с которой она, собственно, начинается. Такой момент наступает после высказывания согласия на обязательность для Республики Узбекистан международного договора, которая может выражаться различными способами, предусмотренными Законом Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан». Это можно аргументировать тем, что без нормативно-правового акта (закона или подзаконного акта в зависимости от того, каким именно органом высказывается такое согласие), который удостоверяет как раз принятие международно-правовых обязательств государством, вообще не возникает потребность в разработке и «запуске» механизма обеспечения последних, а следовательно, и потребность в имплементационном правотворчестве.
Несмотря на то, что принципы права «также выступают средством» регулирования общественных отношений, они, тем не менее, проявляют себя через нормы права, «нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно говорить об определенности правового регулирования». Поэтому прямое действие, скажем, принципа уважения прав человека и его основных свобод, равно как и других общепризнанных принципов международного права, представляется вряд ли возможным в силу их общего характера. Они не являются самоисполнимыми, и это должно быть учтено законодателем, поскольку «служат идейной основой функционирования и развития международного права»[2] и не содержат конкретных, четко определенных правовых границ.
Признание общепризнанных принципов международного права несамоисполнимыми, отсутствие единства в воззрениях на определение самого понятия «общепризнанный принцип международного права» привели не только к трудностям в оценке соответствия им национального законодательства, но и к различному пониманию соотношения международного и национального права.
Реализация международного права, теоретические аспекты имплементации достаточно полно освещены в юридической науке. В последнее время особое внимание юристов привлекают проблемы гармонизации национального права Республики Узбекистан с международным правом. Однако, механизм имплементации международно-правовых норм в такой специфической сфере как охрана авторских прав как комплексная проблема, требующая многоаспектного анализа понятий и категорий общей теории права, международного частного права, конституционного права, авторского права и других отраслей, изучен недостаточно. Подвергались научному анализу только отдельные аспекты проблемы.
Результативность воздействия международного права на отношения по охране авторских прав связана не только с качеством международно-правовых норм, полнотой охвата ими регулируемых отношений, а зависит также от процесса реализации их предписаний.
Успешное разрешение задачи повышения эффективности воздействия международно-правовых норм на регулируемые международные отношения находится в прямой зависимости от характера предпринимаемых государствами на национальном и международном уровнях мер по реализации взаимно согласованных правовых предписаний. По мнению И.И. Лукашука осуществление международно-правовых норм, является, как правило, более сложной и ответственной задачей, чем их принятие.[3]
В свете технологических изменений, активно влияющих на отношения пользователей и обладателей прав интеллектуальной собственности представляется полезным обсудить и проанализировать правоприменительные инновации, активно продвигаемые некоторыми общественными движениями в зарубежных странах.