Бутлеров Александр Михайлович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:32, биография

Краткое описание

В 1978 г., в год 150-летия со дня рождения Бутлерова, в Казани состоялась выездная сессия АН СССР, и рядом с университетом был открыт памятник А.М.Бутлерову. В 1993 г. открыта мемориальная доска на родине А.М.Бутлерова в г. Чистополе.


В Казанской химической школе с 1979 г. проводятся Бутлеровские чтения, на которых с обзорными лекциями по актуальным вопросам органической химии выступают ведущие химики страны, которые награждаются Бутлеровскими медалями и почётным дипломом.


В 2003 г. в честь 175-летия со дня рождения А.М.Бутлерова и одновременно 100-летия со дня рождения Б.А.Арбузова проводился XVII Менделеевский съезд.

Содержимое работы - 1 файл

Бутлеров Александр Михайлович.doc

— 548.00 Кб (Скачать файл)

После посещения  лучших европейских лабораторий, вернувшись в Казань, Бутлеров занялся переустройством  химической лаборатории университета. Правление университета дало на это  деньги. По образцу лаборатории Вюрца был построен даже небольшой газовый заводик, снабжавший газом не только лабораторию, но и некоторые аудитории главного здания[7]. 

 
 

Кабинет Александра Бутлерова в Казанском университете 

В обновлённой  лаборатории были продолжены исследования «метиленового цикла». Действием на йодистый метилен различными реагентами Бутлеров выделил вещество, названное им «диоксиметиленом» (как оказалось при подробном изучении, это был полимер формальдегида), и этилен. Таким образом, впервые была показана возможность полимеризации органических молекул. 

Из диоксиметилена Бутлеров впервые получил известное  сейчас в медицине и в производстве фенолформальдегидных смол вещество –  уротропин и сахаристое вещество, названное им «метиленитаном». Это  было первое синтетическое сахаристое вещество, принадлежащее к классу углеводов, приготовленное из простейшего органического соединения. 

Эти работы, при  которых Бутлеров стремился изучить  реакцию между веществами во всех подробностях, не пренебрегая побочными  продуктами, помогли ему понять, что различие органических веществ при тождественном атомном составе зависит от порядков связей атомов в молекуле, знание этих порядков откроет возможность предсказания и синтеза изомерных веществ. 

Смелость и  ясность ума, с какою Бутлеров подошёл к вопросу предсказания новых органических соединений и изомеров на основе теории строения, можно сравнить лишь с научным подвигом Д.И.Менделеева, который предсказал на основе периодического закона существование и свойства неизвестных элементов. 

В декабре 1859 г. А.М.Бутлеров обращается в Совет университета с просьбой командировать его за границу летом 1860 г. с тем, чтобы обменяться с западными учёными новыми мыслями и взглядами. Однако командировка не состоялась по совершенно неожиданной для всех и самого Бутлерова причине – он был назначен исполняющим должность ректора Императорского Казанского университета[8]. 

Предыстория этого  назначения такова. В конце 50-х –  начале 60-х годов в Казанском  университете происходит оживление  студенческого движения. Оно начинает приобретать организованные формы с ярко выраженной общественной позицией. Студенты выступали против системы сыска и шпионства, которую проводила в жизнь инспекция студентов, требовали обновления преподавания, добивались изгнания из университета бездарных профессоров. 

Власть стремилась подавлять даже самые мягкие формы  студенческого стремления к свободе  слова и выражения своих предпочтений. Студентам Казанского университета министерским предписанием было запрещено  «изъявлять публично своим профессорам знаки одобрения… или порицания». Нарушителям этого абсурдного предписания грозило исключение из университета. 

Ответом казанских  студентов на этот запрет были демонстративные  аплодисменты на лекции либерально настроенного профессора русской словесности Н.Н.Булича. После этого 18 студентов были исключены из университета. Попечитель Казанского учебного округа Е.А.Грубер был уволен, а на его место назначили П.П.Вяземского – сына известного поэта, друга А.С.Пушкина. 

Ректор университета О.М.Ковалевский, первый русский монголовед, большой учёный и плохой «дипломат» не смог найти ту линию поведения, которая была бы приемлемой и для студентов, и для старых профессоров. Он был уволен с должности. На место ректора Вяземский представил Бутлерова – молодого профессора, которого уважали как студенты, так и профессора. 

4 февраля 1860 г. Александр П подписал указ  о назначении А.М.Бутлерова исполняющим  должность ректора. 

Ректорство для  Бутлерова было большой обузой. В  письме к министру народного просвещения  он писал: «Святое дело – быть полезным университету по мере сил своих, но сознаюсь, что не чувствую в себе достаточно мужества для полного самоотвержения. Главной целью моей жизни были и будут занятия наукой». 

Уже через полгода  Бутлеров обратился к министру с  просьбой об увольнении от должности ректора. Он мотивировал свою просьбу тем, что ректорство отнимает не только много времени у научных занятий, но и влечёт за собой другую невознаградимую потерю – невозможность сохранить душевное спокойствие, необходимое для занятий наукой. По мнению Бутлерова, принимая близко к сердцу дела университетские, ректор очень часто не может помочь их исправить: например, не в его силах заполнить штат преподавателей, улучшить материальную базу преподавания и материальное положение профессоров. 

В том же письме министру Бутлеров выражает уверенность, что только коренные преобразования могут исправить положение университетов. К этим преобразованиям он относит:

внос платы  за слушание лекций не университету, а  преподавателям. Возможность добровольного соглашения между преподавателями и студентами служила бы ручательством, что они могут быть взаимно довольны друг другом;

увеличение материального  благосостояния университетов и  увеличение жалованья преподавателей настолько, чтобы было обеспечено безбедное существование даже семейным из них;

возвращение к  прежнему порядку избрания ректоров Советом;

печатанье всех протоколов советских заседаний. 

С этими предложениями  Бутлеров выступал официально перед  Советом университета и отсылал  в министерство. Все они, хотя вначале и встретили противодействие, были постепенно осуществлены и закреплены в Уставе 1863 г. К этим предложениям следует еще добавить разработанный А.М.Бутлеровым, Н.П.Вагнером и В.И.Григоровичем проект «Университетского листка». Это предложение было отклонено Советом, но затем осуществлено в другой форме в 1865 г. при издании «Известий Казанского университета». 

Бутлеров написал  проект ответа физико-математического  факультета на запрос министерства о  желательности приглашения для  преподавания иностранных ученых, в котором категорически высказался против. Совместно с И.Больцани и А.Яновичем написал замечания к проекту устава «О системе гонорариев и правилах посещения студентами лекций». Авторы выступают за свободную конкуренцию профессоров в университете и за выплату гонорара за лекцию непосредственно лектору, а не в кассу университета. 

Продолжая традиции Лобачевского и Клауса, Бутлеров умело  отбирал творчески одарённые  личности, которых оставляли в  университете «для подготовки к профессорскому званию». Так, посланные им в 1862 г. за границу для усовершенствования молодые ученые по возвращении стали выдающимися деятелями университета. Среди них: математик академик В.Г.Имшенецкий, химик В.В.Марковников, геолог Н.А.Головкинский, физиолог Н.О.Ковалевский и др. 

Период ректорства Александра Михайловича был поворотным в жизни медицинского факультета. Именно тогда была завершена организация  первых экспериментальных лабораторий  факультета – физиологической и  фармакологической. А самое главное  – преподавательский корпус факультета был укреплён ведущими учёными и профессорами, такими как Н.А.Виноградов, К.А.Арнштейн, Н.О.Ковалевский и др. 

А.М.Бутлерову  обязана многими улучшениями  и химическая лаборатория. 

Во время ректорства Бутлерова на кафедру русской истории был избран А.П.Щапов – профессор, зарекомендовавший себя прогрессивными взглядами. Щапов был известен как активный организатор бесплатных воскресных школ для рабочих, крестьян, ремесленников и их детей. 

Бутлеров горячо поддерживал профессуру и студенчество, работавших в этих школах. В то время при его активном содействии при университете были организованы педагогические курсы, а при них открыты библиотека и читальня, созывались учительские съезды. Активно работали при университете «безденежные» вечерние курсы для разночинной интеллигенции и рабочих, на которых Бутлеров систематически читал лекции. 

В 1861 г. Казанский  университет во главе со своим  ректором А.М.Бутлеровым решительно высказался в пользу допущения женщин в университеты. 

С осени 1860 г. в Казанском университете началась очередная волна студенческих выступлений против отсталых, невежественных и просто плохих преподавателей. Бутлеров имел первое неприятное объяснение со студентами, которые после очень неудачной вступительной лекции магистра фармации Ф.Х.Грахе выразили ему своё неодобрение свистом. Грахе подал в отставку[9]. В конце 1860 г. по требованию студентов прекратил чтение лекций Ф.А.Струве — профессор римской словесности, очень плохой и скучный лектор. Однако в январе 1861 г. он возобновил лекции. Студенты попросили профессора дать ответ на их пожелания. Струве отказался и начал лекцию. Раздались свист, крики и лекция была сорвана. Александр Михайлович сделал студентам жёсткий выговор, указав, главным образом, на грубость и бестактность их поведения. Всякая резкость так были ему самому несвойственны, что грубость и невоспитанность в других он порицал совершенно искренне. В его глазах студенты бестактностью роняли своё достоинство. Права аудитории выражать своё мнение о достоинствах или недостатках лектора он не касался. 

Выговор всеми  любимого и уважаемого профессора был  воспринят необычайно остро. Аудитория  обратилась к нему с большим письмом. Студенты писали, что «выговор» Бутлерова, его упрёк в грубости и невоспитанности  ударил их, как обухом по голове, что они, конечно, знали о других способах для выражения своих пожеланий, но не могли сдержать своего негодования при отказе Струве объясниться с ними. 

В результате этой истории пострадали двое студентов, исключенных из университета по распоряжению министра, а профессор Струве вышел в отставку. А.М.Бутлеров подал заявление об отставке, однако П.П.Вяземский уговорил его не уходить с поста ректора и разрешил ему заграничную командировку на летние месяцы. Бутлеров охотно воспользовался возможностью снова всецело заняться научными изысканиями, поэтому он с чувством большого облегчения передал 3(15) мая 1861 г. временно должность ректора профессору финансового права Е.Г.Осокину и отправился в шестимесячную командировку за границу. 

Во вторую поездку  Бутлеров побывал во многих известных  лабораториях Германии, Бельгии и  Франции, но самым важным событием был  доклад на 36 съезде немецких естествоиспытателей  и врачей, в котором он изложил  основные положения теории химического  строения. 

Летом из-за границы  Бутлеров направляет Вяземскому просьбу  об увольнении от должности ректора, но ответа не последовало. После возвращения  из командировки в октябре 1861 г. Бутлеров снова обращается к попечителю с  той же просьбой, ссылаясь на необходимость иметь время на преподавание, работы в лаборатории, а также на составление отчётов о командировке. Вместе с тем, Бутлеров просит о разрешении не вступать в должность ректора до получения распоряжения из министерства. Одним из мотивов для этого служит и то, что, по его мнению, в результате распоряжений, которые он как ректор отдавал раньше, к нему имеется неприязненное отношение со стороны студентов и его вступление в эту должность в тот момент, когда требуется внести успокоение, может только повредить делу. Бутлерову было разрешено не вступать в должность ректора, а в августе 1862 г. приказом по Министерству народного просвещения он был от неё уволен. 

Осенью 1862 г. под  давлением общественного мнения министерством была восстановлена  выборность ректора университета. Предстояли выборы ректора, в которых, по положению, должны были баллотироваться все ординарные профессора. Несмотря на просьбу Бутлерова освободить его от баллотирования, его не только внесли в список для голосования, но и снова избрали 27 октября 1862 г. большинством голосов (14 – за, 8 -против) ректором. Приказ по министерству последовал 19 ноября 1862 г. 

Второе ректорство А.М.Бутлерова было непродолжительным. В это время обострилась борьба между профессорами внутри университета и столкновения со Ф.Ф.Стендером – новым попечителем Казанского учебного округа, назначенным после отставки П.П.Вяземского. 

В тот же период на медицинском факультете случилась  история, показавшая, что кончились  времена, когда университетские  кафедры могли занимать лица с сомнительными научными и преподавательскими заслугами. 

А.М.Бутлеров, считавший, что «ход будущей жизни университета тесно связан с научными и нравственными  достоинствами его деятелей», решительно выступил против кандидатуры И.И.Зедерштедта  – одного из самых бездарных и невежественных преподавателей университета на должность профессора медицинского факультета. 

Вокруг кандидатуры  И.И.Зедерштедта началась борьба между  А.М.Бутлеровым и его сторонниками, с одной стороны, и профессорами-медиками, с другой. В борьбу были втянуты попечитель Казанского учебного округа и министр просвещения. В итоге Зедерштедт был утверждён в звании профессора без прохождения конкурса. А Бутлерова, воспользовавшись его просьбой об освобождении от ректорских обязанностей, 25 июня 1863 г. приказом по министерству уволили с должности ректора. 

Информация о работе Бутлеров Александр Михайлович