Коррупция в Беларуси набрала невиданный размах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:03, статья

Краткое описание

Согласно данным Генеральной прокуратуры, за январь-апрель 2010 года органами предварительного расследования Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, Министерства внутренних дел, КГБ и прокуратуры был установлен ущерб от коррупционных преступлений на сумму 10,5 миллиардов рублей. Но за аналогичный период 2011 года правоохранительными органами Беларуси был зафиксирован значительный рост ущерба, нанесенного коррупционными чиновниками, пишет "Ежедневник".

Содержимое работы - 1 файл

Коррупция в Беларуси набрала невиданный размах.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)


Коррупция в Беларуси набрала невиданный размах

 

 

В Беларуси зафиксирован значительный рост только выявленного ущерба, нанесенного стране коррупционными преступлениями. За первые четыре месяца 2011 года, чиновники украли из бюджета на 7 миллиардов рублей больше, чем за аналогичный период 2010 года.

 

Согласно данным Генеральной прокуратуры, за январь-апрель 2010 года органами предварительного расследования Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, Министерства внутренних дел, КГБ и прокуратуры был установлен ущерб от коррупционных преступлений на сумму 10,5 миллиардов рублей. Но за аналогичный период 2011 года правоохранительными органами Беларуси был зафиксирован значительный рост ущерба, нанесенного коррупционными чиновниками, пишет "Ежедневник".

 

Так, за январь-апрель 2011 года следователями был установлен ущерб от коррупционных преступлений уже на сумму 17,9 миллиардов рублей, то есть на 70 процентов больше уровня аналогичного периода 2010 года. При этом только имущества коррупционных чиновников за этот же период было арестовано на 15,6 миллиардов рублей, что в 3 (!) раза больше, чем в 2010 году.

 

По мнению экспертов, частично этот значительный рост финансового уровня коррупции можно отнести на более эффективную работу следственного аппарата МВД, прокуратуры и ДФР КГК. У КГБ, который президент в прошлом году выдвинул на самые передовые позиции в борьбы с коррупцией, показатель выявленного ущерба продажными чиновниками, напротив, оказался ниже, чем в 2010 году. Лидером стало МВД, которое установило своеобразный рекорд - 14,7 миллиардов рублей выявленного ущерба от коррупционных преступлений и 12 миллиардов рублей арестованного имущества коррупционеров (против 8 и 4,3 миллиардов рублей соответственно за аналогичный период 2010 года).

 

Однако на эффективность работы правоохранительных органов можно отнести от силы 30 процентов роста финансового уровня коррупции. Это и активная работа МВД по тендерам, которые почти три года никто не трогал, и основательное изучение сферы строительства, начиная от самих строительных площадок и заканчивая работой чиновников в исполнительной вертикали.

 

Но объективно, признаются эксперты, и белорусские чиновники стали воровать значительно больше, особенно бюджетных средств, направляемых на реализацию государственных программ. Конечно, многие установленные следствием ущербы от коррупционных преступлений были нанесены вовсе не в начале 2011 года, а значительно раньше. Просто в январе-апреле их выявили и зафиксировали. Но сам факт столь значительного роста заставляет задуматься над тем, что в организации работы белорусских чиновников и руководителей госпредприятий произошел сбой. Вроде и контролируют жестко, и сажают, не глядя на лица, -- ан нет, воруют все больше и больше. Не помогает ни Закон «О борьбе с коррупцией», ни другие документы, ни профилактические политинформации.

 

Радует только, что правоохранительные органы стали более эффективно действовать по выявлению и изъятию имущества коррупционеров с целью возмещения причиненного ими вреда. Если за январь-апрель 2010 года усилиями предварительного расследования было возмещено лишь 49,8 процента причиненного коррупционерами ущерба, то за аналогичный период 2011 года уже 86,9 процента, то есть почти в два раза больше. В основном этого удалось достигнуть за счет более эффективной работы по установлению имущества коррупционеров, в том числе оформленного на родственников и даже на совершенно посторонних лиц. Если в январе-апреле 2010 года на стадии предварительного расследования удалось наложить арест на такое имуществе в сумме 5,2 миллиарда рублей, то за аналогичный период 2011 года - 15,6 миллиардов рублей. При этом уже в мае Генеральная прокуратура инициировала внесение изменений в Уголовный кодекс, которые позволят еще больше повысить уровень возмещения ущерба от совершенных преступлений.

 

Жаль только, что имидж страны никакими возмещениями не восстановить.

 

Кстати, на днях Минюст решил приложить руку к борьбе с этим злом, подготовив новый проект указа о порядке создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в органах госуправления и иных государственных организациях, а также в местных органах власти.

 

Как сообщает сайт Минюста, в основу данного проекта, которым утверждается типовое положение «О порядке создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах», положены уже проверенные практикой применения нормы существующих локальных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ранее создававшихся комиссий по противодействию коррупции, чья деятельность направлена на выявление и недопущение коррупционных проявлений со стороны работников государственных органов и организаций.

 

Проектом регламентируются вопросы компетенции комиссии по противодействию коррупции (далее - Комиссия), порядок создания и деятельности Комиссии, ее права и обязанности, полномочия председателя, секретаря и членов Комиссии. В целях создания дополнительных гарантий профессиональной деятельности членов Комиссии и исключения возможности оказания на них неправомерного воздействия проектом предусматривается норма о том, что воспрепятствование членам Комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 

Проект направлен на усиление профилактического компонента противодействия коррупции в деятельности комиссий путем пресечения условий для возникновения коррупции и ее предотвращения и позволит установить единообразный порядок создания и деятельности таких комиссий в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах.

 

Правда, вряд ли стоит ожидать пользы от данного указа, как не было ее от всех предыдущих бумажек, подобной этой. В цивилизованном мире с коррупцией борются отсутствием неоднозначных трактовок в законах и прозрачным проведением тендеров госзакупок, чего в Беларуси при этой власти не было и никогда не будет.

«Чем больше в государстве коррупции, тем больше законов», - вспоминая данное высказывание древнеримского историка Тацита, почему-то сразу думаешь об Украине. Жажда денег и власти порой превращается в чувство, которое сродни дикому голоду, ведущему к смерти. Но не физической, а духовной.

 

В христианстве одним из подвидов такого смертного греха, как «алчность», и является, если выражаться современным языком, неумеренная любовь к деньгам, когда человек на первый план ставит огромное желание их заработать, а не вечные жизненные ценности, как семья, уважение, человечность. Конечно, во множестве случаев на этот грех толкает нужда, и только у сильного духом человека хватает сил и терпения бороться с этой алчностью, когда прибыль начинает расти. Многие «честные и совестливые» с возрастом, под давлением общественного мнения и устоев общества, начинают забывать о своих принципах и поддаются на провокации – раз дают, значит нужно брать.

 

Вопрос, как появляется коррупция – очень сложный и дискуссионный. Тем не менее, наиболее распространенное мнение, что коррупция начинается не тогда, когда «берут», а тогда, когда «дают». Хотя, те, кто «дают», оправдывают себя тем, что они «вынуждены были дать». К примеру, не секрет, что, приходя к врачу на прием, мы хотим, чтобы нас осмотрели как следует, поставили правильный диагноз и посоветовали самые лучшие лекарства с отличным соотношением цены и качества. При этом вы знаете, что зарплаты у государственных врачей нынче маленькие, а тратить бешенные деньги на консультацию в частной клинике вы не можете. И что лучше дать 100 грн. «в качестве благодарности» врачу, который будет вам за это очень признателен, чем потратить 600 грн. лишь ради того, чтобы узнать, что у вас «обычное ОРВИ». Коррупция? Коррупция. И кто в ней виноват – пациент, который справедливо хочет быстрее вылечиться, врач на ставке 800 грн., или государство, которое платит за его трудную и ответственную работу копейки?

 

То же касается и судей. Разве можно прожить на среднюю зарплату в 4000 гривен, если нужно обеспечить не только собственные потребности, но и потребности семьи? Здесь, как нельзя кстати высказывание еще одного историка, только уже современного – Д.Филда: «Судьи всего лишь люди и, как другие, испытывают влияние предрассудков. Это, в сущности, коррупция, дайте ей какое угодно название, если вам это нравится».

 

И все-таки попробуем разобраться, каково состояние коррупции в судах, с чем это связано и как с этим бороться.

 

Галина Палийчук, «Судебно-юридическая газета»

 

 

Интересные факты о коррупции

 

Ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх 23:8, см. также Втор 16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188).

 

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине IV века д. н. э. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

 

Однако, начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

 

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией - 9 декабря начиная с 2004 года.

 

 

 

7 шагов борьбы с коррупцией:

 

 

1. Введение института присяжных, ведь 12 человек все-таки сложнее подкупить.

 

2. Ограничить административные полномочия председателей суда, в частности такие, как распределение дел между судьями, во всех инстанциях.

 

3. Возможно, необходимо упразднить практику назначения районных судей на первый срок Президентом. Среди юристов бытует мнение, что такие судьи должны избираться жителями данного района. Однако, эта позиция подвергается жесткой критике со стороне судей

 

4. Усовершенствовать систему отбора судей на должность, а также убрать из состава квалифкомиссий судей судей-совместителей, которые работают в комиссии на гражданских началах, и вместо этого – избирать членов комиссии на постоянной основе.

 

5. Усовершенствовать механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности посредством создания отдельных дисциплинарных комиссий, избавив от этой миссии квалифкомиссии судей, которые и так перегружены.

 

6. Усовершенствовать судейское образование.

 

7. Последнее, но, пожалуй, самое важное, - необходимо перевоспитывать правовую культуру граждан, с которых, по большому счету, эта коррупция и начинается. Как только перестанут «давать» - перестанут и «брать».



Информация о работе Коррупция в Беларуси набрала невиданный размах