Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:35, доклад
На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Подход к оценке стоимости — общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.
Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности (ОИС), экономической ситуации на момент оценки.
2) исключительное право
автора и иного
3) исключительное право
автора или иного
4) исключительное право
на товарный знак, знак обслуживания,
наименование места
5) исключительное право
патентообладателя на селекционные достижения;
6) владение "ноу-хау", секретной формулой
или процессом, информацией в отношении
промышленного, коммерческого или научного
опыта.
Первое, что необходимо отметить
в связи с изложенными выше
положениями – к нематериальным
активам относится не всякое имущественное
право, а только удовлетворяющее
всем описанным признакам. То есть имущественное
право должно быть исключительным,
предназначаться для
Исключение из первого
признака нематериального актива составляет
лишь право владения "ноу-хау",
секретной формулой или процессом,
информацией в отношении
Информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пп.1 ст.2 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Согласно ст.128 ГК РФ, информация рассмотривается в качестве самостоятельного объекта гражданских прав наряду с результатами интеллектуальной деятельности и исключительными правами на них. В обсуждаемой статье НК РФ речь ведется о результататах интеллектуальной деятельности и иных объектах интеллектуальной собственности (исключительных правах на них).
Тем не менее, при толковании данной нормы можно попытаться опереться на положения ст.11 НК РФ, согласно которой институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено налоговым кодексом. Т.е. можно предположить, что в рассматриваемом случае права владения "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта отнесены для целей гл.23 НК РФ к «иным объектам интеллектуальной собственности (исключительным правам на них)», как бы это не противоречило гражданскому законодательству.
В противном случае следует признать, что к нематериальным активам могут быть отнесены только права на описание "ноу-хау" и проч. коммерческой информации, охраняемые в качестве объектов авторского права, т.е. письменной формы информации. Представляется, что данная коллизия будет решена с 01 января 2008 г. с вступлением в силу части 4 ГК РФ, которым «ноу-хау» и информация в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта отнесена к «секретам производства», в отношении которых возможно наличие исключительных прав. Кроме того, одновременно из состава объектов гражданских прав, закрепленных в ст.128 ГК РФ, будет исключена «информация».
И второе, несмотря соответствие перечисленным выше признакам нематериальных активов и на отнесение к амортизируемому имуществу, согласно прямому указанию в пп.8 п.3 ст.256 НК РФ амортизация не начисляется на приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора.
Расходы на приобретение данных объектов списываются на расходы так же, как и затраты на создание и приобретение объектов/ прав не относимых к нематериальным активам.
Так на основании пп.37 п.1 ст.264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
Согласно пп.26 п.1 ст.264 НК РФ в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, включаются также расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 рублей и обновление программ для ЭВМ и баз данных.
Достаточно часто возникают вопросы по определению даты осуществления расходов на приобретение права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности при методе начисления. Согласно абз.2 п.1 ст.272 НК РФ, расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Соответственно налогоплательщик вправе отнести сумму затрат на расходы единовременно с даты расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или даты предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп.3 п.7 ст.272 НК РФ).
Однако на основании абзаца
3 п.1 ст.272 НК РФ, в случае, если условиями
договора предусмотрено получение
доходов в течение более чем
одного отчетного периода и не
предусмотрена поэтапная сдача
товаров (работ, услуг), расходы распределяются
налогоплательщиком самостоятельно с
учетом принципа равномерности признания
доходов и расходов. Представляется,
что данная норма применима лишь
к случаям, когда доходы от использования
приобретенных прав на результаты интеллектуальной
собственности получаются налогоплательщиком
в течение более чем одного
отчетного периода без
Налогообложение доходов нерезидентов
В соответствии с пп.4 п.1 ст.309
ГК РФ, доходы, не связанные с ее предпринимательской
деятельностью в Российской Федерации
и полученные иностранной организацией
от использования в Российской Федерации
прав на объекты интеллектуальной собственности,
относятся к доходам
В тоже время следует учитывать положения п.2 ст.309 НК РФ, согласно которому доходы, полученные иностранной организацией от продажи имущественных прав, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Данная формулировка представляет
трудности для однозначного толкования.
Можно предположить, что под «продажей
имущественных прав» имелись
ввиду случаи полного отчуждения
таких прав, поскольку в пп.4. п.1
ст.309 идет речь только о доходах
от использования или
Полное отчуждение исключительных имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности станет возможным с 01 января 2008 года в связи с вступлением в силу части 4 ГК РФ (ст.1234 ГК РФ).
На основании п.1 ст.310 НК РФ, налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой их выплате.
В рассматриваемом случае подлежит применению налоговая ставка 20 процентов со всех доходов.
Налог рассчитывается по формуле: (валовая выручка - НДС) х ставка налога / 100.
Однако при наличии
международных соглашений об устранении
двойного налогообложения между
Российской Федерацией и государством,
в котором иностранная
При применении положений
международных договоров
При этом следует обратить внимание, что рядом соглашений Российской Федерации об устранении двойного налогообложения предусмотрено предоставление льгот по доходам в виде роялти при условии «если получатель роялти является их фактическим владельцем».
Представляется, что лицом, имеющим "фактическое" право или (как указывается в некоторых соглашениях со странами дальнего зарубежья) право "собственности" на доходы от авторских прав и лицензий (роялти) в соглашениях об избежании двойного налогообложения подразумевается лицо, обладающее имущественными правами (исключительными или неисключительными) на результаты интеллектуальной собственности. То есть. указанные льготы не подлежат применению только к агентам и проч. лицам, действующим от имени правообладателей при заключении и исполнении договоров о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности.