Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:50, контрольная работа
Колумб начал открытие Америки со стороны Атлантического океана. Русские мореплаватели открыли ее северо-западное побережье, двигаясь на северо-восток: от Азии, продолжили ее изучение, описание, нанесение на карту огромных пространств суши и морей, до того никем не исследованных.
В изучении побережья Северного Ледовитого океана и северной части Тихого океана русские путешественники и картографы заняли ведущее место.
Введение 3
1 Русские географические открытия в северной части Тихого океана в XVIII в.
4
2. Исследования Алеутских и Курильских островов, западного побережья Северной Америки
6
Заключение 11
Список использованных источников 12
Вариант
8
Содержание
Введение | 3 |
1 Русские географические открытия в северной части Тихого океана в XVIII в. | 4 |
2. Исследования Алеутских и Курильских островов, западного побережья Северной Америки | 6 |
Заключение | 11 |
Список использованных источников | 12 |
Введение
Колумб начал открытие Америки со стороны Атлантического океана. Русские мореплаватели открыли ее северо-западное побережье, двигаясь на северо-восток: от Азии, продолжили ее изучение, описание, нанесение на карту огромных пространств суши и морей, до того никем не исследованных.
В изучении побережья Северного Ледовитого океана и северной части Тихого океана русские путешественники и картографы заняли ведущее место.
Если в конце XV и в начале XVI в. были сделаны великие географические открытия на западе, то в XVII и в первой половине XVIII в. были сделаны великие географические открытия в Тихоокеанских странах из Европы и из Азии. Исключая эти достижения из понятия великих географических открытий, мы оказываемся далекими от научного понимания их сущности.
Цель
работы - рассмотреть русские географические
открытия в северной части Тихого океана.
1 Русские
географические открытия в северной части
Тихого океана в XVIII в.
В первой половине XVIII в. русские мореходы и путешественники продолжали поиски пути в Америку из северо-восточной оконечности Азии. В 1724 г., еще при жизни Петра I, была назначена экспедиция под командой капитан-командора флота Витуса Беринга, датчанина на русской службе. В дальнейшем руководство экспедицией перешло к Чирикову. Экспедиция Беринга -- Чирикова имела целью достижение не какой-то «Большой земли» или «Большого острова», а именно Северной Америки.
Первый этап Великой сибирско-тихоокеанской экспедиции продолжался с 1724 по 1729 г. Экспедиция начала плавание из устья реки Камчатки на север и проплыла проливом, отделяющим Азию от Америки, но континента Северной Америки не достигла.
Во время первого этапа сибирско-тихоокеанской экспедиции Беринга--Чирикова были составлены карты северной части Тихого океана.
В промежутке между первым и вторым этапами экспедиции побережье Америки было достигнуто в 1732 г. замечательным» русскими мореплавателями -- «подштюрманом» Иваном Федоровым и геодезистом Михаилом Гвоздевым. Сибирско-тихоокеанская экспедиция 1724--1743 гг. Беринга и Чирикова явилась огромным не только научным, но и государственно-политическим предприятием. Экспедиция эта продолжалась свыше двадцати лет. На втором этапе экспедиции, продолжавшемся с 1733 по 1743 г., в ней участвовало несколько тысяч человек.
Снаряженная «для проведывания Америки» в 1733 г. вторая экспедиция под начальством Витуса (или, как его перекрестили в Сибири, Витязя) Беринга и Чирикова имела результатом открытие северо-западных берегов Америки.
Научно-политические результаты второй экспедиции Беринга -- Чирикова, как и первой, следует признать огромными. Основная задача экспедиции -- установить, на каком расстоянии от Азии находится Америка, -- была выполнена. Два корабля экспедиции, возглавляемые Берингом и Чириковым, порознь достигли Северной Америки и открыли ряд островов.
Беринг не вынес тягот экспедиции. Он был тяжело болен и 8 декабря 1741 г. умер на острове, впоследствии названном его именем.
В 1948 г. исполнилось 200 лет со дня смерти великого русского мореплавателя и ученого-географа Алексея Ильича Чирикова, обобщившего научные результаты грандиозной экспедиции после смерти Беринга, а при его жизни являвшегося фактически научным руководителем второй экспедиции, совершенно правильно решившим научную задачу, стоявшую перед ней.
Составленная Чириковым карта морского похода 1741 г. является первой русской картой, где Северная Америка показана на основании конкретных данных не как «Большая земля» или «Большой остров», а именно как Северная Америка.
Сводная карта, подытожившая значительные результаты всех русских экспедиций к 1746 г., была составлена по приказу Адмиралтейств-коллегий. В карте этой использованы данные Федорова и Гвоздева, Беринга и Чирикова, а также Лаптевых, Ртищева и других путешественников, исследовавших северное побережье Сибири.
Грандиозную экспедицию 1724--1743 гг. мы предлагаем называть не Камчатской или Северной, а Великой сибирско-тихоокеанской, так как во время этой экспедиции были не только сделаны открытия и исследования в Северном Ледовитом и Тихом океанах, но и были обследованы и картированы важнейшие реки Сибири на их огромном протяжении, а также произведены астрономические измерения для многих пунктов Сибири.
Походы
Дежнева, Беринга, Чирикова, Федорова и
Гвоздева позволили установить раздельность
материков Азии и Америки и очертания
побережья северной, тихоокеанской части
Америки, где до этого никто из европейцев
не был.
2. Исследования
Алеутских и Курильских островов, западного
побережья Северной Америки
В создании карты арктических и тихоокеанских побережий и островов великая заслуга принадлежит русским геодезистам и морякам XVIII в. Они описали все северные берега нашей Родины, нанесли на карту побережье Аляски, пролив, отделяющий Азию от Американского материка, открыли и описали многие острова и архипелаги.
Алеутские острова были открыты участниками Второй Камчатской экспедиции В.И. Беринга -- А.И. Чирикова (1741--1742 гг.), возвратившимися на родину из трудного и опасного путешествия с богатым грузом ценных мехов. Рассказы моряков о неведомых землях на Востоке, где в изобилии водился ценный промысловый зверь, вызвали живейший интерес камчатских промышленников, купцов и казаков. Уже в 1743 г. на промысел «морских бобров» -- каланов -- отправилось к Командорским островам первое судно. Затем последовали другие, продвигавшиеся все дальше на восток вдоль Алеутской гряды. В 1745 г. команда судна «Св. Евдоким» компании купца А.Ф. Чебаевского во главе с мореходом М. Неводчиковым и передовщиком (начальником промышленников) Я. Чупровым впервые вошла в контакт с алеутами, населявшими так называемые Ближние (к Камчатке) острова. Хотя сначала отношения складывались вполне мирно, вскоре пришельцы перестали церемониться с местными жителями. Устроившись на зимовку в бухте на острове Атту, промышленники из артели Л. Беляева перебили всех не успевших бежать обитателей одного алеутского селения, в том числе женщин, которых заколов, сбросили с утеса в море. Промышленники оправдывались тем, что островитяне и так должны были погибнуть от голода, поскольку все их продовольствие было отнято русскими. На этом Беляев и его подручные не остановились и, захватив еще одно селение, истребили до 40 человек, оставив в живых только молодых женщин -- «для услуг».
От артели Беляева не отставали и другие промышленники.
Промышленники впоследствии оправдывались тем, что они-де приняли местных островитян за воинственных чукчей, которых опасались из-за их многочисленности и свирепого нрава. Эти объяснения, видимо, были приняты во внимание судом, состоявшимся над командой «Св. Евдокима» по ее возвращении на Камчатку по доносу одного из промышленников. За «убийство и блудное воровство», как говорится в документах, часть из них во главе с Беляевым была осуждена камчатскими властями, но Чупрова с его товарищами оправдали (возможно, за взятку мехами).
Поведение промышленников Чупрова и Беляева на Алеутских островах не было единичным явлением. Насилия и убийства продолжались и в дальнейшем, неоднократно приводя к выступлениям местных жителей. Особенно значительным было восстание алеутов Лисьих островов в 1763--1764 гг., когда были почти полностью уничтожены экипажи четырех купеческих судов. Месть промышленников не заставила себя ждать. Во время карательных рейдов последние уничтожали местных жителей целыми селениями.
Особенно «прославился» своими жестокими расправами с непокорными туземцами в 1764--1765 гг. мореход и передовщик И. Соловьев с судна «Св. апостолы Петр и Павел». В отместку за нападение на свою команду и уничтожение экипажей других купеческих судов, он, как и Глотов, не пощадил почти никого из местных жителей.
В 1794 году Алеутскими островами стала управлять Русско-американская торговая компания. В 1818 году с проверкой качества управления острова посетил правительственный ревизор капитан 2-го ранга В.М. Головнин.
Со сменой руководства Российско-Американской компании в 1820-х годах положение коренного населения островов начало улучшаться. Появились первые школы и больницы, однако поддержка социальной сферы колоний стала одной из важнейших причин экономических трудностей РАК. В первую очередь это касалось обязанности снабжения населения колоний продовольствием (сюда же следует отнести выплату пенсий, помощь колониальным гражданам, содержание медицинского персонала и проч.). Социальные траты привели, наряду с другими факторами, к финансовому кризису компании в 1860-х годах. В свою очередь тяжелое экономическое положение РАК послужило весомым аргументом для сторонников продажи колоний США.
По договору 30 марта 1867 Алеутские острова вместе с Аляской, за исключением Берингова и Медного островов, перешли к Соединённым Штатам.
В России первое упоминание о Курильских островах относится к 1646 году, когда Н. И. Колобов рассказал о населяющих острова бородатых айнах. О первых русских поселениях того времени свидетельствуют голландские, германские и скандинавские средневековые хроники и карты.
Японцами первая информация об островах была получена в ходе экспедиции на Хоккайдо в 1635 году. Неизвестно, добралась ли она собственно до Курил или узнала о них опосредованно, но в 1644 была составлена карта, на которой они были обозначены под собирательным названием «тысяча островов». Кандидат географических наук Т. Адашова отмечает, что карту 1635 года «многие учёные считают очень приблизительной и даже неверной». Тогда же, в 1643, острова были обследованы голландцами во главе с Мартином Фризом. Эта экспедиция составила более подробные карты и описала земли.
В 1711 году на Курилы отправился Иван Козыревский. Он побывал лишь на 2-х северных островах: Шумшу и Парамушире, -- но подробно расспросил населявших их айнов и японцев, занесённых туда бурей. В 1719 Пётр I отправил на Камчатку экспедицию под руководством Ивана Евреинова и Фёдора Лужина, которая дошла на юге до острова Симушир.
В 1738--1739 годах Мартын Шпанберг прошёл вдоль всей гряды, нанося встреченные острова на карту. В дальнейшем русские, избегая опасных плаваний к южным островам, осваивали северные, облагали ясаком местное население. У тех, кто его платить не желал и уходил на дальние острова, брали аманатов -- заложников из числа близких родственников. Но вскоре, в 1766, к южным островам был отправлен сотник Иван Чёрный с Камчатки. Ему было велено привлекать айнов в подданство без применения насилия и угроз. Однако этому указу он не следовал, издевался над ними, браконьерствовал. Всё это привело к бунту коренного населения в 1771, в ходе которого было перебито много русских.
Больших успехов достиг сибирский дворянин Антипов с иркутским переводчиком Шабалиным. Они сумели завоевать расположение курильцев, и в 1778--1779 им удалось привести в подданство более 1500 человек с Итурупа, Кунашира и даже Мацумая (ныне японский Хоккайдо). В том же 1779-м Екатерина II указом освободила принявших русское подданство ото всех податей. А вот с японцами отношения не строились: те запретили русским ходить на эти три острова.
В «Пространном землеописании Российского государства…» 1787 года был приведён список 21-го острова, принадлежащего России. В него были включены острова вплоть до Мацумая, статус которого не был чётко определён, так как Япония имела город в южной его части. В то же время реального контроля даже над островами южнее Урупа у русских не было. Там японцы считали курильцев своими подданными, активно применяли к ним насилие, чем вызывали недовольство. В мае 1788 подверглось нападению японское торговое судно, пришедшее на Мацумай. В 1799 по приказу центрального правительства Японии на Кунашире и Итурупе были основаны две заставы, и охрану стали вести постоянно.