Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:28, реферат
В классе млекопитающих отряд сумчатых более других может привлечь наше внимание. Мы соединяем под названием сумчатых значительное число разнообразных семейств млекопитающих, которые, за исключением сумки, способа размножения и половых органов, имеют между собою очень мало общего. Их скорее можно было бы считать отрядами особого подкласса млекопитающих*.
* Внутри класса млекопитающих сумчатые и плацентарные составляют подкласс звери (Theria), противопоставляемый подклассу первозверей (Prototheria).
Самые маленькие
из исполинских кенгуру – горные,
или валлару. Они более массивны, и ноги
у них покороче, чем у их родственников.
Мир узнал о них только в 1832 году, поскольку
жить эти кенгуру любят в уединенных горных
местах, да и численность их невелика.
У этих кенгуру самый вредный характер,
они очень плохо приручаются, и даже ручные
остаются ужасными драчунами.
Это древнее семейство сумчатых, родственное вомбатам, достигало наибольшего многообразия в олигоцене, 34—24 млн лет назад, когда, судя по ископаемым останкам, насчитывалось не менее 18 видов сумчатых медведей. Среди них имелся такой гигант, как квинслендский коала Koalemus, который весил полтонны. Современный коала Phascolarctos cinereus, предположительно, появился 15 млн лет назад.
Коала остался незамеченным экспедицией Джеймса Кука, в 1770 году открывшей восточное побережье Австралии. Первое упоминание о нём встречается в отчёте Джона Прайса, слуги губернатора Нового Южного Уэльса Джона Хантера, о путешествии в Голубые горы в 1798 году. Прайс пишет, что в Голубых горах водится животное, называемое куллавайн, внешне похожее на ленивца[1]. Для науки коала был открыт в 1802 году флотским офицером Барралье, который обнаружил у аборигенов останки коалы и послал заспиртованные конечности зверя губернатору Нового Южного Уэльса Кингу. В июне 1803 года живой коала был пойман к югу от Сиднея, а 21 августа газета Sydney Gazette поместила его подробное описание[1]. Однако научного названия коала так и не получил до 1816 года, когда французский зоолог Бленвиль дал ему родовое название Phascolarctos — от греч. phaskolos «кожаная сумка» и arktos «медведь». Видовое название cinereus (пепельный) зверь получил за окрас меха.
Примерно в течение полувека коалу находили только в пределах Нового Южного Уэльса. В 1855 году натуралист Уильям Бландовски встретил его в штате Виктория, а в 1923 году О. Томас — в юго-восточной части Квинсленда. Недавно коала населял и Южную Австралию, но был здесь полностью истреблён в начале XX века. В Западной Австралии коала не сохранился, хотя четвертичные остатки свидетельствуют о том, что он водился и здесь.
Коала — некрупный зверь плотного телосложения: длина его тела 60—82 см; вес от 5 до 16 кг. Хвост очень короткий, снаружи незаметен. Голова большая и широкая, с уплощённым «лицом». Уши крупные, закруглённые, покрытые густым мехом. Глаза маленькие. Спинка носа безволосая, чёрная. Есть щёчные мешки.
Волосяной покров у коалы густой и мягкий, прочный; на спине окраска изменяется от светло-серой до темно-серой, иногда рыжеватая или красноватая, брюхо более светлое.
Конечности коалы приспособлены к лазанью — большой и указательный пальцы передних и конечностей противопоставлены остальным, что позволяет зверю обхватывать ветви деревьев. Когти сильные и острые, способные выдерживать вес животного. На большом пальце задних конечностей коготь отсутствует. Коалы — одни из немногих не-приматов, имеющих папиллярный узор на подушечках пальцев. Отпечатки пальцев коалы неотличимы от отпечатков пальца человека даже под электронным микроскопом. [2]
Выводковая сумка у самок хорошо развита, открывается сзади; внутри находятся два соска.
Коалы обычно молчаливы и подают голос только в период размножения или в случае опасности. Призывный крик самца описывается, как «нечто среднее между храпением толстого пьяницы, скрипом двери на ржавых петлях и ворчанием чем-то недовольной свиньи». Испуганный или раненый коала кричит и «плачет», как ребенок.
Размеры и окраска этого животного варьируют в зависимости от места проживания. Так, коалы штата Виктория крупнее и тяжелее, у них более густой и плотный мех тёмно-серого цвета, часто с коричневатым оттенком на спине. В тропическом и субтропическом Квинсленде коалы намного мельче и светлее, мех у них реже и короче.
Обликом коала немного напоминает медведя (отсюда его название — сумчатый медведь); а рудиментарный хвост, расположение выводковой сумки и зубная формула сближают его с вомбатами, с которыми он, видимо, имел общего предка.
Коалы водятся на востоке Австралии — от Аделаиды на юге до полуострова Кейп-Йорк на севере. Коалы Южной Австралии были истреблены уже в историческое время — в 20-х годах XX века, однако этот штат снова был заселён особями из штата Виктория.
Коалы населяют эвкалиптовые леса, почти всю жизнь проводя в кронах этих деревьев. Днём коала спит (по 18—22 часов в сутки), устроившись на ветке или в развилках ветвей; ночью лазает по деревьям, отыскивая корм. Даже если коала не спит, он обычно часами сидит совершенно неподвижно, обхватив ветку или ствол дерева передними лапами. На землю он спускается только для перехода на новое дерево, до которого не может допрыгнуть. Прыгают коалы с дерева на дерево на удивление ловко и уверенно; спасаясь бегством, эти обычно медлительные и флегматичные звери переходят на энергичный галоп и быстро взбираются на ближайшее дерево. Умеют плавать.
Медлительность коалы связана с особенностями его питания. Он приспособился питаться почти исключительно побегами и листьями эвкалипта, которые волокнистые, содержат мало белка, зато много фенольных и терпеновых соединений, ядовитых для большинства животных. Кроме того, молодые побеги, особенно ближе к осени, содержат синильную кислоту. Благодаря их ядовитым свойствам пищевая конкуренция со стороны других животных у коалы чрезвычайно мала — кроме него листьями эвкалипта питаются только кольцехвостый поссум Pseudocheirus peregrinus и сумчатая летяга Petauroides volans.
Чтобы не отравиться, коалы выбирают в пищу только те виды эвкалиптов, которые содержат меньше фенольных соединений, и предпочитают деревья, произрастающие на плодородных почвах (особенно вдоль берегов рек), в чьих листьях концентрация яда ниже, чем у эвкалиптов, растущих на бедных, неплодородных землях. Как следствие, из 800 видов эвкалипта коалы питаются всего 120 видами. Выбирать подходящую пищу коалам, видимо, помогает развитое обоняние. В неволе, где выбор у животного обычно меньше, оно способно даже отравиться пищей в результате кумулятивного эффекта.
Скорость обмена веществ в организме коалы почти в два раза меньше, чем у большинства млекопитающих (за исключением вомбатов и ленивцев), — это помогает ему компенсировать низкую питательность диеты. В день коале требуется от 0,5 до 1,1 кг листьев, которые он тщательно измельчает и пережевывает, накапливая получившуюся массу в защечных мешках. Как и у всех млекопитающих, питающихся волокнистыми растительными кормами, у коал в пищеварительном тракте присутствует богатая микрофлора, в том числе бактерии, переводящие неперевариваемую целлюлозу в усваиваемые соединения. Слепая кишка, где идёт процесс переваривания, чрезвычайно развита, достигая в длину 2,4 м. Ядовитые вещества, попадая в кровь, обезвреживаются в печени.
Коала» на языке племен Нового Южного Уэльса означает «не пить», — всю необходимую влагу коала получает из листьев эвкалиптов, а также из росы на листьях. Воду они пьют только в периоды длительных засух и во время болезни. Чтобы восполнить дефицит минеральных веществ в организме, коалы время от времени поедают землю.
Естественного
регулятора численности этих зверей
в природе не существует — аборигенные
хищники на них не охотятся; на коал нападают
только динго и одичавшие собаки. Зато коалы часто болеют. Цистит, периостит черепа, конъюнктивит, синусит — их обычные заболевания; синусит часто приводит к воспалению легких, особенно холодной
зимой. Эпизоотии осложненных синуситов,
сильно сократившие численность коал,
имели место в 1887—1889
и в 1900—1903 годах.