Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:48, контрольная работа
Рождение звезды не может быть исключительным событием: во многих участках неба существуют условия, необходимые для появления этих тел. В результате тщательного изучения фотографий туманных участков Млечного Пути удалось обнаружить маленькие чёрные пятнышки неправильной формы, или глобулы, представляющие собой массивные скопления пыли и газа.
В пику Сциентизму возник антисциентизм - философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений - абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.).
Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Необходимо объективно, всесторонне относиться к науке, к научному познанию, видеть их остропротиворечивый процесс развития. При этом следует рассматривать науку в ее взаимосвязи с другими формами общественного сознания и раскрывать сложный и многообразный характер этой взаимосвязи. С этой точки зрения наука выступает как необходимый продукт развития культуры и вместе с тем как один из главных источников прогресса самой культуры в ее целостности и развитии.
Характерная черта современного общественного развития - все более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства, все более глубокое превращение науки в непосредственную производительную силу общества. При этом, во-первых, в наши дни наука не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Во-вторых, если прежде наука развивалась как изолированный социальный институт, то сегодня она пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними. В-третьих, наука все в большей степени ориентируется не на одну только технику, но прежде всего на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития. Многие великие творцы науки были убеждены в том, что "наука может внести вклад не только в экономический прогресс, но также и в моральное и духовное совершенствование человечества".
В настоящее время наблюдается неуклонный рост интереса к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина - этика науки, укрепляются представления о необходимости соответствия научных концепций красоте и гармонии и т.п. Особенно важны нравственные оценки в условиях научно-технического прогресса, позволяющего заглядывать и вмешиваться в генное строение человека совершенствовать биотехнологию и даже конструировать новые формы жизни. Иначе говоря, не только могущего способствовать совершенствованию человека, но и таящего в себе потенциальную угрозу для существования человечества.
Со всей остротой вопрос о моральной стороне работы ученого, о его нравственной ответственности за нее ставил наш выдающийся мыслитель В.И. Вернадский. Он писал о том, что моральная неудовлетворенность ученого непрерывно растет и питается событиями мирового окружения - в то время - первая мировая война с ее "ужасами и жестокостями", усиление националистических, фашистских и т.п. настроений. В связи с этими событиями "вопрос о моральной стороне науки - независимо от религиозного, государственного или философского понимания морали - для ученого становится на очередь дня. Он становится действенной силой, и с ним придется все больше и больше считаться"
Сегодня все более широко в научный оборот внедряется понятие "этос науки", обозначающее совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение ученого.
А. Эйнштейн очень образно сказал о моральных побуждениях и "духовных силах", ведущих людей к научной деятельности: "Храм науки - строение многосложное. Различны пребывающие в нем люди и приведшие их туда духовные силы. Некоторые занимаются наукой с гордым чувством своего интеллектуального превосходства; для них наука является тем подходящим спортом, который должен им дать полноту жизни и удовлетворение честолюбия. Можно найти в храме и других: они приносят сюда в жертву продукты своего мозга только в утилитарных целях. Если бы посланный богом ангел пришел и изгнал из храма всех людей, принадлежащих к этим двум категориям, то храм бы катастрофически опустел, но в нем все-таки остались бы еще люди как прошлого, так и нашего времени". Чрезвычайно актуальными и активно обсуждаемыми в настоящее время становятся такие вопросы как соотношения истины и добра, истины и красоты, свободы научного поиска и социальной ответственности ученого, науки и власти, возможности и границы регулирования науки, характер последствий противоречивого и далеко не однозначного развития науки, ее гуманистическая сущность и ряд других.
Эти вопросы всегда были и остаются в центре внимания крупных ученых, подлинных творцов науки. Так, наш великий соотечественник и оригинальный мыслитель В.И. Вернадский подчеркивал, что "ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества.
Таким образом, испытывая на себе влияние
общества, наука в свою очередь оказывает
огромное воздействие на общественный
прогресс. Она влияет на развитие приемов
и методов материального производства,
на условия жизни и быта людей. По мере
использования научных открытий в технике
и технологии происходят кардинальные
изменения производительных сил. Наука
не только косвенно, но и прямо влияет
также и на духовную жизнь общества, а
в конечном итоге - на всю социальную жизнь
в целом.
3.
Уровень организации живых систем
Онтогенетический уровень организации, относится к отдельным живым организмам — одноклеточным и многоклеточным. Его называют также организменным уровнем, поскольку при этом речь идет о структуре и функциях отдельного организма без учета его связей и взаимодействий с другими организмами. Поскольку минимальной живой системой служит клетка, постольку на этом уровне уделяется такое большое внимание анализу структуры и функционирования различных клеточных образований.
Популяционный уровень начинается с изучения взаимосвязи и взаимодействия между совокупностями особей одного вида, которые имеют единый генофонд и занимают единую территорию. Такие совокупности, или, скорее, системы живых организмов, составляют определенную популяцию. Очевидно, что популяционный уровень выходит за рамки отдельного организма, и поэтому его называют надорганизменным уровнем организации.
Приведенное общее определение популяции дает возможность отличать организменный уровень живого от надорганизменного. Сам термин «популяция» был введен одним из основателей генетики — Вильгельмом Иогансеном , который с его помощью обозначал генетически неоднородную совокупность организмов в отличие от однородной, которую он называл «чистой линией».
В дальнейшем этот термин и обозначаемое им понятие приобрели более глубокий смысл. Многие современные ученые характеризуют популяцию не столько как простую совокупность отдельных организмов, сколько как целостную их систему, в которой они непрерывно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Благодаря этому они оказываются способными к трансформациям, изменению своего ареала и, самое главное, к развитию.
Популяции представляют собой первый надорганизменный уровень организации живых существ, который хотя и тесно связан с их онтогенетическим и молекулярным уровнями, но качественно отличается от них по характеру взаимодействия составляющих элементов, ибо в этом взаимодействии они выступают как целостные общности организмов. По современным представлениям, именно популяции служат элементарными единицами эволюции.
Второй надорганизменный уровень организации живого составляют различные системы популяций, которые называют биоценозами.
Они являются более обширными объединениями живых существ ив значительно большей мере зависят от небиологических, или абиотических, факторов развития.
Третий надорганизменный уровень организации содержит в качестве элементов разные биоценозы и в еще большей степени характеризуется зависимостью от многочисленных земных и абиотических условий своего существования (географических, климатических, гидрологических, атмосферных и т.п.).
Четвертый надорганизменный уровень организации возникает из объединения самых разнообразных биогеоценозов и теперь обычно называется биосферой.
Таким
образом, в функционировании и развитии
живой природы особенно наглядно
и убедительно выступают ее целостность
и системность, которые проявляются
в существовании различных
Изучением популяций и биоценозов занимается интенсивно развивающаяся в последние годы отрасль биологической науки, называемая популяционной биологией. Одна из основных проблем, которую она призвана решить, заключается в установлении пространственной структуры и объемов популяций. Определить границу между популяциями чрезвычайно трудно, так как в силу подвижности компонентов популяции, т.е. составляющих ее организмов, происходит непрерывное перемешивание ее населения. Другая трудность — в наличии внутри популяций различных группировок и существовании популяций разных рангов.
В рамках популяционной биологии исследуются также весьма важные проблемы метаболического взаимодействия между популяциями и биоценозами, которые относятся прежде всего к изучению их трофических, или пищевых, связей. Именно на этой основе происходит разграничение популяций и биоценозов. Оно состоит в том, что популяции представляют собой незамкнутые, открытые метаболические системы, которые могут существовать и развиваться только при взаимодействии с другими популяциями. В отличие от них биоценозы — относительно замкнутые метаболические системы, в которых обмен и круговорот веществ могут осуществляться между входящими в биоценоз популяциями. Поскольку популяции, как было установлено, являются элементарными единицами микроэволюции, постольку становится необходимым также рассмотреть эту их характерную особенность, но мы отложим обсуждение этого вопроса до освещения общих проблем эволюции. Существование такого многообразия форм деятельности как в живой системе, так и в экономической . остро ставит вопрос о необходимости сбалансированности данных систем.
4 . Происхождение эволюции человека
Попытки
понять и объяснить, как возник
человек , отражены в верованиях, легендах,
сказаниях самых разных племен и народов.
В решении этой проблемы особенно обостренно
проявляется борьба материалистических
и идеалистических взглядов. Долгое время
научные знания были слишком отрывистыми
и неполными, чтобы решить проблему происхождения
человека. Лишь в 1857 году Ч.Дарвин высказал
гипотезу, а в 1871 году в своем труде «Происхождение
человека и половой отбор» убедительно
доказал, что люди произошли от обезьяны,
а не созданы актом божественного творения,
как учит церковь. «Если мы не станем нарочито
закрывать глаза, то при современном уровне
знаний сможем приблизительно узнать
наших прародителей, и нам незачем стыдиться
их», – писал Ч.Дарвин.
Роль социальных факторов, на которую
также указывал Ч.Дарвин, была раскрыта
Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека» . К 80-м
годам нашего столетия многочисленные
ископаемые находки и использование самых
разнообразных методов исследования позволили
значительно прояснить вопросы
эволюции человекообразных, хотя и сейчас
невозможно с полной уверенностью сказать,
от каких именно обезьяноподобных предков
произошел человек.
Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой деятельностью людей.
Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора . В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий ) люди объединялись,что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству».
Переход
от использования предметов к
изготовлению орудий труда –
рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция
руки шла путем естественного отбора мутаций,
полезных для трудовой деятельности. Таким
образом, рука не только орган труда, но
и его продукт. Первыми орудиями труда
были орудия охоты и рыболовства. Наряду
с растительной стала шире использоваться
более калорийная мясная пища. Приготовленная
на огне пища уменьшила нагрузку на жевательный
и пищеварительный аппараты, в связи с
чем потерял свое значение и постепенно
исчез в процессе отбора теменной гребень,
к которому, у обезьян прикрепляются жевательные
мышцы, стал короче кишечник. Наряду с
прямо хождением важнейшей предпосылкой
антропогенеза явился стадный образ жизни,
который по мере развития трудовой деятельности
и необходимости
обмениваться сигналами обусловил развитие
членораздельной речи.