Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 19:09, контрольная работа
Цель контрольной работы исследовать творчество Ж.Фуке.
Задачи контрольной работы: проанализировать особенности французской живописи XV века; рассмотреть становление и развитие творчества Ж.Фуке; исследовать работы и особенности стиля Ж.Фуке.
Введение………………………………………………………………………….3
Особенности французской живописи XV века………………………4
Становление и развитие творчества Ж.Фуке………………………..14
Работы и особенности стиля Ж.Фуке…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….28
Так
благодаря многолетнему атрибуционному
поиску историкам искусства удалось
восстановить творческий облик еще
одного французского живописца XV века.
Искусство этого современника Жана
Фуке рассматривается теперь как еще один
фактор художественной жизни середины
столетия, как один из элементов той среды,
в которой формировался турский мастер.
Что же касается его ранних произведений,
то большинство современных исследователей
сходится во мнении, что попытки найти
их бесплодны, что раннего Фуке просто
не существует.
Первые произведения вернувшегося из
Италии художника обнаруживают уже яркую
самобытность, то неповторимое своеобразие,
где итальянские и нидерландские мотивы,
переплетаясь с национальной традицией,
складываются в единую художественную
систему. Влияние позднеготической традиции
украшения рукописей, нидерландской реалистической
живописи и искусства итальянского кватроченто
Жан Фуке подчинил своему индивидуальному
стилю. С его именем во французском изобразительном
искусстве связаны первые значительные
успехи в портретном жанре и последний
расцвет книжной миниатюры. Искусство
Жана Фуке по праву занимает ведущее место
во французской художественной культуре
XV столетия.
К значительным произведениям художника можно отнести «Меленский диптих» (ок.1451-1456), заказанный Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене. Картина состоит из двух частей объединяет только воображение. На одной его створке изображена Мадонна с младенцем (Антверпен, Музей изящных искусств), на другой — Портрет Этьен Шевалье и его патрон св. Стефан (Берлин). В реальности они находятся в разных городах: левая створка — в Берлине, правая — в Антверпене. Специалисты давно догадывались, что это две части одного диптиха, но только современные исследования смогли доказать достоверность этой гипотезы. Было установлено, что обе доски, использованные для написания картин, являются частью одного и того же дерева — дуба, срубленного ок. 1446 года.
Правая створка диптиха посвящена памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель. Образ Мадонны у Фуке поражает светский характер изображения— это скорее молодая придворная дама в модном платье, ее голову венчает драгоценная корона; стройная, изящная, с туго перетянутой талией, с полуобнаженной пышной грудью, спокойная и бесстрастная, стоит Мария, поддерживая сидящего перед ней младенца. Их бледные бескровные тела, серо-голубое платье и горностаевая мантия Марии резко выделяются на фоне огненно-красных и ярко-синих фигурок задумчивых младенцев-херувимов, теснящихся вокруг трона. И здесь Фуке дал поколенный срез фигуры, подчеркнув парадный и зрелищный момент в композиции статуарностью ясных форм, лаконизмом цвета, сдержанного и насыщенного, благородством и красотой силуэта. (см. Приложение 1)
В течение некоторого времени считали, что Мадонна – это портрет Агнессы Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Среди оснований для подобного утверждения, в частности, то, что именно Агнесса Сорель установила моду на платья с открытой грудью: в таком платье изображена Мадонна на полотне Фуке. Ее поклонником был также и некто Шевалье – первый покровитель Фуке. Картина была написана художником в год смерти Агнессы, поэтому вполне возможно, что она была заказана в память о ней.
В этой картине, как ни в одной другой, ясно видно влияние итальянских художников на художественный метод Фуке. Пристальное внимание, которое живописец уделяет деталям, заимствовано им у северных мастеров, таких как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.
Большой строгостью и глубиной характеристик отличаются образы второй створки диптиха. Образуя нерасторжимую группу, выделяются на фоне беломраморных пилястр фигуры Этьена Шевалье и стоящего рядом с ним св. Стефана. Стефан, изображенный портретно, как реальное лицо, держится свободно, просто; покровительствен жест его руки, лежащей на плече Этьена Шевалье. Стефан легко узнаваемый по Евангелию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти. Мученик должен передать от имени заказчика прошение деве Марии, изображённой на правом створке диптиха.
Больше скованности и благочестия в фигуре молящегося Этьена Шевалье. Он изображён на левой части диптиха коленопреклоненным в молитве, сосредоточенный суровый пожилой человек с морщинистым лицом, маленькими глазками и крупным крючковатым носом. (см. Приложение 2)
Фуке расположил эти две фигуры на картине так хорошо, что они не кажутся плоскими, как в предыдущих работах французских мастеров. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.
Ярче
всего искусство Фуке проявилось
в портретном жанре. Созданные художником
портреты Карла VII и его министров реалистичны
и правдивы, в них нет ни лести, ни идеализации.
Хотя манера исполнения этих работ во
многом напоминает картины нидерландских
живописцев, портреты Фуке более монументальны
и значительны.
Чаще всего Фуке изображал
свои модели в минуты молитвы, поэтому
герои его произведений кажутся погруженными
в собственные мысли, они как будто не
замечают ни того, что происходит вокруг
них, ни зрителей. Его портреты не отличаются
парадной пышностью и роскошью аксессуаров,
образы на них обыденны, прозаичны и по-готически
статичны.
В "Портрете Карла
VII" (ок. 1447, Париж, Лувр) художник приложил
немало усилий, чтобы создать величественный
образ монарха, но облик самого короля
воспринимается странным, тревожащим
воображение контрастом к этой парадности:
понуро опущенная голова, некрасивое лицо,
уныло свисающий нос, мешки под глазами
— общее выражение недовольства и усталости.
Глаза смотрят на мир настороженно, недоверчиво,
в них читается горечь обид, разочарований,
а возможно, и укоры собственной совести.
Капризная линия рта выдает непостоянство
характера, а пухлые, нежно-розовые губы
говорят о склонности к чувственным удовольствиям.
По глубине проникновения в тайны человеческой
души портрет Карла VII можно считать предвестником
психологического портрета. На портрете
Карла VII (ок. 1445) есть надпись: «Победоноснейший
король Франции». Но Фуке изобразил короля
так достоверно и правдиво, что на его
победоносность нет совершенно никаких
указаний. (см. .Приложение 3)
Карлу VII недоставало многих качеств, необходимых правителю, но он умел находить умных и деятельных помощников, недаром его называли «тот, кому хорошо служат». Фуке писал портреты многих из них.
Так же правдив и даже беспощаден портрет одного из самых влиятельных придворных короля — Жювенеля Дезюрсена (ок.1460) королевский канцлер и хранитель печати (1450-е, Париж, Лувр). На картине изображен тучный человек с оплывшим лицом и самодовольным взглядом. Он запечатлен в молитвенной позе, характерной для донаторских портретов, он погружен в сокровенный диалог с некой высшей силой — отсюда выражение глубокой духовной сосредоточенности. Красный цвет одежды оттеняется золотом полуколонн, украшенных орнаментом, в завитках которого резвятся медвежата (Дезюрсены претендовали на родство с итальянским родом Орсини — «orso» по-итальянски «медведь». .(см.Приложение 4)
Шедевром Фуке являются миниатюры «Часослова Этьена Шевалье», не имевшие себе равных по художественным достоинствам. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», и другие, созданные на сюжеты Священного писания. ( см. Приложение 5)
«Часослов Этьена Шевалье» (фр. Heures d'Étienne Chevalier) — иллюминированный манускрипт, созданный Жаном Фуке около 1452—1460 гг.
Манускрипт носит имя заказчика, Этьена Шевалье (1410—1474), который, пользуясь покровительством королевской фаворитки Сорель, сделал блестящую карьеру: был секретарем, финансовым советником, затем королевским казначеем, а также другом Карла VII и его сына Людовика XI.
С Шевалье, как уже упоминалось, также связана история создания «Меленского диптиха». Изображения Шевалье можно найти в обеих работах. В развороте «Часослова» с предстоянием Шевалье Мадонне Фуке использует тот же мотив, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Донатор повторен практически один в один, его святой покровитель выдвинут вперед. Богоматерь уже не написана с Агнес Сорель, но также изображена с обнаженной грудью, которую она дает младенцу.
Отличие от станковой картины состоит в том, что теперь оба главных персонажа, Шевалье и Мадонна написаны в одном помещении. Фуке таким образом показывает, что Шевалье достиг Царства Небесного и окружен ангелами, таким способом чествуя своего благотворителя. Другая миниатюра изображает похороны Шевалье, как считается, Фуке изобразил их еще при жизни заказчика, предвосхищая то самое событие, благодаря которому он сможет предстоять Мадонне.
В «Часослове», выполненном в первые десятилетия французского Ренессанса, Фуке освободился от традиционного для Средневековья формата иллюстрирования манускриптов. Он удалил украшения на полях, рамочки и проч., превратив каждую миниатюру в своего рода картину. А используя новые техники, он обновил искусство иллюминирования. Эта новая концепция стала поворотным пунктом в истории французского искусства иллюстрации.
Художник
активно использовал
Поместив заказчика Этьена Шевалье в одно помещение с Девой Марией, Фуке этим не ограничился, продолжая свободно вводить элементы современности. К примеру, он изобразил Карла VII и двух его сыновей в качестве волхвов в сцене поклонения Младенцу. На заднем плане — французские войска, побеждающие в Столетней Войне, их можно опознать по знамёнам: Иисус — за Францию. В иллюстрациях с лёгкостью опознаётся современная французская архитектура: Собор Буржа в сцене «Благовещения», Собор Парижской Божьей Матери и мост Сан-Мишель в «Сошествии Св. Духа». (см. Приложение 6)
В отличие от более поздних рукописей Жана Фуке, в этой практически все миниатюры выполнены им собственноручно. Это — признак ранней датировки этой работы, того периода, когда Фуке ещё не располагал обширной мастерской, большим количеством учеников и помощников, и ему приходилось ограничиваться лишь собственными силами. В этом же — причина необыкновенно высокого художественного уровня каждого изображения.
Несколько листов разделены, что явилось новшеством, на два поля: в верхнем — основной сюжет, в нижнем — примыкающие, либо же какое-нибудь фантастическое существо, как в готической живописи.
Всего сохранилось 47 миниатюр, которые можно ориентировочно разделить на несколько циклов. В них входят:
Наибольшая часть из них находится в музее Конде, Шантийи:
Обнаруженный в 1981 лист с текстом (сейчас в Upton House, Lord Bearsted, National Trust) позоволяет сделать некоторую реконструкцию содержания книги.
Книга хранилась в семье потомков Шевалье до 1630 г. Последний в роду оставил свою библиотеку родственнику по боковой линии, который решил распродать все по отдельности. К 1700 г. в монастыре Сен-Мор «Часослов» был разделен, края у листов с миниатюрами были обрезаны, изображения были наклеены на дубовые доски. Текст и заглавные буквы, которые были слишком близкими к миниатюрам, и поэтому обрезать их было нельзя, отретушировали или же заклеили кусками пергамента. Таким образом, изображения стали отдельными «картинами».