Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 06:37, доклад
В первую очередь, под именем Валентина Серова воспринимается классическая передача натуры, будь это государственный деятель, всем своим естеством воплощающий образ консервативный, официальный,(здесь: опираясь на портрет Николая II 1900 года),либо же натура, точнее натурщица, образ который выражает экстравагантность, эксцентричность, загадку – все это, естественно, отталкивает зрителя, привыкшего к общепринятой и уже столь привычной передачи характера в портрете.
Историография
Первое упоминание о картине Валентина Серова «Ида Рубинштейн» можно найти в книге А.Я. Левинсона₁ в издании 1913 года «Художественная библиотека №1»₂ . Данное упоминание содержит в себе достаточно противоречивое описание работы В. Серова, так как Левинсон оценивает полотно, как национальное достояние, но при этом добавляет, что сделалось оно достоянием «к ужасу и горю глупцов…»(здесь: цитата А.Я. Левинсона). По словам русского театрального и художественного критика начала двадцатого века «Ида Рубинштейн» есть воплощение экзотики, пленяющая зрителя своей острой, которая на тот период времени, по мнению современников была неподвластна восприятию ценителя искусства начала двадцатого века, в особенности под авторством такого художника как Валентин Серов. Здесь речь идет о самом восприятии «серовских» образов, о его традиции, годами взращенной такими мастерами, как И.Е. Репин₃ и П.П. Чистяков₄.
В первую очередь, под именем Валентина Серова воспринимается классическая передача натуры, будь это государственный деятель, всем своим естеством воплощающий образ консервативный, официальный,(здесь: опираясь на портрет Николая II 1900 года),либо же натура, точнее натурщица, образ который выражает экстравагантность, эксцентричность, загадку – все это, естественно, отталкивает зрителя, привыкшего к общепринятой и уже столь привычной передачи характера в портрете.
____________________
₁ Андре́й Яковлевич Левинсо́н (13 ноября 1887, Санкт-Петербург — 3 дек 1933, Париж) — русский театральный и художественный критик, историк балета и балетный критик, переводчик.
₂ Левинсон А. Я. Художественная библиотека № 1. Санкт- Петербург, Издательство Хронос, 1913.
₃ Илья́ Ефи́мович Ре́пин (24 июля (5 авг) 1844 — 29 сен 1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Учитель Серова В.
₄ Па́вел Петро́вич Чистяко́в (5 июля 1832 — 11 ноября 1919) — русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи. Главный наставник Серова В.
Игорь Эммануилович Грабарь₁, художник, искусствовед, музейный деятель двадцатого века, в своей монографии о Валентине Серове «Жизнь и творчество»₂, опубликованной в 1913 году, также выразил свое негодование по поводу картины «Ида Рубинштейн». Он был разочарован и ошеломлен тем, что этой своей работой Серов как будто отрезал, перечеркнул все, созданное им ранее, словно отрекшись от своих прежних взглядов. Грабарь задается вопросом: «Как можно в одно и то же время создавать такое чудо мирового реалистического искусства, как портрет княгини Орловой, и писать эту уродливую картину?». Приобретенная картина Музеем Александра Третьего вызвала негативную реакцию и требования удалить ее из национального собрания, но все же загадочная «Ида Рубинштейн» по сей день находится в собрании Русского Музея. В последствии длительного изучения творчества В. Серова, И.Э. Грабарь осмыслил и понял столь жесткий и резкий поворот художника, воплощенный в портрете балерины.
Грабарь пишет, что Серов был погружен в бездну противоречий, находился в постоянном поиске «большого стиля». В. Серов, «полнокровный» реалист, стремящийся найти новые стилистические решения, готов отказаться от действительности, боится «отстать от века». В этом и заключается его борьба. Реалист, отворачивающийся от реальности, смотря сквозь нее, стремится увидеть нечто новое, пока ещё ирреальное. Но все же, Грабарь утверждает, что перевес в сторону реализма несомненно оставался. Этот эксперимент Серова, в качестве портрета балерины, по началу вскружил голову художника, почувствовавшего немыслимый подъем, успех, но, в последствии остыл к ней, столкнувшись со столь непредвиденной реакции окружающих.
____________________
₁ И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
₂ И. Э. Грабарь, Валентин Александрович Серов: жизнь и творчество. Санкт- Петербург, 1913. Стр. 233 – 236.
В статье-монографии «Облик Серова» в журнале «Аполлон» № 6 ₁ , опубликованной в 1916 году, художественный критик Всеволод Дмитриев₂ описывает впечатление от «Иды Рубинштейн» самого Репина, который сыграл роль первого наставника В. Серова, приемника учений и заветов великого мастера.
В воспоминания о первом знакомстве с последним полотном своего ученика Репин рассказывает о своем впечатлении следующее: «По мановению коротенькой ручки Серова рабочие мигом поставили ящик в должное условию освещение, открыли крышку, и, как Венера из раковины, предстала “Ида Рубинштейн”… Мне показалось, что потолок нашего щепочного павильона обрушился на меня и придавил к земле; я стоял, с языком, прилипнувшим к гортани… Наконец, овладев кое-как собой, я спросил и сейчас же почувствовал, что спросил глупость, как идиот: ”А это чья работа? Кто это…“. “Да я же: портрет Иды Рубинштейн” . ”Знаешь, - продолжал я, как во сне, - если бы я не видел сейчас тебя и не слышал ясно твоего голоса, я бы не поверил…“».
Репин был буквально оглушен «Идой Рубинштейн», впрочем, не только он один. Он выражался в ее адрес: «гальванизированный труп!», считал картину сухой, безжизненной.
Данное полотно совершенно не свойственно В. Серову, в монографии В. Дмитриев сравнивает эту картину с одной из самых ранних работ Серова «Девочка с персиками»: художник безрасчётно расположил яркие пятна света по всей плоскости полотна, легкость и быстрота написания чувствуется в этой летней и дышащей солнцем картине, в отличии от жестких четко продуманных линий силуэта знаменитой танцовщицы, сведенных к скупой цветовой композиции, вырисовывающих практически черно-белое изображение.
____________________
₁ Всеволод Александрович Дмитриев (1889 -1919) – художественный критик
₂ В. А. Дмитриев, литературно-художественный журнал Аполлон № 6-7 Облик Серова. Петроград, Издательство Свободное искусство, 1916.
Всеволод Дмитриев описывает сложный, почти замкнутый путь становления художника, вначале целью которого было казаться зрителю живописцем легким, простым, не обдумывающим каждое прикосновение кисти к холсту, казаться мастером, лепящего словно из глины портреты из едва невесомых, и почти что неуловимых в воздухе образов, будто случайно замеченных им и так хорошо оставшихся в памяти. На деле же, Серов обдумывал каждое движение кисти, каждую деталь, блик – все, до мельчайших подробностей. Это все были отголоски наставничества П.П. Чистякова, который в свою очередь не терпел приблизительных изображений в запечатлении натуры.
Серов писал очень вдумчиво, но в тот же момент он умел это скрыть, утоить от глаз зрителя упорную и долгую работу, показывая только легкость и непринужденность в написании своих картин.
Второе полотно, написанное уже в последние годы жизни великого портретиста, определяет его конечный идеал, который состоял не в том, чтобы казаться совершенным мастером своего дела, так просто и чисто пишущим полотна, а наоборот, идеал этот заключался в умении делать ошибки в своих произведениях. «Что-то надо подчеркнуть, что-то надо выбросить ,не договорить, а где-то ошибиться, без ошибки – такая пакость, что глядеть тошно».
Дмитриев делает акцент на определении такого на первый взгляд нелогичного термина, как «серовская ошибка», он отмечает, что в своем суждении о данной работе важно понимать: «серовская ошибка – это как бы последняя роскошь, это дар от избытка, скорее даже не ошибка, а итог зоркого вглядывания Серова в натуру». По словам Дмитриева, полотно «Ида Рубинштейн» буквально «исполосовано» этими самыми ошибками, поэтому и встретило волну недоумения и недовольства, на что художник с удовольствием отвечал: «Я в душе скандалист, да и на деле, впрочем».
Марк Копшицер₁ в книге «Валентин Серов»₂, изданной в 1967 году, отозвался о «Иде Рубинштейн» весьма положительно, нежели все, вышеупомянутые авторы, критики. Первая и последняя волна неприязни поднялась только в самом начале знакомства с этой работой, она как взрыв оглушила публику, затмилась дымом и пылью недовольных критиков и спустя некоторое время стихла и показала себя во всей своей красе.
М. Копшицер тонко описывает характер самого портрета: точность переданного образа, задумка композиции, цветовое решение – все словно собрано из хрупкой мозаики, тщательно отобрано и составлено в величайшее произведение искусства. Серов выразил всю сущность Иды Рубинштейн как актрисы, танцовщицы, исполняемую роли, примеряя на себя калейдоскоп чужих характеров, так и саму, настоящую Иду, слившуюся в этот круговорот образов столь гармонично. Экзотика, эксцентрика, экстравагантность, «постигающая старину, выражающая современность»,
грация, утонченность, геометрические черты лица и тела, ее талант – все это Серов воплотил на холсте, вдохнув в него жизнь. «Серов слил воедино древность и модерн» - то, что актриса воплощала на сцене. По мнению Марка Копшицера, в написании данного портрета Серов чувствовал себя как никогда свободным, так как писал для себя, полотно не было заказным. Поэтому «Ида Рубинштейн» Серова по-настоящему живая, свободная и так завораживающе пленительна.
____________________
₁ Марк Исакович Копшицер ( 1923, Ростов-на-Дону - 1982, Ростов-на-Дону) - инженер, искусствовед.
₂ М. И. Копшицер, Валентин Серов, Серия: Жизнь в искусстве. Москва, Издательство Искусство, 1967. Стр. 351 – 355.
Владимир Алексеевич Леняшин₁ в книге «Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов»₂, вышедшей в свет в 1980 году, в Ленинграде, внимательно отследил творческий путь художника, в отличии от В. Дмитриева, В. А. Леняшин гораздо точнее определил художественные искания великого мастера. Вначале своего пути – светлая красота, изображенная под лучами летнего солнца, позднее – «тонкая лирика», горечь, печаль, грусть.
Владимир Леняшин пишет, что красота человека всегда притягивали и продолжали притягивать его взор, только повзрослев в своих взглядах на искусство, Серов начал создавать загадочную, пленительную красоту, передавать тонкие, туманный взгляды натур, так живо смотрящих в глаза своих зрителей. В. А. Леняшин также как и его предшественники называют этот портрет итогом, гранью в «серовской» живописи, он называет ее «наибольшей данью художника модерна».
____________________
₁ Леняшин Владимир Алексеевич (22 июля 1940, Ленинград) — доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой русского искусства Санкт-Петербургской академии живописи, скульптуры и архитектуры, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России. С 1978 г. — главный редактор издательства "Художник РСФСР", с 1985 г. — директор Государственного Русского музея; в 1988 г. был избран главным ученым секретарем президиума Академии художеств СССР; с 1991 г. работает в Русском музее заведующим отделом живописи второй половины ХIХ —ХХ века, Действительный член Российской академии художеств;
₂ В. А. Леняшин, Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов. Ленинград, Издательство Художник РСФСР, 1980. Стр. 180 – 195.
Аркадий Кудря₁ в книге «Жизнь замечательных людей»₂ пишет о портрете Валентина Серова, что художник долго раздумывал на тем, как написать образ танцовщицы так, чтобы передать всю ее необычность и экстравагантность.
Вспомнив картину «Олимпия»₃ Эдуарда Мане₄, В. Серов решил писать Иду Рубинштейн обнаженной. Это решение было вызвано костюмами Л. Бакста₅ к балету «Шахерезада», где Ида Рубинштейн в роли Зобеиды выступала «на грани приличия» в едва скрывающем ее наготу наряде. А. Кудря считает, что В. Серов решил, вопреки традиций Тициана, Рубенса и прочих великих мастеров, написать обнаженное тело натурщицы без присущей подобным портретам чувственности. Художник превратил из хрупкой и утонченной натуры в резкую и достаточно грубую фигуру. В. Серов утрировал худобу балерины, отчетливо проведя контуры ее фигуры, словно вырезая ее из однотонного с ее телом фона.
В целом, А. Кудря описывает данную картину как угловатую, пронзительную. «Образ ее, с головой, отягощенной пышным пучком черных волос, и ртом, как кровавая рана, и взглядом, в котором словно отразилась мечта о далеких веках, был необычен сам по себе». Словом Валентину Серову удалось воплотить его задумку: изобразить Иду необычно, - и это ему удалось.
____________________
₁ Кудря Аркадий Иванович (1940,Москва) — окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова.
₂ А. И. Кудря. Жизнь замечательных людей: Валентин Серов. Москва, Издательство Молодая гвардия, 2008. Стр. 358 – 361.
₃ Эдуард Мане. Олимпия. Холст, масло. Музей Орсе, Париж, 1863.
₄ Эдуард Мане, фр. Édouard Manet(23 янв 1832, Париж — 30 апр 1883, Париж) — французский живописец, гравер, один из родоначальников импрессионизма.
₅ Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич, или Лев Само́йлович Ро́зенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.