Первые художники Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:22, реферат

Краткое описание

Художники, которые оставались дома, обучались и состояли при Оружейной канцелярии в Петербурге, при Санкт-Петербургской типографии, Кунсткамере и др. госведомствах. В 1706 году была организована Канцелярия городовых дел, которая заведовала всеми строительными работами в Петербурге и объединяла всех находившихся на государственной службе архитекторов и живописцев.

С начала века светская живопись развивается в различных направлениях от монументальной (роспись строящихся дворцов) до миниатюрного письма, украшающего предметы быта. Но все, же излюбленной областью применения творческих сил русских мастеров становиться портрет – парадный, камерный, парный.

Содержимое работы - 1 файл

первые художники петербурга.docx

— 66.37 Кб (Скачать файл)

     Очевидно  лишь тонкое чувство фактуры –  мягкость бархата, тяжесть парчи, шелковистость  горностая,- которое хорошо знакомо  живописцам прошлого столетия. В живописной манере ощущаются старые приемы перехода от темного к светлому, статичность позы, колорит построен на сочетании мажорных локальных пятен: красного, черного, белого, коричневого. Лицо, прическа, грудь, плечи написаны скорее еще по принципу 17 века: художник внимательно копирует, а не воспроизводит конструкцию формы. Складки - ломкие, прописаны белыми штрихами, немного напоминающими древнерусские пробела.

     Главная особенность портрета не в этом смешении приемов, главное то, что уже здесь  можно говорить об индивидууме, об индивидуальности в той мере, в которой она  присутствует в модели. В портрете Прасковьи Иоанновны читается свой внутренний мир, определенный характер, чувство собственного достоинства. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. Плотно сжатые губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом лице, а есть погруженное в себя, что внешне выражено в статике, ощущении покоя, тишины.

     Аналогично  написан и портрет родной сестры Петра Натальи Алексеевны (не позднее 1716 года), близкий портрету Прасковьи Иоанновны по строю и форме и форме и с тем же вниманием к лицу.

     В 1716-20 гг. Никитин вместе с младшим  братом Романом, тоже живописцем, находится  в Италии, совершенствует свое мастерство в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И.Г.Дангауера. Он овладевал стилем живописи, близким к венецианскому барокко. Учеба освободила Ивана Никитина от скованности, свойственной старой русской живописи, его рисунок стал изощреннее. Но мировоззрение художника, его понимание задач искусства, его взгляд на человека не изменились. Он лишь овладел знанием всех тонкостей европейской техники.

     В конце 1719 года Петр 1 отзывает художника и он поселяется в адмиралтейской части Петербурга. Пятилетие после возвращения из-за границы – триумфальный и последний период его творчества.

     Никитин пишет своего знаменитого «Напольного гетмана» (1720-е годы) – образ человека, находящегося как бы наедине с собой, «думающего горькую думу». Глаза напряженно вглядываются не вдаль, а вглубь себя, красноречиво передавая мучительное состояние души. Так мог изобразить этого человека только большой мастер, которому под силу сложные психологические характеристики. Среди парадных портретов того времени «Напольный гетман» выделяется своей подчеркнутой скромностью. В позе гетмана нет ничего показного, искусственного. Его лицу чужда надменная недоступность или заученная улыбка, типичная для портретов его знатных современников. Никитин сумел уловить и передать выражение, раскрывающее существенные черты характера изображенного им человека. Внешность гетмана не искажена ни модным париком, ни скроенной на западный манер неудобной придворной одеждой. Темно-русые волосы 
гетмана острижены по-казацки, «в кружок», его поношенный коричневый кафтан с выцветшими золотыми галунами небрежно расстегнут. Художник изобразил своего героя таким, каким наблюдал его в жизни. В этом стремлении к естественности и жизненной правде заложено одно из основных достоинств никитинского портрета. 
В его художественном решении Никитин проявил мудрую скромность и глубокую сдержанность, свойственные только большим мастерам. 
Он сознательно избегал подчеркнутых декоративных эффектов, широких мазков, напряженного горения цвета, резких контрастов света и тени. Портрет написан в тонко проработанной коричнево-красной гамме, в которую с безошибочным чувством живописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона. Но это изысканное колористическое построение является для Никитина не самоцелью, а лишь средством, подчиненным задаче создания целостного и правдивого образа. 
В контрасте с этой несколько приглушенной гаммой выделено лицо напольного гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, не нарушающим общей живописной гармонии целого. «Околичности» сведены к неизбежному минимуму; с тем большим вниманием обращается Никитин к внутренней характеристике своего героя, к раскрытию его душевного мира. 
Лицо гетмана резко отличается от холеных аристократических лиц, типичных для портретной живописи XVIII века. Долгая, трудная, суровая жизнь, полная военных забот, оставила неизгладимые следы на этом волевом и мужественном лице. Воспаленные, слегка сощуренные глаза с их пристальным, испытующим взглядом выражают острый ум и спокойную решительность. Во всем облике гетмана ощущаются внутренняя сила и глубокое сознание своего достоинства, свойственные выдающимся людям.

     В творчестве Никитина портрет напольного гетмана занимает едва ли не самое  значительное место. 
В этой поздней работе, наиболее зрелой и совершенной среди всего созданного Никитиным, как бы подведены итоги долгого и сложного творческого развития художника.

     Веяния, с которыми мастер познакомился за рубежом, наиболее полно отразились в портрете барона С.Г. Строганова (1726), в далеком будущем владельца  роскошного дворца постройки Растрелли  на углу мойки и Невского проспекта. Манерность и утонченность портрета – типичные черты западноевропейского придворного искусства, постепенно распространявшегося и в России. Взор Строганова – томный и рассеянный, легкая улыбка трогает губы. В наклоне головы, в развороте туловища господствует барочно-рокайльный строй.

     Возможно, Строганов сам выразил желание  быть изображенным в соответствии с  новой модой и вкусами. И сквозь эту жеманную рокайльную оболочку, томную позу элегантного придворного видна скрытая энергия и жадный интерес к жизни.

     Но  подобные черты не были определяющими  в творчестве Никитина. Он тяготел  к правдивости изображения. В  последнем натурном портрете императора – «Петр1 на смертном ложе» - автор мастерски передал не только образ усопшего царя, но и отражение пламени на его лице и одежде. Под кистью мастера живописное произведение звучит как реквием. Художник словно почувствовал, что со смертью Петра окончиться героическая эпоха в истории России.

     В полном напряженного трагизма изображении  Петра на смертном ложе и в «Напольном гетмане» Никитин в совершенстве овладел новыми средствами художественного  выражения и сумел проявить всю  силу своего живописного дара, весь свой талант глубокого и проницательного  психолога. Реализм Никитина выступает  здесь как бы освобожденным и от условности старых иконописных приемов, и от пышных декоративных форм светского парадного портрета. 
Живопись Никитина принадлежит к числу самых ярких явлений в культуре Петровской эпохи. Недаром Петр, высоко ценивший Никитина, настаивал на том, чтобы художник во время своего пребывания за границей писал «персону» короля и других особ, «дабы знали, что есть и из нашево народа добрыя мастеры». В лице Никитина новая русская живопись выдвинула одного из своих первых больших художников.

     В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. 

     4.2.Андрей  Матвеев (1701-1739)

Mатвеев Андрей Матвеевич - знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, один из первых русских заграничных пенсионеров, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.).

     Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье  живописное мастерство «определило  яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии. Именно Матвеев обогатил отечественное искусство достижениями европейской живописной школы.

     Биография живописца, составленная по крупицам неутомимыми  исследователями, по-прежнему изобилует  белыми пятнами. По исповедальным книгам удалось установить только год рождения Матвеева и определить, что по происхождению  он был из разночинцев. Но ни место  рождения, ни имя отца, а значит, и  его отчество, до сих пор неизвестно.

     В 1716 г. на пятнадцатом году жизни он был отправлен в Голландию. В  Амстердаме Матвеев учиться искусству художника-портретиста, а в Антверпене постигает тайны мастеров, создававших исторические и аллегорические картины.

     По  возвращению в Россию в 1727 году он был освидетельствован Каравакком, который отмечал, что Матвеев хорошо пишет «персону». Матвеев был сразу же приглашен участвовать в оформлении Петропавловского собора. Он делает эскизы образов-картин, украшающих храм. Непосредственно с его именем связывают картину «Моление о чаше» и овальную композицию «Тайная вечеря» в сени над престолом.

     С 1730 года и до конца жизни он –  первый художник, возглавляющий Живописную команду  Канцелярии от строений. В  том же году А.Матвеев вместе со своей артелью пишет плафон  в «Сенатской зале» - это один из уникальнейших интерьеров 30-х годов 18 века, сохранившийся до наших дней.

     По  документам известно, что Матвеев  писал батальные картины для  Летнего дома, живописные картины  для Петергофа. Большинство монументальных работ художника погибли вместе с интерьерами, для которых предназначались.

     Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г.), исполненную акварельной техникой на дубовой доске. Это стало важной вехой на пути освоения русскими искусством общеевропейского языка. Небольшого формата картина несет на себе отпечаток фламандской школы позднего барокко. Написанная через год обучения, картина Матвеева не свободна от ученичества и подражательства. Но при всех недостатках в «Аллегории живописи» есть то, что отличает ее от произведений иностранных мастеров – большая теплота и задушевность, искренность художника.

     В картине, с банальным для Европы сюжетом, выражена надежда на будущее  русской культуры и искусства: Минерва (ей приданы черты Екатерины 1) благожелательно  и заинтересованно смотрит на музу живописи.

     Портретная  традиция в Петербурге к этому  времени уже сложилась, с «Аллегории живописи» Матвеева начинается развитие станковой картины в европейском  понимании этого слова.

     Сразу по возращению в Россию (1728) Матвеев  получает заказ от князя Голицына на парные портреты князя и его  жены.

     Особенно  заинтересовала художника личность Анастасии Петровны Голицыной. Привлеченная к ответственности по делу царевича Алексея и битая батогами, она по воле Петра становиться шутихой Екатерины 1. При всей парадности  (разворот плеч, гордо посаженная голова, необходимые аксессуары одежды) на портрете представлена женщина, прожившая жизнь, полную унижений. Андрею Матвееву удалось передать в лице Голицыной выражение недоумения, обиды, жалобы.

     Самое известное станковое произведение Матвеева – «Автопортрет с женой»(1729). Это произведение занимает выдающееся место в истории русского портрета не только  своим художественным достоинствам. Матвеев первым из русских художников создал поэтический образ любовного союза. Старомосковское искусство, в силу религиозного характера культуры, не затрагивало эту область человеческих отношений. Кроме того, «Автопортрет с женой», по сути, - первый в русской живописи автопортрет художника. Представляется не случайным, что Матвеев писал двойной портрет. За 11 лет жизни в Голландии он мог видеть и изучать выдающиеся произведения этого жанра: полотна Рубенса и Йорданса, ванн Дейка и Рембанта. Главные отличительные черты его портрета – задушевность, простота, доверчивость и открытость, необыкновенное целомудрие. Живопись Матвеева – прозрачная, с тончайшими переходами от изображения к фону, нечеткими светотеневыми градациями и как бы растворяющимися контурами – в этом произведении достигает своего совершенства.

     Умер  Андрей Матвеев, как и многие отечественные  художники, в нищете. В апреле 1739 года вдова писала в прошении, что  «она осталась после мужа своего Матвеева с малолетними его детьми и оного мужа ее тело погрести в чем не имеет».  
 
 

     Таким образом, Иван Никитин и Андрей Матвеев  были первыми живописцами, прошедшими  европейскую профессиональную школу. Обмирщение, которого добивался Петр1 во всех сферах русской жизни, произошло в искусстве первой четверти 18 века в значительной степени благодаря усилиям этих мастеров.

     Андрей  Матвеев, кроме того, встав во главе  Живописной команды Канцелярии от строений, сумел превратить ее в настоящую  художественную школу, имевшую влияние  на все русское искусство того времени, и подготовить таких  живописцев как Иван Вишняков и Алексей  Антропов, творчество которых явилось  своеобразным мостом к расцвету художеств  во второй половине столетия.

     Творчество  Никитина и Матвеева – пример освоения европейской культуры, овладения  приемами европейского мастерства, но освоения на русской почве, при сохранении только ей присущего национального  духа, будь то строгость никитинских образов или задушевность, искренность и тонкая чувствительность матвеевских. 
 
 
 

 

     Заключение 

   Благодаря предпринятым мерам в короткий срок был осуществлен решительный  переход от старого к новому, освоен европейский изобразительный язык. Вместо приемов иконописания в практику входят законы изображения видимого мира.   

  Иконопись XVII века   Светская  живопись первой половины XVIII века
  <>·  Язык иконописи обеспечивает связь человека с Богом. Икона – окно, позволяющее заглянуть в другой, высший мир.   <>·  Язык станковой живописи обеспечивает  связь человека с человеком,  человека с самим собой, воссоздает  образ реального, видимого мира.
  <>·  Обратная перспектива.   <>·  Прямая (линейная, научная) перспектива.
  <>·  Фигуры иконы «бесплотны». Действует  система строгих правил написания  ликов святых – каноны.   <>·  Большое внимание уделяется анатомии  человека.
  <>·  Статичность и фронтальность.   <>·  Динамизм.
  <>·  Контурная линия, локальность  цвета.   <>·  Расплывчатость контуров, плавность  тональных переходов, светотеневая  моделировка.
  <>·  Иконы пишутся на деревянных (чаще  липовых) досках темперой –  краской, замешанной на яичном  желтке.   <>·  Картины пишутся на холсте  масляными красками

Информация о работе Первые художники Петербурга