История русского рока

Автор работы: b****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:05, реферат

Краткое описание

На рубеже 50 – 60 гг. в России распространилась «песенная поэзия». Полутора десятилетиями позже по соседству с ней возникла рок – поэзия. Между ними не так просто провести границу. Принадлежность к року определяется не столько словами и музыкой, сколько общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой основе рок – поэзии лежит убеждение: мир по своей природе бесчеловечен и жесток. Характерные для рок – музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы именно тем, что рок – крик человека, брошенного в чудовищный, лишённый Бога мир.

Содержимое работы - 1 файл

история Русского Рока.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

     В. Шахрин рассказывает о песнях с альбома  «ШЕКОГАЛИ».

     С первых дней своего существования "ЧайФ" ориентировался на энергичную гитарную музыку. Про такие составы принято  говорить, что они играют так, словно в рок-н-ролле не существует клавиш. В пластмассово - синтетическом звучании импортных "Роландов" и "Ямах" Володе Шахрину мерещились тени низкорослых японцев, которые с трафаретной улыбкой услужливо спрашивали: "Вам хорошо? Вам приятно? Вам не режет слух?" Не о таком звуке мечтал простой свердловский монтажник Владимир Шахрин. Взяв на вооружение самодельную гитару и наслушавшись Stranglers, Rolling Stones и Clash, Шахрин вместе со своим школьным другом Владимиром Бегуновым стал играть гитарный рок, окрестив свой подзаборный стиль не иначе, как "пост-бит-недо-панк". Выходцы не из дворянского гнезда, "ЧайФ" достоверно отражали в своих песнях настроения и температуру тела простых уральских парней. Бунтарским и неподражаемо хулиганским песням в духе "всем вам в харю" соответствовал и имидж группы: солдатские шинели, полинявшие нейлоновые майки, драные кеды, руки в наколкахНа раннем этапе иногородние менеджеры воспринимали незнакомый им "ЧайФ" как панков и приглашать их в Европу побаивались. Поэтому группа временно была вынуждена покорять своим искусством города где-то в районе уральских холмов.

     Восьмого  июля 2000 года студия "Real-records" выпустила  новый альбом группы Чайф. Владимир Шахрин "сбился со счета", но друзья подсказали, что "Шекогали" станет 13-м альбомом. Видимо поэтому он лежал на полке целых полтора года. Но если бы не такой срок, в него не вошли бы хиты "В ее глазах" и "Аргентина-Ямайка - 5:0" В альбоме 14 песен, его оформил известный московский фотохудожник Михаил Королев. Уже сняты клипы на песни "В ее глазах", "Аргентина-Ямайка - 5:0" и "Завяжи мне глаза". Партию бэк-вокала в песне "Маленький белый ход" исполнили две участницы хора Вознесенской церкви. Запись альбома происходила на екатеринбургской студии "АВА-рекордз".

     Несмотря  на плотный график гастролей, Владимир Шахрин нашел время рассказать о каждой песне нового альбома.

     Кончается век - первой из альбома заиграла на FM-радиостанциях полтора года назад. Тогда многие отметили новый современный  звук, говорили, что группа зазвучала  по-новому, и станции поставили песню в жесткую ротацию именно из-за этого. Сейчас, мне кажется, Кончается век звучит очень стандартно, все так играют. Хотя смысл песни, наш взгляд на то, что же такое новый век, все равно остается. А новый век - настолько условная цифра...хотя бы потому, что смена веков, тысячелетий у разных религий, вероисповеданий разная, у них свои там исчисления, поэтому это просто будет какой-то день. Дата в календаре, лист оторвался. Нам кажется, главное, чтоб у человека остались те же ценности, что были раньше.

     Мой фильм - интересна тем, что автор  её - Слава Двинин. Когда приглашенный музыкант, три года проработавший  в группе, становится как минимум  членом семьи, как максимум, членом банды, это, я считаю, некий этап в  жизни группы. Слава принес эту вещичку, мне очень понравилась её ритмическая структура, я немного изменил слова припева и дописал последний куплет. Так как песня - не моя, Слава её написал, прочувствовал, мне было очень важно найти что-то свое, своего героя, вот я его в последнем куплете нашел. "Чем выше солнце, тем короче тень на песке, она смеется, а он в древнерусской тоске". Мне вдруг показалось, что нужно было поперчить это дело, хотя бы за счет Борис Борисыча. Это был как раз тот этап в жизни, когда мы очень часто встречались. Мне очень нравится этот человек как музыкант, как художник, как личность.

     В ее глазах- (Есть еще здесь хоть кто-то кроме меня) - она была одной из самых последних написана. Дмитрий  Гройсман ( директор Чайфа) говорил, нужен  какой-то жесткий, ударный номер, а я долго не мог найти, от чего оттолкнуться, тему какую-то. Видимо, смотрел сначала очень далеко, а потом - заглянул в комнату к собственным детям, и вдруг всё стало понятно. Вобщем-то эта песня о моих девчонках и об их компании. У меня дома - полный дом подростков, с утра до вечера. Одни приходят попить, другие поесть, на компьютере поиграть, на гитаре побренчать… Проходной двор, и мне это нравится. Так что это их песня.

     Родная, не плачь - одна из любимых наших  песен. Боб Марли стал самым известным  исполнителем песни Джеффа Форда. Её многие-многие исполняли, а кто такой Джефф Форд - до сих пор никто не знает. На английском петь для меня противопоказано. Петь, не зная языка, это как минимум неуважение к этому языку. Поэтому я написал слова, это даже не подстрочный перевод. Просто оттолкнулся от фразы " No woman, no cry" - а как русский человек может сказать то же самое? Задача была очень простая: взять стопроцентно западную песню и адаптировать ее на русскую почву, чтоб у нее не просто были русские слова, чтобы она звучала по-русски. Поэтому сохранив гармонию, и, в общем-то, даже внутреннюю рэггийную ритмику, мы сделали её напевной. И те люди, которые не знают оригинала, а такие, как это ни удивительно, есть, считают эту песню настоящей типичной песней группы Чайф.

     Завяжи  мне глаза- была написана в начале 80-х годов. Она записана в акустическом варианте, мы играли её на концертах… Это следствие такой нормальной, здоровой любви к старым песням, которая есть у нашей группы. Иногда появляется чувство, что какая-то песня на определенном этапе много сделала для группы, а мы для нее сделали не все. Так случилось с песней Рок-н-ролл этой ночи: она стала хитом в 90-х, хотя была написана в начале 80-х. Песня нравилась нам по смыслу, по настроению, но не очень нравилось, её музыкальное решение. Мы вошли в студию, чтобы придумать ход для этой песни, пробовали играть её по-разному и понимали, что занимаемся чем-то не тем, у нас не получается. И вдруг просто …чаю попили и начали играть… Я предложил, давайте вот в таком рисунке музыкальном, Вовка (Бегунов) тут же сделал гитарный риф, Петрович (звукорежиссер) подсказал басовую партию, все включились… Вот так получается идеальный музыкальный продукт группы Чайф, когда делается все быстро, естественно, и все принимают в этом участие. Завяжи мне глаза - вторая сказка про Золушку в нашем репертуаре после Рок-н-ролл этой ночи. На эту песню снят неплохой клип - Андрей Новоселов, тот же режиссер, который снял клип "Скобец" для Гребенщикова. Как снимали клип - отдельная история… Взяли в аренду ремонтирующийся дом Пашкова напротив Кремля, все это было в марте, шесть градусов тепла, в доме…два, а мы в рубашечках, пиджаках, Валеру еще водой поливали. При том, что по сценарию Славу должны были поливать, но так как режиссер не очень в нас разбирался, он сказал - вот этого. Валерка закричал, что выбрали уже Славу, но с режиссером разве поспоришь? Поливали водой, в клипе даже видно, что от него пар идет. Ничего, все выжили.

     Твоя  светлая муза - песня очень автобиографичная. Многим кажется, что там какой-то странный набор слов. Но если выйти на улицу Декабристов в Екатеринбурге, напротив метеогорки встать (на этом месте когда-то стоял дом, где я родился), все остальное станет понятным, откуда серые горы, синоптики, которые врали беззлобно, обещая попутного ветра, откуда вообще эта светлая муза взялась и что с ней надо делать, там ни одного слова искусственного нет.

     Сентябрь - произведение Бегунова в соавторстве  с Робертом Газизулиным, который  учился с нами в техникуме. Я его  стихи тоже немножко переделал под себя: некое стихотворение Сентябрь и текст песни Сентябрь все-таки разные истории. История повторяется: нам кажется, что песня вкусно сделана, звучит классно, а музыкальные критики не замечают её. Даже были предложения убрать эту песню из альбома, потому что она тянет его вниз, но я считаю, что это неправда. Я сам слушаю её с удовольствием, пройдет время, так же её будут слушать все.

     Аргентина-Ямайка - пять-ноль - появилась самой последней, когда альбом был уже записан. История её очень простая. Будучи одаренным собственным коллективом на прошлый день рождения поездкой в Париж, во время чемпионата мира по футболу, среди праздника, я вдруг увидел совершенно другую эмоцию, другую реакцию на футбольный матч. Обычно кругом бешеные такие мужики, сумасшедшие, которые в метро начинают прыгать так, что вагон на резиновом ходу начинает раскачиваться. И вдруг я увидел абсолютно грустных людей, которые на Трокадеро, возле Эйфелевой башни сидели, по барабанам били, пели такую очень ритмичную танцевальную, но тоскливо-грустную песню…Это был целый спектакль: ямайцы играют, а аргентинцев все больше, и вот уже танцуют - победившие аргентинцы, а проигравшие ямайцы всё поют свою песню и играют… Я написал стихи сразу по возвращении, потом появилась мелодия. Мы ради шутки исполнили её где-то, и все, кто слышал, говорили - мелодия этого лета! Не могли сопротивляться уговорам, пришлось записать эту песню.

     Кошка - очередной реверанс Питеру и всем друзьям, питерской манере общения. Про некую мужскую компанию - могли  быть мы, а могли быть не мы. Очень простой стандартный блюзовый квадрат, но всегда самое сложное сделать на трех аккордах с блюзовой мелодикой что-нибудь хорошее. Проигрыш на губной гармошке удался. Такая мужская песня о любви.

     Маленький белый ход - грустная, но очень…оптимистичная, как все, что делает группа Чайф. Что бы ни происходило, все равно где-то остается маленькая лазеечка, чтобы свет проникал, и мы оживали, становились светлее и радовались жизни. Где-то остается маленький черный ход для любви, но как для любви может быть ЧЕРНЫЙ ход? Очень удачно девочки поют из хора Вознесенской церкви.

     Да, это я (Матаня) - одно из направлений  фольклора - Матаня - угар, когда несколько  гармонистов начинают играть одно и  то же. Частушки кто-то один поет, а Матаня - такой … ураган. Мы надеемся, что этот музыкальный стиль войдет в широкие массы. Исполняя эту песню, мы показываем, как надо танцевать Матаню: вприсядку, руки на груди, но главное - серьезное лицо. За этим стилем - будущее, это будут слушать и танцевать наши внуки.. Это наш творческий вклад в ХХI век.

     Я рисую на окне (Шкала) - песня на стихи  Сережи Шкаликова, актера МХАТ, который  ушел от нас в декабре прошлого год. Он был нашим большим другом, мы его безумно любили, это самая  большая потеря за десять лет… Мы написали мелодию, когда он был еще жив. Телепрограмма Театральный понедельник снимала, как мы ему ее первый раз играли… Эту песню взяли в фильм Владимира Басова-младшего, где Сережа успел сняться в 20% от своей роли. Сейчас переделывают сценарий, чтобы его роль осталась в фильме. Первые полгода нам было просто трудно играть эту песню. Сейчас мы хотя бы в состоянии допеть ее до конца.

     Мы  делаем шаг - могла бы звучать в  продолжении Бременских музыкантов, которое сейчас снимают! "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету…" Это про группу Чайф, которая путешествует, двигается, не бывает дома…"Мы делаем шаг" - песня современных уральских бременских музыкантов. Есть удачное постбитловское звучание в мелодике, аура и настроение Битлз появляется.

     Шекогали  до зари - её жанр трудно определить: не блатная, не шансон, просто старая. Слава  нашел её в тетрадке, которая досталась  ему по наследству от папы. Нравится припев песни: под словом "дрипапец-пец-пец" можно подразумевать все, что  угодно. Была записана в абсолютно естественных для песни условиях: взяли две акустических гитары, специально обученный человек расстроил их как надо. Вышли на лестничную площадку студии, старого, 40-х годов здания, поставили микрофон и дурными голосами записали эту песню, получив огромное удовольствие. Она как бы есть в альбоме, её как бы нет, как будто люди записали альбом, отработали, вышли покурить и расслабились. Некий выдох после альбома. Такое бывает: попили чаю с тортиком, и - эх, ладно! - еще соленый огурчик на дорогу! Это был соленый огурец.

     « Сплин ». Начало.

     Лидер "Сплина" Александр Васильев родился  в Санкт-Петербурге 15 июля 1969 года в  семье инженеров. За исключением  нескольких лет, которые его семья  жила в Литве, он рос в Питере. Первая дворовая группа у Саши появилась, когда он учился в седьмом классе, вследствие чего интерес к учебе был им утерян. После школы он поступил в Ленинградский институт авиационного машиностроения, где познакомился в 1986 году с Александром Морозовым (к слову сказать, в институте он познакомился годом позже и со своей будущей женой Александрой). Они организовали «школьно-институтскую группу» «Митра» - Васильев сочинял песни, а у Морозова был магнитофон «Рекорд», микрофон и бас-гитара. В составе этой команды, где кроме Васильева и Морозова было еще несколько человек, они пытались вступить в питерский Рок-клуб, но не прошли прослушивание. Проучившись в ЛИАПе два года, Саша попал в армию. Вернувшись, он поступил в 1992 году на экономический факультет Театрального института, учебу в котором совмещал как с традиционной для жизни музыканта работой монтировщика сцены в театре и ночного сторожа, так и с нетрадиционными занятиями - работой на кондитерской фабрике и даже бизнесом.

     .

     .   В 1992 году Васильев опять повстречался с Морозовым, а в 1993 году Морозов привел клавишника Николая Ростовского. Так образовался костяк будущего «Сплина». В 1994 году с помощью сессионных музыкантов был записан альбом "Пыльная быль". Как написано на вкладыше к альбому, он записывался "в студии одного из театров, по ночам, в атмосфере строжайшей секретности". "Пыльная быль" за несколько месяцев разошлась в Питере на аудиокассетах тиражом в 10 тысяч экземпляров, в том числе благодаря существовавшему тогда радио «Катюша», по которому часто крутили принесенную музыкантами запись. Вскоре после записи «Пыльной были», весной 1994 года, к группе присоединился гитарист Стас Березовский, с которым ребята познакомились на вечеринке, посвященной завершению записи «Пыльной были», а чуть позже - барабанщик Николай Лысов. Видимо именно день этой вечеринки и считается официальной датой рождения «Сплина» - 27 мая 1994 года.

     ..   Первый свой клубный концерт Сплин отыграл в клубе "Засада". С осени 1994 года по весну 1995 группа играла концерты по питерским клубам и усиленно репетировала.5Примерно через год,  в1995-ом, тиражом в 2000 экземпляров была записана демо-версия второго альбома группы - «Коллекционер оружия», который существенно отличался по звучанию от "Пыльной были" - звук стал более насыщенным, в основном за счет великолепной гитары Стаса Березовского, разнообразных фольклорных клавишных примочек Николая Ростоцкого и, разумеется, вокала Александра Васильева, который приобрел ни с чем не сравнимый, запоминающийся с первой песни оттенок. В это же время закончилась Сашина экономическо-театральная карьера - он не явился сдавать очередную сессию по причине записи "Коллекционера". Взяв с собой двадцать кассет с альбомом, музыканты поехали в Москву, где раздали их вместе с пресс-релизами нескольким записывающим компаниям. В результате «Сплин» подписал контракт с «SNC» на выпуск двух CD, что позволило им выпустить в начале 1996 года «Коллекционера» и начать работу над записью следующего альбома. Одновременно группа начала активно выступать уже не только в Питере, но и в Москве - в таких клубах как Tabula Rasa, Эрмитаж, R-Club, а также и на больших площадках - и сразу приобрела в столице преданных поклонников. В том же году "Сплин" выступил на фестивале "Поколение" с песней "Рыба без трусов", получив специальный приз от радио "Максимум", которое (наряду с радио "РаКурс") играет с тех пор не последнюю роль в судьбе группы. Первым радио-синглом альбома стала песня "Рыба без трусов", позже в ротацию попала "Любовь идет по проводам". "Сплин" начал активно сотрудничать с Театром "ДДТ", принимая участие во всех организованных им фестивалях - "Наполним небо добротой" (1996 год) - где в качестве приза группа получила свои гитары, "Песни конца века" (1997 год). Большое значение в судьбе группы сыграл Борис Гребенщиков, который не раз называл "Сплин" единственной молодой командой, понравившейся ему за последние годы.

Информация о работе История русского рока