Фейнберг. жизненный и творческий путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:02, реферат

Краткое описание

Имя этого выдающегося советского композитора, пианиста и педагога хорошо известно у нас и за рубежом. Фейнберг – один из зачинателей советской музыки, один из тех, кто утверждал в ней высокие цели и идеалы. Его деятельность длилась свыше полувека и оставила глубокий след во всех областях музыкального искусства. Это был тонкий художник, богато одаренная и цельная натура. Сочинял ли он музыку, играл ли на инструменте, занимался ли с учениками, - во всем он находил свои пути, оставался всегда самим собой. Его высказывания о музыке – плод многолетнего художественного опыта.

Содержание работы

Содержание
1. Биография.
2. Творческая жизнь Фейнберга.
3. Педагогическая деятельность Фейнберга.
4. Фейнберг – литератор.
5. Музыкальные произведения С.Е. Фейнберга.
6. Опубликованные статьи С.Е. Фейнберга.

Содержимое работы - 1 файл

ИФИ..doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)


 

Рубцовское государственное музыкальное училище

 

 

 

 

Реферат

        «Фейнберг. Жизненный и творческий путь».

 

 

                                                                            Выполнила: студентка

                                                                           IV курса ф-но 

                                               Проверила:

 

 

 

 

 

 

Рубцовск

2008

 

Содержание

 

 

 

1.   Биография.

2.   Творческая жизнь Фейнберга.

3.   Педагогическая деятельность Фейнберга.

4.   Фейнберг – литератор.

5.  Музыкальные произведения С.Е. Фейнберга.

6.  Опубликованные статьи С.Е. Фейнберга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография.

 

Имя этого выдающегося советского композитора, пианиста и педагога хорошо известно у нас и за рубежом. Фейнберг – один из зачинателей советской музыки, один из тех, кто утверждал в ней высокие цели и идеалы. Его деятельность длилась свыше полувека и оставила глубокий след во всех областях музыкального  искусства.  Это был тонкий художник, богато  одаренная и цельная натура. Сочинял ли он музыку, играл ли на инструменте, занимался ли с учениками, - во всем он находил свои пути, оставался  всегда самим собой. Его высказывания о музыке – плод многолетнего художественного опыта.

Самуил Евгеньевич Фейнберг родился 14/26 мая 1890 года в Одессе. В четырехлетнем возрасте он был перевезен родителями в Москву. У мальчика очень рано обнаружился музыкальный талант. В шесть лет он легко подбирал на рояле все, что игралось взрослыми. Его отдали учиться к пианисту А. Ф. Иенсену – впоследствии профессору Филармонического училища или, как тогда говорили, «Филармонии». Иенсен пробудил в своем ученике  любовь  к классической музыке. Сочинять Фейнберг начал в одиннадцать лет. Он показал свои первые произведения учителю. Тот одобрил их, дал Фейнбергу несколько уроков по теории и кстати посоветовал читать квартетную музыку без инструмента.                           

В 1904 году Фейнберг поступил в Филармонию к А. Б. Гольденвейзеру и спустя год перешел вместе   со своим профессором в консерваторию. Фейнберг с теплотой вспоминал о консерваторских годах. Он рассказывал, что  Гольденвейзер, пользуясь непререкаемым авторитетом среди учеников, стремился привить им серьезное отношение к искусству. В его классе царила творческая и непринужденная обстановка. Большое внимание отводилось классике и новой русской музыке.  Ученики  исполняли произведения Рахманинова, Скрябина и малоизвестных тогда Метнера, Катуара.

Фейнберг переиграл в консерватории огромное количество произведений. Достаточно сказать, что он приготовил к окончании консерватории (1911) сверх программы (куда входили такие произведения, как прелюдия, хорал и фуга Франка, третий концерт Рахманинова) все сорок восемь прелюдий и фуг

из «Хорошо темперированного клавира» Баха. Редкий случай в истории консерватории! Так началась концертная деятельность молодого артиста.

Одновременно Фейнберг занимается композицией. Его юношеские произведения были написаны в стиле Шопена, которого он свободно играл

уже в одиннадцать лет. Позже наступила эра Вагнера. Благодаря влиянию своего друга, филолога и страстного «вагнерианца»  И. Б. Румера Фейнберг тщательно изучил оперы немецкого композитора. Близкой к композиторам-романтикам была сочиненная в 1907 году Фейнбергом соната для фортепиано, впоследствии уничтоженная.

Но, пожалуй, самые сильные впечатления у Фейнберга были связаны со Скрябиным. Еще будучи на седьмом курсе консерватории и в седьмом классе гимназии (Фейнберг учился во Второй московской гимназии), он выучил сонату №2  Скрябина и другие его произведения. Скрябинская музыка целиком захватила Фейнберга. Он был поражен смелыми музыкальными идеями, необычными гармоническими сочетаниями, мелодиями, просвечивающими сквозь тончайшие узоры фигураций.

Событием в жизни Фейнберга было первое исполнение в Москве  (1909) пятой сонаты и «Поэмы экстаза» Скрябина.  Соприкосновение  с новой  музыкальной стихией послужило для молодого музыканта импульсом  к творческой деятельности. Однако Фейнберг не стремился поступить на композиторское отделение консерватории. В это же время он занимался по композиции у Н. С.  Жиляева, который был одним из любимых учеников Танеева. Фейнберг показывал каждое свое сочинение Жиляеву и весьма прислушивался к его советам.  Он справедливо считал Жиляева замечательным музыкантом, всегда восхищался  его эрудицией, памятью, меткими характеристиками музыкальных стилей.

После окончания фортепианного отделения консерватории Фейнберг  совершил две кратковременные поездки в Германию. 

В 1914 году Фейнберг  написал картину «в оперном духе», воспользовавшись  для этого первой сценой второго действия драмы Блока «Роза и крест».

В том же году он исполнил в Москве в трех концертах оба тома баховского «Хорошо темперированного клавира».  Критика благожелательно отнеслась к исполнителю, отметив, что  он великолепно чувствует и передает полифонический стиль.

С объявлением войны Фейнберг был мобилизован.  С фронта он вернулся в 1915 году. Тогда же им были написаны две фортепианные сонаты, изданные

впоследствии как ор. 1 и ор. 2. В этих произведениях Фейнберг выступил уже зрелым художником с ярким и своеобразным творческим стилем.

Великая  Октябрьская  революция  вызвала у Фейнберга прилив творческих сил. В течение  сравнительно небольшого периода времени он6 сочиняет ряд значительных произведений: третью сонату ор. 3, Фантазию ор.5 №1 (1917), четвертую сонату ор.6 (1918), Фантазию №2 (1919), пятую сонату ор. 10  (1921), романсы ор.4 и 7,  сюиту ор.15 (1922), шестую сонату ор.13 и романсы ор.14 (1923), седьмую сонату ор.16 (1924).

В 1922 году Фейнберга приглашают  в Московскую консерваторию на должность профессора класса специального фортепиано.  В эти годы он много концертирует в нашей стране и за рубежом. Он играет Баха, Бетховена, а также новую музыку, знакомя слушателей с произведениями Прокофьева, Мясковского,  Александрова, Станчинского    и    своими собственными.

Летом 1924 года Фейнберг впервые после автора исполнив с оркестром Большого театра под управлением Э. Купера третий концерт Прокофьева.

В сентябре 1925 года он принял участие в фестивале современной музыки в Венеции, где с успехом  исполнил  свою шестую сонату. После этого  состоялись его концерты в Вене и  Берлине. Пресса писала  о нем как об «одном из самых выдающихся музыкантов современности».

В 1927 и 1929 годах Фейнберг вновь посетил Германию, выступив в Берлине, Лейпциге, Гамбурге и других городах.  Его  концерты вызвали  многочисленные  отклики  в зарубежной  и советской печати.  Критик Е. Браудо писал  в «Правде»:  «… особенно  нужно отметить  выступления московского пианиста  Фейнберга, имевшего  блистательный успех  у немецкой публики и прессы. Тонкая экспрессивная игра Фейнберга, его своеобразная и нервная манера «произносимость» музыкальные фразы, его блестящая беглость и очень высокая музыкальность произвели на немецкую публику, привыкшую к менее сложному и выразительному пианизму, впечатления чего-то небывало свежего».

В конце двадцатых годов Фейнберг  исполнив  в Москве  в двух концертах все десять  сонат  Скрябина. Этим как бы завершился в его концертной деятельности период,  связанный  с интенсивной популяризацией

композиторов московской школы.     В дальнейшем  он начинает чаще исполнять классиков и романтиков. Феноменальная память Фейнберга 

вошла в поговорку. Было чему поражаться: он знал наизусть все основные произведения Баха, Шопена, Шумана, Скрябина, многие пьесы

Рахманинова, Чайковского, Прокофьева и других композиторов. Увлекшись Бетховеном, он  выучил тридцать две сонаты композитора. В сезоне 1940/41 года, впервые в истории исполнительского искусства, он сыграл одновременно  сорок восемь прелюдий и фуг Баха и другие его произведения, а также все сонаты Бетховена. Концерты проходили в переполненном Малом зале консерватории.  В годы Великой Отечественной войне  он много  выступал в госпиталях  в Москве, Тбилиси, Ташкенте и других городах. Фейнберг создает ряд патриотических песен, а также чудесные обработки вокальных и симфонических произведений Бородина, Мусоргского и Чайковского.

В сезоне 1945/46 года    С.Е. Фейнберг повторяет в Москве баховские и бетховенские циклы. Тяжелое сердечное заболевание заставило артиста сократить  исполнительскую деятельность. В последний раз он играл публично 3 апреля 1956 года. В программу концерта пианист  включил    свою обработку баховской органной прелюдии и фуги ми минор,  «Лесные сцены» и «Симфонические этюды» Шумана, три мазурки Шопена и четвертую сонату Скрябина. Он находился в отличной пианистической форме.  Всего за месяц до смерти Фейнберг записал на грампластинку несколько сложных произведений Баха. Среди его записей последних лет – баховские сорок восемь  прелюдий и фуг.  Не снижалась и творческая активность Фейнберга.  В течение периода 50-х – начала 60-х он сочинил одиннадцатую и двенадцатую фортепианные сонаты, сонату для скрипки, концерт для фортепиано №3, серию песен на югославские народные тексты и другие произведения.

Много сил и времени Фейнберг отдавал Московской консерватории, где заведовал кафедрой специального фортепиано. Общее количество выпущенных им учеников велико.  Среди них – профессора и педагоги музыкальных вузов, лауряты всесоюзных и международных конкурсов,

педагоги, концертмейстеры. Наиболее известные из них – пианисты И. Аптекарев, Н.Емильянова,  В. Мержанов, Л. Рощина, В. Бунин, З. Игнатьева, В.Носов, Н. Яблоновский, сестры Ещенко, О. Криштальский. До последних своих дней Фейнберг    не   прекращал педагогической деятельности.

Он умер 22 октября 1962 года.

В Московской  Консерватории в классе  №28, в котором в течение сорока лет вел занятия выдающийся советский музыкант, установлена мемориальная доска. С 106-552- стили, с20- пед работа.

 

 

                                                                      Творческая жизнь.

 

Для понимания исполнительского облика Фейнберга необходимо хотя бы вкратце  остановиться  на его творчестве.

Фейнберг-композитор  -  продолжатель традиций русской музыки, которой всегда были свойственны глубина и содержательность.  Тонкий знаток фортепиано, Фейнберг создает новые виды виртуозной техники.

Фейнберг был вдохновенным интерпретатором своих произведений. У него гармонично сочетались творческие и исполнительские замыслы. Характерные черты игры Фейнберга  - экспрессивность, декламационность,  динамичность и полетность – неотделимы от стиля его произведений. Но Фейнберга-пианиста  обогащало не только его творчество. Совершенство его интерпретации росло вместе с исполнительским опытом.

Отношение к современности и к традициям прошлого, реализм в исполнении, неуклонное стремление к мастерству, ответственность исполнителя перед аудиторией, социальная обусловленность его искусства – вот круг проблем, который, по мнению Фейнберга, должен волновать  передового музыканта.

Что характерно для Фейнберга-пианиста? Прежде всего, интерес к современной, в частности советской, музыке. Уже говорилось, что Фейнберг является первым исполнителем многих произведений Прокофьева, Мясковского, Ан. Александрова. Дома у него часто бывали композиторы, звучали новые сочинения. Шли споры о судьбах музыки. С большим пиететом он относился к Прокофьеву. Каждое произведение Прокофьева тщательно изучалось, причем лучшие места проигрывались по многу раз. Такой шедевр прокофьевского творчества, как вторая часть сонаты №4, Фейнберг называл в числе лучших произведений XX века.

Постоянное общение с новой музыкой обогатило его кругозор. Ученики Фейнберга неоднократно наблюдали, как быстро ориентируется он в незнакомом произведении, сразу схватывая главную идею автора, особенности формы. Для него как бы не существовало  трудностей. Ему была доступной, в сущности, вся фортепианная литература. Вопросы мастерства его всегда  занимали.  Он не упускал случая услышать игру крупных артистов и изучить их приемы. Был в курсе о теоретических работ о пианизме. Но главными «персонажами» для него оставались автор и произведение. Публикуемые  материалы  показывают, как  глубоко изучал  он музыкальные стили и как много черпал в них для себя ценного. Его пожизненными учителями были Бах, Бетховен, Шуман, Рахманинов и особенно Скрябин.

Пианизм Фейнберга формировался в пору безоговорочного признания Скрябина. Скрябинский стиль труден своеобразной трактовкой фортепианной звучности. Так, походя, без подготовки овладеть этим стилем невозможно. Известны случаи  неудачных интерпретаций Скрябина даже у больших артистов. Фейнберг пришел к Скрябину через собственное творчество; уже в молодые годы о нем писали как о ярком «скрябинисте». Он сроднился со стилем композитора. Быть может, немного  подражал манере его игры. Однажды Скрябин посетил концерт Фейнберга. Внимательно прослушал исполнение своей четвертой сонаты и похвалил исполнителя. Скрябинская жилка навсегда осталась у Фейнберга. Благодаря ей он свободно интерпретировал  другие стили, возвращаясь к ним через сложнейшие виды фортепианной виртуозности XX века. Явственно проступала в мастерстве Фейнберга также линия  классического пианизма. Тщательное изучение Баха и Бетховена заполнило недостающие звенья в его мастерстве. По признанию пианиста, бетховенские сонаты раскрыли перед ним горизонты, о которых он не подозревал.   Это касалось специфики пианистических приемов и главным образом драматургии исполнительского процесса.

Своеобразие Фейнберга-пианиста  в том, что его исключительно своя трактовка не сходила с пути воплощения идей автора. Он считал, что музыка  «сама говорит за себя» и что внимательное прочтение нотного текста дает больше, нежели «общепризнанные»  стилистические догмы.  Но он не «репродуцировал» сочинение , а как бы создавал  его заново. Отсюда «нестабильность» и импровизационность его игры.

Информация о работе Фейнберг. жизненный и творческий путь