Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 21:31, реферат
Ускорение исторического процесса приводит в XIX веке к новому качественному скачку по сравнению с начальным периодом Нового времени. Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными уголками планетыЭто был век научно-технического переворота и бурных социальных потрясений, но вместе с тем - самых гуманистических и эстетических завоеваний и утопических ошибок ума.
Менялся сам облик мира. Величественные соборы, роскошные дворцовые резиденции, более скромные «дворянские гнезда», небольшие поселения ремесленников превратились в прекрасные, но все же памятники феодальной эпохи. Носителями нового стали крупные промышленные города с их заводами и фабриками, железнодорожными вокзалами и линиями метро, особняками богачей и трущобы, доходными домами и домиками бедняков, публичными библиотеками, музеями и коммерческими зрелищными заведениями: театрами, танцпол, концертную эстраду.
1.Введение 3
2.Основная часть 5
-Петербург 19в 7
-Дворцы и особняки Петербурга 7
-Николаевский дворец 7
-Необарокко 9
-Неоренессанс 11
3.Заключение Петербург 14
4.Заключение 16
5.Список литературы 17
1. Здание особняка княгини Юсуповой (ныне центральный лекторий на Литейном, 42). Особняк был построен в 1852-1858 годах архитектором Бонштедтом. Немец по происхождению, он долгое время работал в России. Фасад является стилизацией на темы немецкого и австрийского барокко первой половины XVIII века и облицован специально доставленным из Германии бременским песчаником. Произведения такого рода призваны были демонстрировать высокий имущественный статус их владельца и считались шедевром вкуса и великолепия.
2. Особняк гвардии полковника Трофимова на Дворцовой набережной, 24. Используя стены особняка, Барч надстроил здание на один этаж и оформил его в стиле позднего барокко. Позднее, в 1901 году, особняк был перестроен в доходный дом и надстроен еще одним этажом, однако характер необарочной отделки фасада был сохранен.
3. Фасады Фрейлинских корпусов в Петергофе выполнены архитектором Бенуа в1853-1858.
4. Дворец Великого князя Николая Николаевича в Знаменке. Перестроенный в 1835-1839 гг. в неоготическом стиле, он был еще раз перестроен в 1856 г. в необарочном стиле архитектором Боссе. Знаменский дворец представляет собой очень длинное здание со строго симметричной композицией, центр которой выделен увеличенной высотой и одинаковыми выдвинутыми вперед объемами. Высокое профессиональное мастерство архитектора сказалось в изяществе тонко выполненных лепных деталей и последовательности стилизации под барокко. Дворец можно назвать апофеозом необарокко, вдохновленного «Стилем Растрелли».
1. Особняк Г.А. Кушелева-Безбородко, расположенный на наб. Кутузова, 24/1. Современный облик он приобрел благодаря перестройке, осуществленной в 1857-1858 гг. архитектором Г.А.Генрихсеном. Первый этаж был обработан рустом, второй и третий - размещенными поэтажно пилястрами. Второй этаж выделяется увеличенной высотой стен и барельефами с танцующими путти. Ренессансная система поэтажных пилястр и ренессансные барельефы сочетаются со строгой, классицистической формой наличников. Пропорции нарушают несколько грузные фронтоны, предназначенные для установки герба и эмблем владельца.
В середине XIX века стал складываться новый тип особняка - особняк делового человека. Такие особняки строили для себя коммерсанты, дельцы, процветающие врачи, архитекторы, имеющие большие доходы. Характерной особенностью подобных зданий был довольно развитый комплекс помещений, предназначенных для работы хозяина и его сотрудников.
Последняя треть XIX века - исчезновение особняков и строительство доходных домов в центре. Особняки строили на окраинах, где земля стоила в 5-10 раз дешевле. Их композиция зависела от многих факторов: доходов, вкусов, занятий владельцев. Особняки были призваны подчеркнуть статус их владельца и изначально строились по традиционной схеме дворянских: анфилады парадных гостиных, залы для танцев и т.д.
В середине XIX века последний подъем испытало строительство великокняжеских особняков. В 1862-1872 строился великокняжеский дворец (Дворцовая наб., 26) для великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. В строительстве принимали участие многие видные архитекторы, такие, как Шретер, А.Л.Гун, И.С.Киттер. В 1880 годы М.Е.Месмахер дополнил здание несколькими новыми помещениями. Дворец и примыкающие к нему здания занимают участок между набережной Невы и Миллионной улицей.
Бельэтаж здания представляет собой анфиладу парадных комнат. Три внутренних корпуса, охватывающие двор, вмещают парадные залы и служебные помещения. Южная половина участка была обстроена по периметру многоэтажными корпусами, в которых размещались квартиры для придворных и прислуги. Барские покои были решены в традициях дворянской архитектуры, общая застройка участка использовала приемы, сложившиеся в архитектуре доходных домов. Главный фасад обработан сплошь рустом и подражает флорентийским палаццо XV века.
2. Дворец Великого князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, 8 был построен в 1880 году по проекту архитектора Месмахера. Стесненность участка не позволила разместить традиционный парадный двор-курдонер. Месмахер развернул его в боковой переулок, ограничив минимальными размерами. Дворец был выполнен в стиле неоренессанса и облицован темно-розовым песчаником.
Княжеские дворцы 70-х - 80-х годов XIX века утрачивают градообразующую роль, которую они играли в прежние десятилетия. Происходит общий процесс нивелирования композиционных приемов.
Купленные особняки переделываются. Ярким примером того может служить трехэтажный дом, построенный Растрелли в 1720 году и переделанный в начале XIX века в стиле классицизма Луиджи Руска. В 1875 году Громов, новый владелец особняка, позже - им стал Ратьков-Рожнов. Были перестроены внутренние и лицевые флигели, архитектор Рахау изменил декор фасадов и ввел два эркера, поддерживающиеся кариатидами. Внутренняя отделка была выполнена во многих стилях - от готики до рококо.
В зодчестве второй половины XIX века существовал тип дворцового особняка, в котором система парадных комнат представляла собой кольцевую анфиладу.
Примеры: 1. Особняк Спиридонова на Фурштадтской улице. Построен он был в 1895-1896 по проекту архитектора Померанцева.
2. Особняк Н.П.фон Дервиза - Английская набережная, д.28. Здание отличают симметрия и размеренный ритм окон.
Этот тип постепенно изменялся, и примером тому может служить особняк военного министра Бернгарда. Он стремился избежать излишних проходных комнат и сгруппировать парадные апартаменты в одной части. В особняке встречаются круглые, овальные комнаты. Фасад выполнен в духе раннего классицизма.
Часто большие особняки делились на самостоятельные комплексы квартир. Также приобретали все большее распространение дома смешанного типа.
Итоги градостроительного развития Петербурга во второй половине XIX века далеко не однозначны.
Рост города ускорился, темпы строительства возросли, и больше стали проявляться контрасты и противоречия, выразившиеся в резком различии благоустройства и общего характера застройки центра и окраин.
Размеры зданий, их объемно-пространственная структура, их соотношение с окружающей средой оказываются иными, чем в прошлые эпохи. Поэтому архитекторы-эклектики, заимствуя те или иные мотивы, вынуждены были переосмысливать их применительно к новым задачам. Это достигалось изменением масштабного соотношения стильных деталей с общей структурой здания, их иной пластической трактовкой.
До конца 50-х годов еще сохранялся ансамблевый фасад, унаследованный от классицизма.
Постройки, возведенные в центре Петербурга А.П.Брюлловым, О.Монферраном, И.Д.Черником, И.И.Штакеншнейдером дополнили сложившиеся ранее ансамбли и сформировали некоторые новые - например, ансамбль Исаакиевской площади.
Черты архитектурного единства приобретали и некоторые новые кварталы в центре города, застраивавшиеся многоэтажными жилыми домами, но это единство было вызвано сходством конструкций многоэтажных зданий, разделенных на внутренние ячейки-квартиры, одинаковостью их высоты, лимитированной строительным законодательством, близостью масштабных характеристик их фасадов. Все более активную роль в компоновке зданий стали играть элементы, непосредственно связанные с их функциональными особенностями. Так, стали использоваться эркер и широкие окна-витрины. Все чаще включались в композиции башнеобразные объемы.
С середины XIX века начался процесс уплотнения застройки городских кварталов, вызвавший справедливые нарекания современников. Отдельные небольшие скверы и бульвары не моги ослабить нарастающий дефицит зелени.
Еще сохранялись и в значительной мере стимулировались официальным правительственным заказом архитектурно-строительные решения в духе классицизма.
Привнесение в идеологическую доктрину третьего элемента "народности" привело к изменению стилевых характеристик церковных зданий. Так стала формироваться новая тенденция, которая привела в последних десятилетиях XIX века целой системы церковных зданий "в древнем вкусе".
Стала формироваться и панорама Обводного канала, Выборгской стороны, районов за Невской заставой, создававших социальную и архитектурную антитезу репрезентативному и импозантному облику центра столицы. Облик города становился все более противоречивым.
Заключение
В последние десятилетия XIX в., несмотря на возрастающую интенсивность строительства, а может быть, именно благодаря ему стало все очевиднее, что процесс формирования городов оказывался все более стихийным и ненаправленным. Невзирая на усилия зодчих создать благоустроенную городскую среду, оказалось, что в условиях частновладельческой застройки эти меры могут иметь лишь очень ограниченное применение.
Более того, даже технические усовершенствования стали приобретать в условиях капиталистического города скорее характер единичных экспериментов. Все возрастающий разрыв между центром и окраинами, между торговыми улицами и фабричными рабочими районами привел к тому раздвоению, расщеплению единого «образа города», которое не могло быть устранено одними архитектурными средствами и техническими новшествами.
Если в середине XIX в. противоречия капиталистического градостроительства еще не были столь очевидны и новый облик городов говорил не только о художественных утратах, но и о функциональных завоеваниях, то в конце столетия развитие новых приемов застройки привело к видимому кризису, в большой мере осознаваемому и самими архитекторами.
Список литературы:
1. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. Спб, 1994
2. Памятники архитектуры Ленинграда. Л, 1969
3. Пунин А. Архитектурные памятники Петербурга 2-я половина XIX в. Л, 1981
16
Информация о работе Архитектура конца 19 в. Особняки, дворцы, дачи