Мировой финансовый кризис 2008 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе раскрывается понятие глобального кризиса, во второй - представлены взгляды экономистов на финансовый кризис, в третьей главе рассмотрен финансовый кризис глазами экономистов в России. В заключении подведены итоги и сделаны выводы.

Содержание работы

Введение 1
1.Понятие мирового финансового кризиса 2
2. Мировой финансовый кризис глазами экономистов 4
2.2 Способы сохранения денег во время кризиса 6
2.3 Прогнозы экономистов 10
3. Финансовый кризис в Казахстане глазами экономистов 11
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Содержимое работы - 1 файл

курсач.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Сытый голодного не разумеет

Не менее острую проблему поднял в своем докладе председатель правления компании «Евразийский капитал» Диас Сарсенов. Свое выступление он посвятил трудностям, которые испытывают пенсионные фонды из-за дефолтов корпоративных эмитентов по своим обязательствам. Среди таких эмитентов г-н Сарсенов выделил БТА, «Альянс Банк», «Астана-Финанс» и «Досжан Темир Жолы».

Финансист также обратил внимание на то, что в ряды «дефолтников», помимо крупных, попали и средние компании, которые в качестве решения проблемы долгов перед НПФ также предлагают реструктуризировать выплаты по своим облигациям. Однако «реструктуризация за пределами финансового сектора является крайне сложным процессом, поскольку, в отличие от банков, эмитентам реального сектора необходимо добиться согласия не двух третей держателей их долга, а стопроцентного одобрения», - отметил он.

И это притом, что трудности с реструктуризацией долгов внутри Казахстана испытывают не только предприятия реального сектора, но и некоторые фининституты. В качестве примера г-н Сарсенов привел компанию «Астана-Финанс», которая согласовала параметры реструктуризации с внешними кредиторами, но так и не смогла договориться с НПФ.

Не менее серьезной проблемой, с которой могут столкнуться эмитенты, намеренные провести реструктуризацию своих долгов перед пенсионными фондами, может стать недовольство со стороны вкладчиков, как это уже было в Чили (опыт этой страны, кстати, лег в основу создания казахстанской накопительной пенсионной системы).

Председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов поднял еще один актуальный вопрос, но теперь уже касающийся банковского сектора. Речь идет об избыточной ликвидности, которую накопили БВУ. По оценкам Нацбанка она достигла $12 млрд, и это в то время, когда экономика республики испытывает дефицит финансирования. Г-н Аханов попытался ответить на вопрос: почему в условиях дефицита банки не готовы кредитовать экономических субъектов. Он обратил внимание на то, что имеющаяся у БВУ сверхликвидность «носит краткосрочный, 6-9-месячный, характер, в то время как для кредитования нужны более «длинные» деньги». Помочь решить эту проблему, по его мнению, может программа «Дорожная карта бизнеса - 2020», предусматривающая субсидирование процентных ставок и частичное гарантирование кредитов государством.

Председатель правления «HSBC Казахстан» Саймен Мюнтер охарактеризовал состояние отечественного банковского сектора с помощью аллегории, продемонстрировав под смех зала слайд, изображающий льва с синяком под глазом. «Кризис серьезно потрепал банки, но хорошо, что они остались живы», - прокомментировал этот образ финансист. Главной проблемой БВУ г-н Мюнтер назвал риск ухудшения качества банковских активов, сравнив проблему «плохих» кредитов с раком, который продолжает расти. В качестве позитива он отметил, что золотовалютные резервы Казахстана находятся «на рекордном уровне, а страна имеет положительный текущий счет платежного баланса», что создает предпосылки «для более быстрой ревальвации нацвалюты».

Вместе с тем г-н Мюнтер обратил внимание на то, что «при наложении графиков с ценами на нефть и динамикой пар тенге / доллар и рубль / доллар вызывает удивление то, что рубль укрепляется в момент роста цен на нефть, но этого не происходит с тенге». При этом он уверен, что более быстрое укрепление тенге было бы выгодно той части финансового сектора и реальной экономики, которая понесла потери в результате прошлогодней девальвации, поскольку «в случае укрепления тенге начался бы процесс компенсации убытков».

Кто уронил тенге

В перерывах между выступлениями проходили круглые столы, где в рамках дискуссии участники пытались дать ответы на наиболее злободневные вопросы. В ходе первого такого обсуждения Андрей Илларионов, отметив хорошие перспективы китайской экономики, обрушился с резкой критикой на Россию, а точнее, на ее экономическую политику. «Правительство не разобралось в происходящем и приняло антикризисный пакет в июне 2009 года, когда в этом не было острой необходимости, и к тому же заложило в нем ряд ошибочных мер, что в конечном итоге способствовало умерщвлению курицы, несущей золотые яйца, и прекращению неоцененного в должной степени промышленного роста», - заявил он.

На этом фоне комплиментом стала высокая оценка, которую экономист дал одномоментной девальвации тенге, проведенной в Казахстане в феврале прошлого года. По его мнению, несмотря на то, что девальвация сократила внутренний спрос, она сделала выгодной торговлю Казахстана на внешних рынках.

Согласился с г-ном Илларионовым и другой участник дискуссии, экс-вице-президент рейтингового агентства Moody's Джонатан Шиффер, который заявил, что ввиду постепенного ослабления российской валюты решение о девальвации тенге было предрешено. «Из-за девальвации российского рубля у Казахстана практически не было выбора, и удержание курса тенге было бы связано со слишком большими издержками для экономики», - аргументировал он свою позицию.

При этом г-н Шиффер задал участникам дискуссии неожиданный вопрос: может ли Казахстан столкнуться с новым кризисом. Ответить на него попытался председатель правления СК «Евразия» Борис Уманов. По его мнению, в будущем кризисы неизбежны из-за циклической природы рыночной экономики, но большую роль будет играть уровень цен на нефть и способность финансистов извлечь уроки из кризиса. «Если цена на нефть не станет подниматься выше 50-60 долларов за баррель, будущий кризис, как ни парадоксально, можно будет пережить намного легче. Вторым ключевым фактором остается увеличение внутреннего спроса, который в стране недостаточен, и необходимо, чтобы он исходил не только из Астаны и Алматы», - заявил страховщик.

Виновные и «жертвы»

Не менее интригующим оказался заключительный круглый стол, участники которого высказали свои предположения относительно перспектив развития мировой финансовой системы и возможности новой волны кризиса.

Тон дискуссии задал российский журналист Игорь Витель. «Сначала аналитики говорили, что кризиса не будет, потом что постсоветское пространство останется тихой гаванью, потом, когда он начался, бросились в панику. И вот теперь говорят, что кризис, наконец, миновал. Так, где мы находимся?» - обратился он к аудитории.

Отвечая на этот вопрос, президент «Фонда посткризисного развития» Екатерина Шипова отметила, что те глобальные диспропорции, которые привели к кризису, так и не устранены. «Несмотря на то, что страны G-20 разработали ряд мер по изменению мировой финансовой системы, дальше - все: точка. То, что былоразработано, еще не было реализовано на уровне отдельных стран и компаний, и особенно на уровне транснациональных корпораций», - пояснила она свою позицию.

В свою очередь, г-н Витель, согласившись с ее мнением, «поблагодарил» государственных пиарщиков за их работу по созданию у обычных людей ощущения того, что кризис закончился, «тогда, как правительства просто заткнули финансовые дыры и продолжают плыть по течению».

Были высказаны и другие точки зрения. В частности, из зала прозвучал тезис, что национальные власти, столкнувшись с кризисом, приняли ряд мер, которые усиливают влияние государства на экономику. В частности, в некоторых странах национализированы крупнейшие банки, ужесточены требования финансовых регуляторов к участникам рынков, вводятся новые налоги для фининститутов, увеличиваются государственные инвестиции. Это говорит о том, что экономическая политика ряда правительств отходит от принципов неолиберализма и возвращается к рецептам кейнсианства, которое поддерживает активное вмешательство государства в экономику для стимулирования роста, ограничивая в этом роль частного сектора.

В противовес этому мнению руководитель белорусского научно-исследовательского центра «Мизеса» Ярослав Романчук заявил, что версия о докризисном господстве либерализма в экономической политике является большим мифом. «Если в США 46% ВВП перераспределяется с помощью бюджета, в Британии эта цифра составляет 52%, а в среднем по Европейскому союзу - более 50%, то это никакой не либерализм, а социализм», - парировал он.

Ситуация, по мнению г-на Романчука, напротив, требует того, чтобы к власти «по возможности мирным путем» пришли «новые Тэтчер, Рейган и Горбачев для сокращения государственного участия в экономике».

Главными лицами, виновными в кризисе, эксперт назвал, во-первых, теоретиков - экс-главу ФРС Алана Гринспена и нобелевского лауреата по экономике Джозефа Стиглица, которые призывали активно проводить политику «массового кредита» и бюджетного стимулирования. Во-вторых, политиков, которые прислушивались к их советам. В-третьих, центральные банки, которые занимались накачкой экономики деньгами, и в гораздо меньшей степени - банкиров, которые этим пользовались. «Финансовые игроки только реагируют на те стимулы, которые есть в стране. А действия Гринспена на самом деле создали предпосылки для морального вреда, когда финансисты делали все что угодно, будучи уверенными в том, что что бы ни было, им не дадут обанкротиться. Это было одной из фундаментальных ошибок Гринспена и ФРС в целом», - уверен г-н Романчук.

Весьма примечательно, что экономист сравнил жилищную программу Джорджа Буша-младшего с жилищной програмой Никиты Хрущева с его установкой «обеспечить жильем каждого гражданина». И в том и в другом случае это было решение «каких-то политиков».

Главными пострадавшими, как это ни странно прозвучало, г-н Романчук назвал транснациональные корпорации, а также малый и средний бизнес, поскольку, «если бы американское правительство не стало спасать финансовых гигантов - страховщика AIG и ипотечные компании Fannie Mae и FreddyMac, их место заняли бы многие малые и средние компании».

Валютная угроза

В конце дискуссии, отвечая на вопрос, чего следует ожидать дальше, г-н Шиффер неожиданно заявил, что следующим потрясением станет валютный кризис. «Одна из основных проблем на сегодня - это валюты, в частности доллар и евро. Доллар - потому что сейчас печатается огромное количество этой валюты, на которую США покупают свои облигации. Это бомба замедленного действия с точки зрения доверия к доллару», - пояснил он свою позицию. Американская валюта уже не может дать гарантию сохранности сбережений, поэтому многие устремились вкладывать в евро. Однако Европейский союз также испытывает кризис, который оказывает влияние на курс евро, в то время как единая европейская валюта «никогда не была сильной валютой европейских стран, а была сильна лишь как альтернатива доллару».

В результате мир, по мнению аналитика, оказался на пороге нового - теперь уже валютного - кризиса. «Валютный кризис станет следующим потрясением, который не будет носить краткосрочный характер из-за роста бюджетных дефицитов и госдолгов. И на это необходимо обратить пристальное внимание», - призвал участников дискуссии экс-вице-президент Moody's. Позитивных изменений в решении этих проблем нет, а само их решение не может быть одномоментным. «И такое положение привносит нестабильность на валютный рынок и подрывает доверие к доллару и евро».

Что делать в этой ситуации инвесторам и населению? Эксперты сошлись во мнении, что «тихой гаванью» временно может стать золото. Однако, предупреждают они, золото, как и любой другой актив, «не может расти в цене бесконечно». Вместе с тем участники дискуссии выступили против искусственного создания новой единой мировой валюты, поскольку такой шаг может сделать «только хуже».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Весь мир сейчас буквально лихорадит от слова «кризис». Его называют банковским кризисом, финансовым кризисом, экономическим кризисом 2008, мировым кризисом. СМИ выплескивает все более и более негативную информацию, с каждым днем прогнозы аналитиков становятся все более устрашающими. Сегодня слова «финансовый кризис» на устах не только у владельцев компаний, топ-менеджеров, но и у простых рабочих.

У экономистов разные мнения, прогнозы, советы по преодолению кризиса. Изучив мнения различных специалистов и экспертов мы можем сделать вывод о том, что рычагом финансового кризиса послужил ипотечный кризис в США, он продлиться не менее 2-3 лет, основной удар приходиться на весну-лето 2009 года. Кризис характеризуется значительным падением заработной платы рабочих, массовым сокращением, проблемами трудоустройства, невостребованностью дипломированных специалистов.

Всякий кризис имеет положительную сторону в том смысле, что люди стремятся понять случившееся, изменить что-то в лучшую сторону, получить урок и набраться мудрости.

Как компания должна реагировать на кризис? Должна ли она использовать традиционные методы плавного, постепенного усовершенствования и сокращения расходов по всем направлениям? Ответ очевиден. Многочисленные исследования, проведенные за последнее десятилетие, показали, что краткосрочные меры и политика «затягивания поясов» не оправдывают себя в долгосрочной перспективе. Ключом к успеху являются стратегические и структурные программы снижения затрат, дающие неоспоримое преимущество перед конкурентами. Именно от подобных программ зависит выживание компании. Уже видны позитивные сдвиги и переломный момент близок, но мы должны извлечь уроки из этого кризиса, чтобы правильно управлять бизнесом в будущем. Спады случаются раз в несколько лет, поэтому мы всегда должны быть готовы к следующему. Кроме того, сейчас самое время обратить внимание на повышение конкурентоспособности казахстанских компаний.

По мнению Даррелла Хэдэвея, управляющего партнера «Делойт», в Казахстане необходимы постоянные усовершенствования и регулярные трансформационные изменения. Бенчмаркинг (метод эталонного сравнения, ориентация на успешные компании), высокая производительность и новаторство являются частью любого бизнеса в развитых странах. Казахстан мог бы воспользоваться сегодняшним экономическим спадом для проведения крупных реформ и реализации программ повышения эффективности производства и рационализаторства.

 

 

 

Список используемой литературы

1. Долженкова Л.Д. «Кризисы и реформа», М., 2004

2. Журнал «Эксперт», №1/2009 г. «Как сохранить деньги во время кризиса».

3. www. Rian.ru/trend

4. www. Rg.ru/2008/10/27/dengi.html

5. www. Regnum.ru/news

6. www. Wikipedia.ru

7. www. Expertmoney.ru

8. www.vopreco.ru

9. www. Ecsocman.ru

10. www. Mkmexpo.ru

11. www. Inosmi.ru

12. www.investkz.com

13. Международный деловой журнал KAZAKHSTAN №2, 2010 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

1.Понятие мирового финансового кризиса

Информация о работе Мировой финансовый кризис 2008 года