Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:54, курсовая работа
XVII в. явился переломным в развитии медицины и анатомии. В этом столетий был окончательно завершен разгром схоластической и догматической анатомии средневековья и заложен фундамент истинно научных представлений. Этот идейный разгром связан с именем выдающегося представителя эпохи Возрождения, английского врача, анатома и физиолога Вильяма Гарвея (1578-1657). Гарвей, как и его великий предшественник Везалий, изучал организм, пользуясь наблюдениями и опытом. При изучении анатомии Гарвей не ограничивался простым описанием структуры, а подходил с исторической (сравнительная анатомия и эмбриология) и функциональной (физиология) точек зрения. О
Введение………………………………………………………………………..….3
Анатомия в России XVII-XVIIIвв………………………………………………..4
Роль Петра I в развитии медицины и анатомии. Лекарские школы…………..6
Кунсткамера . Коллекция Фредерика Рюйша………………………………….10
Заключение………………………………………………………………...……..15
Список литературы………………………………………………...................….16
После
знаменитого указа Петра 13 февраля
1718 года о собирании монстров в
Кунсткамеру регулярно
"Уроды человеческие и животные" собирались по указу Петра со всех концов России, поскольку они "во всех государствах сбираются как диковинки". Часть из них сохраняется и поныне, как, например, этот двухголовый теленок.
Её купил Пётр во время своего Великого посольства.
Впоследствии музей пополнился другими коллекциями, и вошла в состав Академии наук России. Для пополнения музея проводились различные академические экспедиции, в ходе которых собирались и скупались различные редкие предметы.
После
академических экспедиций коллекции
всех отделов Кунсткамеры
Петровская Кунсткамера в XVIII веке обладала уникальными коллекциями по естественной истории и этнографии. Благодаря собранным учеными сокровищам музей обогатился таким количеством экспонатов, каковым "множеством ни один в Европе кабинет славиться не мог". Он по-прежнему оставался единственным и центральным русским музеем. В первой половине XVIII века в Кунсткамере было собрано огромное количество всевозможных экспонатов. Они были привезены со всех частей света, кроме Австралии. Такого богатого собрания не было в то время ни в одном музее Европы. Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете, Библиотеке. Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в Кунсткамере не скапливались беспорядочно случайные "раритеты", "монстры" и "курьезы". Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций.
От большого пожара 1747 года Кунсткамера сильно пострадала: сгорела часть музейных коллекций и библиотечных книг. Часть коллекций удалось спасти, но ущерб Кунсткамере был нанесен страшный. Долгие годы после пожара велись восстановительные работы, и только в 1766 году музей вновь открылся для обозрения. Но здание еще долго оставалось без купола башни. Его восстановили не скоро - после войны в 1948 году. Постепенно Кунсткамера восполнила свои потери и одновременно преобразовалась. Она стала уникальным музеем природы и человека, подобного которому не было больше не только в России, но и в странах западной Европы.
В Императорском кабинете, созданном в память и во славу Петра, устало откинулся на спинку кресла сам Петр - знаменитая "восковая персона". Широко раскрытыми глазами он смотрел перед собой, и его лицо пугало своей жизненностью. Его вылепил из воска Растрелли с алебастровой маски, снятой после смерти Петра. Туловище статуи было выточено из дерева, а руки и ноги крепились на шарнирах, так что им можно было придавать любое положение. "Восковая персона" восседала на том самом кресле, на котором сиживал сам царь в торжественных случаях: оно стояло на возвышении, под балдахином. Хранились в Кунсткамере и другие вещи Петра: токарные станки, приборы, зеленый суконный мундир Преображенского полка, прострелянная на войне шляпа, знакомая многим дубинка Петра с набалдашником из слоновой кости.
Коллекции Кунсткамеры накапливались, и им со временем стало тесно. По мере развития науки и накопления материалов от Кунсткамеры стали отделяться различные научные и научно-технические учреждения: химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, ботанический сад, типография. В 1764 году была создана особая Академия художеств, и в ее ведение отошло все, что было связано с художественными ремеслами и искусством.
Серьезные перемены в жизнь Академии Наук и Кунсткамеры внес XIX век. В 1818 году был учрежден Азиатский музей, и тем самым было положено начало востоковедной науке. В начале XIX века один за другим на базе коллекций Кунсткамеры было создано несколько академических музеев: Минералогический музей, Анатомический кабинет, Зоологический, Ботанический и Этнографический музеи. Позже из этих музеев выросли или академические институты, или существующие и сейчас музеи.
Прежний тип музеев с их устаревшими принципами выставок экспонатов все меньше удовлетворял изменяющимся и научным, и просветительным целям. Теперь музеи начали вести самостоятельную научную работу и в то же время превращались в экскурсионную аудиторию с новыми требованиями к музейным выставкам.
Этнографический
музей был выделен в 1837 году. Позже
он стал единственным в стране музеем
для двух тесно связанных наук
- этнографии и антропологии. Он так
и стал называться - Музей антропологии
и этнографии. Он унаследовал не только
коллекции Кунсткамеры, но и ее старинное
здание.
Заключение
В
конце XVII и в XVIII веке при организации
школьной медицинской подготовки будущих
врачей в России не было разделения на
докторов медицины (со школьной подготовкой)
и хирургов, получавших знания и практические
навыки в порядке ремесленного ученичества.
Отечественные врачи, получившие школьное
образование, по своей подготовке не уступали
докторам медицины, а наряду с этим имели
преимущество, так как они владели и практическими
навыками хирургов и не погрязли в дебрях
схоластики. В XVII веке в школе Аптекарского
приказа, а особенно в госпитальных школах
XVIII века в России врачи проходили анатомическую
и хирургическую практику. Передовые русские
врачи-преподаватели (М. И. Шеин, К. И. Щепин,
С. Г. Зыбелин) давали своим ученикам разностороннюю
подготовку. В XVIII веке в России установилось
твердое положение, что хирург должен
хорошо знать анатомию. О необходимости
знания анатомии, тесной связи хирургии
с анатомией не забывали " течение всей
своей деятельности многие выдающиеся
деятели отечественной медицины конца
XVIII века и первой половины XIX века
Список
используемых источников
информации