Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 09:19, доклад
Право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации“:
В существующих «Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» запрета на фото — и видеосъемку не содержится.
Запрет на съемки железнодорожных объектов есть в «Положении о проведении теле-, видео-, кино-, и фотосъёмок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО „РЖД“", утвержденном Распоряжением ОАО РЖД №1693p от 12 марта 2004 г. Однако, РЖД может устанавливать какие-то правила только для своих работников, поэтому нет никаких оснований заставлять выполнять этот документ посторонних лиц.
Вдобавок, это положение „не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров“ (п. 3 Положения). Регулирует оно только создание новостных сюжетов для СМИ и фильмов, съемки, результат которых будет использован „в коммерческих целях“, и т.п. Обычную любительскую фотосъемку оно не запрещает.
Запрещена фотосъемка с борта самолета
Статья 11.17 КоАП устанавливает ответственность за «нарушение правил фотографирования, видео — и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна». Статья 75 Воздушного кодекса говорит о том, что «использование фото — и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Однако, о самих этих правилах, утвержденных именно Правительством, ничего не известно. Есть основания полагать, что их просто нет, а значит, нарушить их невозможно.
Сейчас эта деятельность регулируется разделом VII (п.п. 7.12–7.20) Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП-128). Они были утверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года №128. То, что описано в них, не имеет ничего общего с любительской фотосъемкой из окна самолета. Обычная съемка не является «дистанционным зондированием земли», под данным понятием традиционно понимается аэро — и спутниковая фотосъемка земной поверхности с помощью специальной аппаратуры.
В существующих Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»запрета на фотосъемку не содержится, более того – ими прямо разрешено провозить при себе фотоаппараты и видеокамеры (п. 135 Правил).
Существуют ограничения на пользование электронными приборами при взлете и посадке, связанные с безопасностью. Дополнительные запреты на съемку, установленные авиакомпанией для пассажиров, нарушают статью 16 ЗоЗПП, о которой уже говорилось выше.
Запрещено снимать стратегические объекты, поскольку эти сведения относятся к государственной тайне
«Закон о запрете съемки стратегических объектов» – это, пожалуй, второй по популярности аргумент за запрет фотосъемки, после «права собственника». Разумеется, такого закона не существует.
Засекречивание каких-либо сведений регулирует закон «О государственной тайне». В нем (ст. 5) определен перечень сведений, которые составляют государственную тайну. Также подобный перечень содержится в указе Президента, с перечислением органов власти, которые уполномочены засекречивать конкретные сведения.
Важно помнить, что перечни эти носят ориентирующий характер, поскольку представляют собой «совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством». Проще говоря, не любая информация указанных категорий относится к ГТ, необходимо еще произвести «отнесение» такой информации к гостайне, и ее засекречивание.
Этот процесс регулируется третьим разделом закона о ГТ, он включает в себя экспертную оценку обоснованности такого отнесения и присвоение сведениям соответствующего грифа секретности. На носители секретных сведений наносятся реквизиты, описанные в ст. 12 закона о ГТ, Если вы не видите таких реквизитов, то никакой «государственной тайны» нет. Секретные сведения вы без допуска не увидите, и конечно же, никто не сможет «засекретить» какой-нибудь мост, рядом с которым и по которому ежедневно проходят тысячи человек.
Метро – это стратегический объект, поэтому снимать там запрещено
Разумеется, услуга перевозки в метро – такая же услуга, как и любая другая. И на нее тоже действует статья 16 ЗоЗПП: любые ограничения при ее оказании должны устанавливаться только Правительством. Так что запреты, записанные в «правилах пользования», по большей части незаконны, при условии, что фотосъемка не нарушает порядок, вспышка не слепит машинистов, и т.п.
В <...> запрещена профессиональная съемка<, то есть, съемка со штативом и вспышкой>
Не совсем понятно, чем можно объяснить запрет «профессиональной съемки», скорее всего, это «калька» с зарубежного законодательства. Если фотограф снимает не «для себя», а в связи с какими-то служебными потребностями или для использования изображений «в коммерческих целях», то в данной ситуации не действует закон «О защите прав потребителей», однако, применимы Конституция и закон «Об информации…» Поэтому запрет на съемку незаконен, независимо от того, в каких целях она осуществляется.
В музеях <администрация может запретить снимать / можно снимать, только купив право на фотосъемку>
Статьей 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора", предусмотренное статьей 1337 ГК.
Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом, и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако, сама по себе фотосъемка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.
Ограничения на доступ к музейным предметам могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съемку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.
Что же касается продажи музеями „права на съемку“, то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение.
Еще с советских времен сохранился запрет на съемку <...>
Советские нормативные акты, даже если они не отменены, зачастую фактически не действуют, поскольку после их принятия вступили в силу новые нормативные акты в этой же сфере. При ссылке на советский закон необходимо разбираться в каждом конкретном случае, в какой части он фактически применяется. К примеру, если речь идет об оказании услуг, то действует ЗоЗПП со статьей 16 и запретом ограничивать потребителя иначе, чем «правилами», принятыми Правительством.
Фотосъемка на Красной площади и у Кремля регламентируется приказом ФСО
Согласно закону «О государственной охране» (ст. 1), к «охраняемым объектам" относятся здания, в которых размещаются органы государственной власти, а также прилегающие к ним территории. Указом Президента от 7 августа 2004 г. „Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации“ (п. 11, пп. 5), ФСО „организует и осуществляет проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда“.
Правительством Москвы было принято постановление от 20 сентября 1994 г. №791 „О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве“. В него тремя постановлениями вносились изменения, однако, в открытых источниках опубликовано только последнее из них, содержащее список московских улиц, по которым проходят маршруты проезда объектов государственной охраны в г. Москве. Было ли опубликовано само постановление №791, неясно, да и сам его текст проблемно разыскать.
В моем распоряжении есть текст этого постановления до внесения в него изменений, в нем не содержится никаких запретов на съемку. Оно представляет собой набор поручений различным городским службам по контролю и надзору за состоянием проезжей части, размещением различных сооружений в маршрутах проезда. (Возможно, моя редакция неактуальна и какие-то запреты были внесены двумя неопубликованными постановлениями).
В первом приложении к нему содержится инструкция „О порядке проведения охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве“, возможно, какие-то запреты содержатся именно там. Второе приложение содержит список улиц с маршрутами проезда, оно, как уже сказано, было опубликовано.
Кроме этого, по сообщению „Новой газеты“, в Санкт-Петербурге принят похожий документ, приказ губернатора №22-п от 22.03.99 «О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в Санкт-Петербурге». Разумеется, текст его тоже трудно найти. Возможно, подобные постановления существуют в других городах.
Порядок съемок на территории
Кремля определен в приказе
ФСО №336 от 18 октября 2001 г. Раньше в нем были определены
размеры фотоаппаратов, на фотосъемку
которыми требовалось разрешение (длина
более 25 см., либо высота корпуса более 14 см.,
или со сменными объективами диаметром
более 70 мм.) Кроме того, разрешение ФСО
требовалось на съемку внутри охраняемых
зданий. Изменениями, внесенными приказом
ФСО от 26 февраля 2010 года эти ограничения
были отменены.
Сейчас разрешение требуется в двух случаях:
на съемку в период подготовки и проведения
охранных мероприятий, а также съемки,
связанные с созданием тиражируемой кино-,
фото — и видеопродукции. Заявка на такое
разрешение подается в ФСО, установлен
трехдневный срок ее рассмотрения.
Однако, теоретически возможность ограничить пронос фото и видеокамер на территорию Кремля, некрополя и в Мавзолей — если они попадают под определение «громоздких предметов». До изменений от 26 февраля 2010 г. камеры были разрешены к проносу наряду с детскими колясками, даже если они «громоздкие». Однако, найти громоздкую камеру сейчас затруднительно, а съемка в Мавзолее и так запрещена.
Разрешена ли съемка на избирательных участках в период выборов?
В законодательстве
о выборах имеется неоднозначность в этом
вопросе. С одной стороны, представителям
СМИ снимать прямо разрешено в п. 11 ст. 30
закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации». С другой стороны —
закон не содержит больше запретов на съемку
для других категорий граждан. Из этого
можно сделать вывод, что снимать можно
всем.
Это подтверждено Центризбиркомом в ответах (rtf) на вопросы избиркома г. Екатеринбурга
на семинаре «Муниципальные выборы, местные
референдумы и иные формы непосредственного
осуществления населением местного самоуправления»
(8–11 сентября 2009 года, г. Москва) (вопрос. 4).
Но «ответы» эти не являются нормативным
документом и не имеют обязательной силы.
Так что ссылаться на них, а также на отсутствие
запрета, можно, но какой будет результат —
неясно.
Может ли владелец квартиры в многоквартирном доме запретить снимать с лестничной клетки, чердака, и т.п?
Помещения многоквартирного
дома, предназначенные для
По общему правилу, для доступа в такие помещения
достаточно разрешения кого-то из жильцов
подъезда, либо отсутствия явного запрета.
Запрещено снимать работников силовых ведомств, находящихся при исполнении своих обязанностей
Подобных запретов законодательство не содержит. Наоборот, Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, „в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан“.
Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешеноПриказом МВД от 2 марта 2009 г. №185 „Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения“:
"25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео — и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.»
Где же все-таки
действительно запрещена
Прежде всего – это съемка в зданиях судов и исправительных учреждений. Такие запреты устанавливаются соответствующими процессуальными кодексами, имеющими силу федеральных законов:
Арбитражным
процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7) и Уголовно-процессуальным
кодексом (ст. 241, ч. 5) съемка судебного
процесса допускается с разрешения председательствующего
судьи;
Гражданским
процессуальным кодексом (ст. 10, ч. 7) – с разрешения
суда;
Кодексом об административных правонарушениях
(статья
24.3, ч. 3) – с разрешения судьи,
органа, должностного лица, рассматривающих
дело об административном правонарушении;
Уголовно-исполнительным
кодексом (ст. 24, ч. 4) съемка осужденных,
содержащихся в исправительных учреждениях,
осуществляется с письменного согласия
самих осужденных. Съемка объектов, обеспечивающих
безопасность и охрану осужденных, осуществляется
с разрешения в письменной форме администрации
учреждения или органа, исполняющего наказания
(ст. 24, ч. 5).
Под такими «объектами» можно понимать
даже стены исправительного учреждения,
так что у его администрации есть формальное
основание запретить съемку этого учреждения
снаружи. Однако, по смыслу статьи 24, которая
называется «Посещение учреждений и органов,
исполняющих наказания», запрет распространяется
только на лиц, посетивших учреждение,
т.е., на действует только на внутренней
его территории.