Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:15, реферат
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил в знаменитый Венский университет.
Введение
1 Понятие бессознательного 2 Содержание бессознательного 3 Методы исследования бессознательного по З. Фрейду
Заключение
Библиографический список
В подростковом возрасте дети переходят на третий этап, который также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности.
Либидозную
энергию Фрейд считал основой
развития не только индивида, но и человеческого
общества. Он писал, что вождь племени
является своего рода отцом рода, к
которому мужчины испытывают Эдипов
комплекс, стремясь занять его место.
Однако с убийством вождя в племя приходят
вражда, кровь и междоусобица и такой негативный
опыт приводит к созданию первых законов,
табу, которые начинают регулировать социальное
поведение человека. Позднее последователи
Фрейда создали систему этнопсихологических
концепции, которая объясняла особенности
психики различных народов способами
прохождения основных этапов в развитии
либидо.
3
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
ПО З. ФРЕЙДУ
Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.
Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.
Для
Фрейда бессознательное
С другой стороны, динамика развертывания психических процессов такова, что она свидетельствует о наличии в человеческой психике какой-то противодействующей силы, препятствующей проникновению бессознательных представлений в сознании.
Согласно Фрейду, "есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным". Первый вид бессознательного основатель психоанализа называет "предсознательным", второй - "вытесненным бессознательным". Отсюда - идеи Фрейда о "топике" человеческой психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознания.
Фрейд осознавал всю двусмысленность, возникающую в процессе глубинного рассмотрения бессознательного с точки зрения его функциональных особенностей протекания в различных психических системах - в системах предсознательного и вытесненного бессознательного. Более того, он считал, что некая двусмысленность возникает и при рассмотрении сознания и бессознательного, так как в конечном счете различия между ними - это вопрос восприятия, на который необходимо ответить утвердительно или отрицательно. По этому поводу основатель психоанализа замечал: "Мы не в состоянии избежать двусмысленности, употребляя слова сознательный и бессознательный то в описательном смысле, то в систематическом в тех случаях, когда они означают принадлежность к определенным системам или обладают известными свойствами". Для того чтобы избежать двусмысленности, он предложил использовать буквенное обозначение для описания различных психических систем. Так, система сознания сокращенно обозначается им как bw (bewuβt), система бессознательного - как ubw (unbewuβt), система предсознательного - как vbw (vorbewuβt). При характеристике различных психических процессов Фрейд также пользуется буквенным обозначением, понимая под ubw вытесненное, динамически понятое бессознательное. При этом он неоднократно напоминает о том, что в "в описательном смысле существует двоякое бессознательное, в динамическом же только одно".
Для того чтобы превратить это патогенное незнание в нормальное знание, перенести «вытесненное» бессознательное в предсознательное, а затем и в сознание, необходимо, как считает Фрейд, восстановить нарушенные внутренние связи, помочь невротику уяснить смысл происходящего и тем самым подвести его к пониманию подлинных причин, обусловивших его страдания. В принципе все это возможно, поскольку в психике человека нет ничего произвольного, случайного, не детерминированного. Согласно Фрейду, каждый психический акт, каждый бессознательный процесс имеет определенный смысл, включает в себя смысловые связи.
Прояснение смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждении человека, скрытого от его сознания и совершенно непонятного в силу символического языка самого бессознательного психического, как раз и осуществляется, но убеждению Фрейда, путем скрупулезного и трудоемкого расчищения "отбросов жизни", с тем чтобы постепенно добраться до первооснов человеческого бытия с их исторически сложившимися структурами, специфической образной символикой и иносказательной смыслозначимостыо. Бессознательное громогласно заявляет о себе, хотя сознание человека не слышит его голоса, ибо они говорят на разных языках. Поэтому основатель психоанализа призывает сосредоточить усилия исследователей на расшифровке языка бессознательного.
Сам он пытается создать специальный словник, в котором осуществляется перевод бессознательной символики па язык обыденного сознания. По этому поводу С. Цвейг замелил: "Подобно тому как египтологи использовали таблицу Розетты, начинает и Фрейд наносить значок за значком, начинает разрабатывать для себя словарь и грамматику языка бессознательного, чтобы уразуметь те голоса, которые заучат за нашими словами и за нашим сознанием предостерегающе или зовуще и власти которых мы в большинстве случаев подпадаем более роковым образом, чем велениям сознательной нашей волн".
В соответствии с этим фрейдовским словником видение, например, дома в сновидениях или в галлюцинациях расценивается как символ изображения человека. Дом с гладкими стенами - образ мужчины, здание с балконом и другими выступами - образ женщины. Цифра "три" - мужские гениталии и т. д. Причем буквально все символы во фрейдовском словнике имеют сексуальный подтекст. Поэтому расшифровка языка бессознательного в психоаналитической философии так или иначе замыкается на отыскание сексуальных корней, лежащих в основе мотивационной деятельности человека.
Если обращение к исследованию "отбросов жизни" - составляет одну из характерных особенностей психоаналитической теории познания, то другая ее особенность заключается в редукции настоящего к прошлому. Археологические раскопки человеческой психики в психоаналитической философии являются не чем иным, как исследовательской процедурой редукционистского характера, в соответствии с которой познание бессознательного осуществляется путем погружения в глубины человеческого бытия. Оказывается, что "психоанализ не может объяснить ничего настоящего, не сведя его к чему-нибудь прошлому".
Этим прошлым для Фрейда является как раннее детство отдельного человека, так и первобытное состояние человеческого рода. Изучение и толкование сновидений, будучи, по убеждению основателя психоанализа, важным средством "для познания бессознательного", наглядно демонстрируют истоки бессознательных желаний человека, уходящих своими корнями в прошлое. "Работа сновидений, - замечает Фрейд, - возвращает нас к доисторическому времени двоякого рода: во-первых, это - индивидуальный доисторический период, детство; во-вторых, поскольку каждый индивид в своем детстве так или иначе вкратце повторяет развитие человеческого рода, это - филогенетическая доисторическая эпоха".
В конечном счете психоаналитическая теория познания оказывается опирающейся на фрейдовский постулат, согласно которому источником бессознательного является нечто инфантильное. Поэтому "вытесненное" бессознательное взрослых людей рассматривается в психоаналитической философии исключительно через призму желаний и влечений человека, имевших место еще в детстве.
В процессе выявления смысла бессознательных проявлений человеческой деятельности Фрейд делал ставку на изучение сновидений, полагая, что это наиболее плодотворный путь и перспективный подход для понимания природы, содержания и механизмов функционирования бессознательного. Первая его фундаментальная работа - "Толкование сновидений" - целиком была посвящена этой задаче, т.е. исследованию бессознательного посредством интерпретации различных сновидении. Однако в конце своей работы Фрейд заметил, что как реальное психическое бессознательное раскрывается "данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств". В дальнейшем, но мере разработки своей психоаналитической теории познания и изучения бессознательного, он пришел к таким же неутешительным выводам.
Да и в клинической практике познание бессознательного с целью устранении неведения больного относительно своих душевных процессов, как основной причины возникновения неврозов, не вело к автоматическому избавлению от невротических расстройств. Исходная установка: "Знание смысла симптомов ведет к освобождению от них", - оказалась проблематичной. В принципе эта исходная установка лежала в основе психоаналитической теории познания и она ориентировала на раскрытие смысла бессознательной деятельности человека, для того чтобы за символическим языком бессознательного выявить, его скрытые тенденции и сделать их объектом сознания.
Но в теоретическом плане познание бессознательного доходило до фиксации бессознательных влечений сексуального характера и на этом останавливалось. В клинической же практике оказалось, что знание психоаналитиком бессознательных влечений пациентов вовсе не тождественно знанию больного о своей бессознательной деятельности. Даже раскрытие смысла отдельных проявлении бессознательных актов больного не освобождало его от невроза. "Наше знание о бессознательном, - замечал Фрейд, - неравноценно знанию больного; если мы сообщаем ему наше знание, то он обладает им не вместо своего бессознательного, а наряду с ним, и благодаря этому в его психике ничего не изменилось. Мы должны представить это бессознательное топически, должны его найти в его воспоминании, там, где оно возникло благодаря вытеснению. Это вытеснение необходимо устранить, и тогда легко может совершиться замена его бессознательного сознанием".
Но на практике устранение вытеснения отнюдь не всегда легко приводило к осознанию больным своего бессознательного, не говоря уже о том, что психоаналитическая терапия далеко не часто давала обнадеживающие результаты, как это ожидалось Фрейдом.
Таким образом, как в теоретическом отношении, так и в практическом плане расшифровка "следов" бессознательного и выявление смысла бессознательной психической деятельности не решали окончательно вопроса о возможности понимания и осознания бессознательного психического. Ведь интерпретация бессознательных представлений, отражающихся в речи человека или в его сновидениях, что является основным объектом исследования в психоаналитической философии, может допускать самое произвольное толкование.
Понимание языкового материала, речевого потока зависит от субъективного восприятия самого психоаналитика. Не случайно психоаналитики, придерживающиеся различных взглядов на исходные структуры бессознательного, по-разному воспринимают и "историческую истину», скрывающуюся за обычной речью своих пациентов. Очевидно, что не меньшая произвольность может быть допущена и при толковании сновидений, ибо, во-первых, как установили сами психоаналитики пациенты нередко приспосабливают содержание своих сновидений к теориям лечащих их врачей и, во-вторых, психоаналитики часто усматривают в сновидениях своих пациентов именно то, что им непременно хочется видеть, чтобы тем самым привести в согласие теорию и практику. К этому следует добавить, что всегда существует, по признанию Фрейда, "опасность проглядеть еще какое-нибудь вполне доступное толкование". Стало быть, расшифровка "следов" бессознательного и выявление смысловых связей в психоаналитической философии отнюдь не исключают субъективно-личностного, пристрастного отношения, проявляющегося в процессе психоаналитического познания бессознательного.
Информация о работе Методы исследования бессознательного по З. Фрейду