Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 09:58, контрольная работа
На стыке тысячелетий назрела потребность в демократическом устройстве государства, децентрализации системы его управления. Становится очевидным, что любое государство, если оно намерено про¬цветать, быть могучим и авторитетным, должно серьезно пересмотреть полномочия органов власти по уровням управления. Следует обеспе¬чить такую эффективность и результативность их деятельности, которая позволяла бы людям при минимальных затратах ресурсов, сил и энер¬гии самим добиваться наилучшего и наибольшего результата, по своему усмотрению в полной мере распоряжаться личной судьбой, самим и под свою ответственность решать местные в том числе и личные проблемы.
Понятие «местное самоуправление», его существенные свойства (несмотря на то что в разговорах на эту тему недостатка нет) до сих пор лишь изредка появляется в средствах массовой информации. Но при этом преобладают в основном противоположные точки зрения: нет самоуправления — есть самоуправление. Не всегда четко дается его определение, сужается сам объект рассмотрения. Все это растворяет проблему, не дает твердой основы для ее разработки, затрудняет поиски опоры, которая должна быть построена не на противоположных полюсах, а там, где идет жизнь, произрастают, созревают и получают прописку важнейшие процессы функционирования общества и государства.
Практически вопрос о местном самоуправлении, составляющих его элементах и процессах чаще всего дебатируется и преподносится людям на уровне обыденного сознания, на эмоциональной волне, на суждениях, что все то, что мы имеем в этой области, заслуживает лишь того, чтобы его устранить и на его месте построить новое, пока что еще неизвестно что. Низвержение в этом вопросе, как и в решении некоторых иных проблем, опережает созидание.
Бытует мнение, что постановка вопроса о местном самоуправлении несвоевременна: необходимо подождать полной экономической стабильности, самоуправление может быть допущено только в условиях сильного государства. Это достаточно серьезно влияет на определение его роли в модели белорусской государственности, толкает органы власти на принятие теоретически невыдержанных и практически необоснованных решений. Торможение развития местного самоуправления — это в итоге торможение развития белорусской государственности в целом.
Нередки суждения и склонность рассматривать местное самоуправление в качестве понятия отторгаемого от органов исполнительной власти, а его субъект сводить лишь к органам общественного территориального самоуправления. При этом последние выставляются как прямая противоположность местным исполнительным и распорядительным органам, а их функции и назначение сводятся к ограничению сферы государственного влияния и регулирования на всех без исключения уровнях управления.
Причиной этому видятся два обстоятельства: 1) наличие в действующем законе Республики Беларусь двух понятий — управление и самоуправление; 2) влияние российского законодательства, где прямо продекларировано, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти на местах (хотя, если анализировать специальные российские законы, а также реальную практику, то система местного самоуправления включает там и местные исполнительные органы). Реформирование в этой сфере прежде всего видится в перераспределении полномочий. А это центральный вопрос любого политического процесса.
Несмотря на свою внешнюю и содержательную привлекательность, идея местного самоуправления встречает определенное торможение со стороны значительной "части руководителей государственных и хозяйственных органов. Некоторые из них не видят своих роли и места в этом процессе. В то же время чисто интуитивно усматривают покушение на свое положение и статус. Не всякий готов поделиться полномочиями, видя в этом ущемление личных интересов, а нередко и потерю основы для сохранения своей должности.
В подходах к местному самоуправлению много надуманного, превратных оценок, ссылок на авторитеты (даже государств) без учета конкретных условий. Так, чаще всего упрекают в несоответствии нашей системы местного самоуправления требованиям Европейской Хартии местного самоуправления. Однако здесь имеется серьезное заблуждение.
Конечно, нынешнюю систему местного самоуправления необходимо менять, полнее учитывая принципы, изложенные в Европейской Хартии местного самоуправления, принятой 15 октября 1985 г. в Страсбурге Советом Европы, и Всемирной декларации о местном самоуправлении, принятой два месяца спустя на 27 Конгрессе Международной ассоциации властей в Рио-де-Жанейро.
Применительно к условиям Беларуси местное самоуправление с полным основанием можно признать своеобразным двигателем процесса государственного строительства и управления, составляющим элементом белорусской государственности. Реформирование в этой сфере, вероятно, первый и необходимый шаг к реформе государственности.
СОДЕРЖАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление — это право, реальная возможность, гарантируемые Конституцией и законами Республики Беларусь формы реализации власти народа непосредственно или посредством местных представительных или исполнительных органов, территориальных органов общественного самоуправления, иных территориальных общностей, их фактическая способность под свою ответственность самостоятельно решать все вопросы местного значения, исходя из интересов местного населения и особенностей территорий. Это определение вытекает из опыта и практики местного самоуправления (мировой и отечественной), а также Европейской Хартии местного самоуправления и соответствует им.
Местное самоуправление — это в то же время комплексное и многообразное явление, включающее в себя духовно-политический, юридический, социальный м экономический аспекты, та основа, на которую опирается стабильная демократия в государстве. В теории и практике оно рассматривается не просто как наличие отдельных органов власти, сформированных демократическим путем, но и как система представительных и исполнительных органов, опирающихся на население, с их функциями и специфическими, присущими только им задачами и возможностями их решения. Это система не вертикального соподчинения, а горизонтального взаимодействия в пределах определенных полномочий, система управления общественными делами, построенная на основе самоорганизации, самодеятельности и саморегулирования. Местные самоуправляемые общности сами образуют свои органы управления и самостоятельно создают социальные нормы.
Совокупность установленных в государстве норм, которые регулируют на местном уровне существенные, коренные общественные отношения, составляет основу местного самоуправления. Большинство исследователей проблемы местного самоуправления делят эти нормы на группы: народовластные (осуществление власти населением); гуманистические (закрепляющие права и свободы человека); социальные (осуществляемые в процессе социальной политики); территориальные (закрепляющие и регулирующие территориальную организацию местного самоуправления); организационные (закрепляющие и регулирующие статус, компетенцию, формы и принципы деятельности); политические (закрепляющие политическое и идеологическое многообразие в местных сообществах); финансово-экономические (связанные с коммунальной собственностью, местными бюджетами и иными местными финансами).
Следующий организационный уровень местного самоуправления регулируют принципы, которые представляют его исходные положения, руководящие правила, идеи, порядок взаимодействия всех составляющих механизма народовластия. Принципы аккумулируют наиболее характерные черты, определяют природу, назначение, вектор развития и деятельности местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления обычно подразделяются на основные и частные. Основные — это те, которые воздействуют на все сферы местного самоуправления, определяют наиболее существенные его стороны их содержание и особенности, являются регулятором всей совокупности общественных отношений, исходными идеями, главной и решающей силой в обеспечении этого процесса. К основным принципам, обязательным для определения функций, предмета и содержания деятельности местного самоуправления, относятся:
• народовластие, участие граждан в управлении, коллегиальность, свободное обсуждение и решение вопросов;
• законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и интересов граждан;
• признание за местным сообществом собственных полномочий;
• организационная самостоятельность органов самоуправления и четко определенная система их взаимодействия с государственными органами, единство и целостность их действий в решении стоящих перед сообществом задач;
• ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом;
• соответствие материальных и финансовых ресурсов местного сообщества полномочиям его органов;
• государственная гарантия и поддержка местного самоуправления;
• ответственность органов местного самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений и реализацию своих полномочий и обязанностей;
• гласность и учет общественного мнения, информирование населения о принимаемых решениях и мерах по их реализации.
К этой же группе некоторые исследователи относят принципы: социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, единства юридических прав и обязанностей, законности и другие.
Другая группа — частные принципы — связана со сферой действия отдельных институтов и компонентов местного самоуправления. К ним обычно относят вопросы, связанные с обеспечением кадровой службы и статусом служащих в местном самоуправлении, межбюджетными отношениями, единой методологией в организации внутренней жизни местных образований, выравнивания их доходов, повышения заинтересованности в конечных результатах деятельности, в увеличении местных бюджетов и т. д.
Являясь важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ, местное самоуправление, пользуясь относительной самостоятельностью от органов государственной власти, способно осуществлять коллективные акции в интересах населения, проживающего на местных территориях. Оно имеет соответствующую этому назначению природу, к важнейшим характеристикам которой относятся:
• местное самоуправление, имея отчетливо выраженную территориальность, осуществляется только на территории, где реально проживают люди;
• институты местного самоуправления сочетают в себе в различных вариантах коллективные и индивидуальные виды подготовки, принятия и осуществления решений, формы непосредственной и представительной демократии;
• органы местного самоуправления получают полномочия на основе выборов, делегирования этих полномочий населением или государственными органами власти, вышестоящими органами самоуправления;
• местное самоуправление занимается преимущественно вопросами местного значения. В то же время ему по согласованию могут быть делегированы и общегосударственные вопросы, решение которых осуществляется под контролем государственных органов;
• местное самоуправление как реальная общность людей признается правом, имеет свой гражданско-правовой статус;
• местное самоуправление обладает экономической самостоятельностью в рамках, предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь.
Местное самоуправление является самостоятельной властью, для которой характерен ряд специфических признаков. Оно строится на несколько отличных от государственной власти принципах. В та же время обеспечение функций органов местного самоуправления отдельно от государственных органов не говорит с их полной независимости, а свидетельствует лишь о структурно-функциональной обособленности, о разграничении компетенции центральной и местной властей.
Мы в данном случае имеем дело с местными территориями, которые являются государственно-правовыми составными частями Республики Беларусь, непосредственно включенными в сферу государственного управления.
Конечно, между центральной властью и местными органами самоуправления есть различия. Первая есть власть суверенная, способная сама себя формировать. Местная власть действует в соответствии с законами государства, в порядке и пределах, решений и указаний центральной власти.
Местным органам самоуправления предоставляется государственная территория, за которую они несут ответственность перед государством. Государство на правах хозяина определяет пределы самостоятельности местных образований, контролирует их деятельность, при необходимости устанавливает определенные правила, стандарты, начиная от конституционных норм и кончая зарегистрированными уставными нормами местного органа самоуправления.
Органы местного самоуправления, выполняя единые с органами государственной власти задачи, тем самым укрепляют основы народовластия.
Органы местного самоуправления в основном решают стоящие перед нами задачи одинаковыми или схожими с государственными органами формами и методами. Их деятельности присущи такие характерные для государственных органов черты, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на соответствующей территории. Они интегрированы в единый государственный механизм управления страной, наделены властно-распорядительными полномочиями, при определенных условиях выполняют управленческие функции.
Отношения между этими органами отличаются своей исключительной переплетенностью. На местах имеются органы государственной власти, которые осуществляют контроль за решениями органов местного самоуправления, а в системе местного самоуправления действуют органы местного управления, находящиеся в подчинении Правительства. Все органы самоуправления, обладая самостоятельностью, взаимодействуют с государственными органами, выполняют задачи как местного, так и общегосударственного значения.
В местных образованиях непосредственно живут граждане, через них воплощаются в жизнь законы государства. Граждане, проживающие на соответствующей территории, участвуют в управлении местными делами в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе избирают органы местного самоуправления, принимают решения об их роспуске в случае и порядке, предусмотренных законами. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном самоуправлении, кроме случаев, предусмотренных Конституцией, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.