Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследование основ и особенностей административной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Исходя из цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
определить понятие, признаки и содержание административной деятельности органов внутренних дел;
выявить правовые основы и принципы административной деятельности органов внутренних дел;
исследовать вопросы ограничения административной деятельности от других видов деятельности органов внутренних дел;
показать правовые, управленческие, тактические, дискреционные аспекты административной
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Понятие, признаки и содержание административной деятельности органов внутренних дел 5
2. Правовые основы и принципы административной деятельности органов внутренних дел
14
3. Ограничение административной деятельности от других видов деятельности органов внутренних дел
30
4. Правовые, управленческие, тактические, дискреционные аспекты административной деятельности органов внутренних дел.
Виды и функции административной деятельности органов внутренних дел.
32
Заключение
26
Список использованной литературы 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
4. Правовые, управленческие, тактические, дискреционные аспекты административной деятельности органов внутренних дел
Традиционно
выделяются следующие аспекты
1.
Подчиненность и
Возложение
повседневного руководства
Тем не менее, органы представительной власти участвуют в контроле за деятельностью милиции.
Рассматриваемая характерная черта получила четкое закрепление в российском законодательстве. Так, ст. 37 Закона РФ «О милиции» говорит о том, что «контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Эта же статья формулирует исключение из общего правила: «При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях».
Подчиненность и подконтрольность милиции представительным и исполнительным органам власти ярко отражена во втором разделе закона «О милиции», которым регламентируется порядок назначения и освобождения от должностей руководителей органов внутренних дел. Так, в соответствии со ст. 7 в своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения организацию охраны общественного порядка муниципальной милицией. Правовые и организационные основы деятельности последней в разных регионах страны имеют свои особенности, однако, как правило, она входит в структуру милиции общественной безопасности.
В
последние годы влияние региональных
органов власти на деятельность милиции
усиливается или ослабляется
прямо пропорционально
2.
Государственно-властный
Эта характерная черта отчетливо выражена в ст. 1 Закона РФ «О милиции», которая, определяя милицию как систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, подчеркивает, что милиция наделена правом применения вышеперечисленных мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами.
3.
Подзаконность. Подзаконность
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О милиции» законность является одним из принципов деятельности милиции. Более того, обеспечение законности, правопорядка составляет само содержание, суть ее деятельности.
Этот принцип нашел свое закрепление и в ст. ст. 5 и 25 Закона РФ «О милиции». В ст. 5 говорится о том, что граждане могут быть ограничены милицией в своих правах только на основании закона, причем это основание должно быть им разъяснено. Применительно к административной деятельности это, в частности, означает, что нельзя применять к гражданам какую-либо меру принуждения, руководствуясь требованиями только лишь ведомственных нормативных актов или распоряжениями прямых начальников. Статья 25 подчеркивает, что если приказы или указания руководителей органов внутренних дел явно противоречат закону, то сотрудник милиции обязан руководствоваться положениями закона.
Подзаконность означает и то, что административные акты, издаваемые органами внутренних дел как во внутриорганизационной, так и во внешней сферах (приказы, инструкции, указания, постановления по делам об административных правонарушениях, предписания и т. п.) также должны основываться на нормах права.
4. Широкий объем дискреционных полномочий. В качестве важной черты административной деятельности органов внутренних дел следует отметить широкий объем дискреционных полномочий данных органов, т. е. власти должны действовать по своему усмотрению (в рамках закона). Как подчеркивал в свое время М.Д. Загряцков, деятельность полиции является «по существу дискреционной»21.
Высокий
уровень дискреционности
5.
Повышенное, в сравнении с иными
видами административной
6. Организующий характер. В отличие от оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, основу содержания административной деятельности органов внутренних дел составляет положительная, созидательная работа по организации и развитию общественных отношений, возникающих в связи с пребыванием людей в общественных местах, в том числе при проведении различных массовых мероприятий, необходимостью обеспечения безопасного дорожного движения, функционированием объектов, представляющих повышенную опасность для окружающих и т. д.
Применение норм права в процессе административной деятельности органов внутренних дел в преобладающем большинстве случаев не связано с правонарушениями, а направлено на организацию проведения норм права в жизнь, на решение многочисленных организационных вопросов, возникающих при правомерном поведении граждан, деятельности предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц.
7.
Профилактическая
Общепрофилактические
мероприятия адресованы неопределенному
кругу лиц и направлены на выявление и
устранение причин и условий, способствующих
совершению преступлений и других правонарушений.
К числу таких мер относятся, например,
предупреждение и пресечение нарушений
правил продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции; правовое обучение; контроль
за соблюдением правил паспортно-регистрационной
и лицензионно-разрешительной систем;
проверка состояния охраны объектов, на
которых сосредоточены материальные ценности,
и т. д.
Перечисленные выше факторы - наличие у сотрудников властных полномочий, несовершенство нормативно-правовой базы и невозможность полностью воплощать требования закона на практике в силу неоднозначности возникающих ситуаций в своем комплексе порождают знаменитый феномен дискреционных полномочий, детерминирующий значительную часть всех правонарушений, совершаемых работниками органов внутренних дел.
Понятие
дискреционных полномочий (от фр. discretionnaire
- зависящий от личного усмотрения)
практически не рассматривалось
в советском праве и
В своем современном толковании дискреционная власть определяется отечественными правоведами как «способ реализации публичной власти, при котором соответствующий субъект власти (орган или должностное лицо) применяет данные ему в рамках закона полномочия по собственному усмотрению, без необходимости согласования в какой-либо форме своих действий с другими субъектами» [10, c.195]. Подобное определение сегодня максимально приближено к позициям зарубежных школ, выделяющих три ключевых элемента, которые и определяют дискрецию как «действия официального лица системы уголовной юстиции (1), которое в рамках своих официальных полномочий (2) принимает решение по собственному усмотрению (3)» [11, c.198]. Дискреционные действия не безграничны, но очерчены рамками закона и основаны на личном опыте, профессиональной выучке служащего и политике министерства. Согласно комментарию К. Дэвиса «… должностное лицо прибегает к дискреции каждый раз, когда есть свобода выбора между возможным действием либо бездействием» [12, c.4].
Многие современные законодательные системы продолжают отрицать как законность, так и право полицейской дискреции на существование [13, c.1110-1112]. Однако при этом неопровержим и тот факт, что без дискреционных полномочий работа полиции была бы просто невозможной. В конце концов, на стадии задержания сотрудники часто не располагают доказательствами, необходимыми для суда, а действуют на основании интуиции. В ст.25 Закона "О милиции", украинский законодатель также счел необходимым указать, что работник органов внутренних дел "самостоятельно принимает решения и несет за противоправные действия или бездеятельность дисциплинарную ответственность".
Естественно, что субъективное толкование закона всегда таит в себе опасность превышения служебных полномочий, злоупотребления властью и дискриминации, в результате чего «закон в действии» может сильно разниться от «закона в книгах». Именно поэтому феномен правоохранительной дискреции как одна из детерминант профессиональной деформации и служебной преступности в органах внутренних дел заслуживает на более пристальное внимание наших криминологов.