Влияние расширения ЕС на национальую экономику Ирландии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Европейский Союз – это экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Эти государства вступили в ЕС в разное время и по разным причинам. Будучи членами интеграционной группировки, они руководствуются не абстрактным «общим благом», а главным образом своими конкретными национальными интересами. И очевидно, что подписание страной Маастрихтского договора как основополагающего документа Европейского Союза влечет за собой определенные последствия как для национальной экономики страны-нового члена ЕС, так и для других стран-участников этой международной интеграционной группировки.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности экономического развития Ирландии в 20-80-х гг. XX века 4
§1. Политика автаркии ирландского правительства 4
§2. Процесс и последствия вступления Ирландии в Европейское Экономическое Сообщество 7
Глава 2. Развитие экономики Ирландии в конце XX – начале XXI века 12
§1. Маастрихтский договор 12
§2. Экономический рост в Ирландии в 1990-х гг. 13
§3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Ирландии 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 28

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая Ирландия.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

    Рост  доходов привел к потребительскому буму, вызвавшему бум на рынке недвижимости (отчасти обусловленный низкими процентными ставками Европейского центрального банка — в 1999 году Ирландия вошла в зону евро). Безработица упала с почти 20% в конце 1980-х до 3,5% в 2007-м, а зарплаты росли одними из самых быстрых в Европе темпами. Инфляция к концу бума достигала 5% в год, что подняло цены в стране до уровня скандинавских, хотя зарплаты оказались сопоставимы с британскими. При этом уровень правительственного долга оставался примерно на одном и том же уровне в течение бума. А доля госдолга к ВВП снизилась благодаря резкому росту экономики24.

    Неожиданное богатство привело к серьезным  инвестициям и модернизации инфраструктуры и городов Ирландии. В стране стали прокладывать дороги, была создана система пригородного железнодорожного сообщения, строились туннели. В Дублине, население которого приблизилось к миллиону, началось строительство системы метро (по сути — скоростного трамвая — «Luas»), первого в стране.

    Экономический рост, низкая безработица и высокий уровень жизни изменили тренд вековой эмиграции: Ирландия стала магнитом для иммиграции. Это значительно изменило демографию страны и привело к возникновению мультикультурного общества, особенно в Дублине и других крупных городах. По некоторым оценкам, в 1997 году 10% населения формировали родившиеся в других странах. Часть из новых мигрантов составляли ирландцы, эмигрировавшие из страны в годы экономических сложностей, или их потомки — ирландская диаспора сегодня насчитывает 60 млн человек в США, Британии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР. Однако существенная доля мигрантов — это выходцы из других европейских стран, в особенности Восточной Европы. Ирландия была одной из трех стран «старого ЕС» (наряду с Британией и Швецией), которая в мае 2004 года открыла свой рынок труда для вступивших в ЕС восточноевропейских государств. В результате десятки, а затем сотни тысяч граждан Польши и стран Балтии перебрались сюда, многие нашли работу в сфере услуг или строительстве.

    Но  даже внутри Ирландии неожиданно начались активные миграции. Молодежь стала покидать сельские районы и искать работу в городах. Развитие экономики и повышенная мобильность населения привели к росту предпринимательства и стремлению к рискам — эти качества не проявлялись раньше, в периоды экономического застоя. Это добавило динамизма экономике, хотя мало отразилось на экспорте — 93% его приходится на иностранные компании.

    Итак, за несколько лет страна изменилась до неузнаваемости. Она не только обошла по уровню подушевого дохода Великобританию — своего соседа и бывшую метрополию, но и практически все остальные страны Европы. На протяжении столетий Ирландия была бедным захолустьем, население которого массово эмигрировало в поисках лучшей доли за океан, но к началу 2000-х годов она превратилась в магнит для мигрантов. В Дублин потянулись как потомки ирландских мигрантов из США или Австралии, так и мигранты из европейских стран — от Польши до Испании.

§3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Ирландии

    По иронии судьбы, Ирландия стала лидером ЕС по темпам падения экономики с наступлением кризиса. Иностранные инвестиции пошли вниз в связи с потерей страной конкурентоспособности — зарплаты ирландских работников стали слишком высоки, особенно в Дублине и окрестностях. Отчасти в этом виновато укрепление евро относительно доллара или фунта. Некоторые компании, например Dell, предпочли закрыть свои заводы и перенести их в Польшу. Пузырь на рынке недвижимости сдулся: ирландцы, занимавшие для потребления под залог стоимости своих домов, оказались не столь богаты, как думали. В недвижимости, строительстве и связанных с ними отраслях было занято от 20 до 30% работающего населения. В 2007 году один гектар земли в Ирландии стоил 60 тыс. евро: в несколько раз больше, чем в других европейских странах. Раздувание пузыря на рынке недвижимости автоматически вызвало кризис в банковском секторе, так как, разумеется, все строительство шло на кредитные деньги. Как только экономика стала замедляться, это сразу же сказалось на спросе на жилье.

    Уже в начале 2008 года Ирландия вошла  в рецессию, что привело к резкому росту безработицы, которая по итогам 2010 года может достигнуть 17%. Поляки и литовцы стали покидать Изумрудный остров, и даже некоторые ирландцы задумались об эмиграции в Австралию или Канаду, где глубина кризиса была значительно меньшей.

    Осенью 2008 года, в разгар банковского кризиса  после банкротства Lehman Brothers, ирландские банки оказались на грани краха. Банковскую систему спасло лишь то, что правительство дало гарантии по банковским счетам граждан.

    Бюджет  Ирландии на 2010 год стал самым жестким  в 88-летней истории страны, так как правительство вынуждено сокращать расходы и повышать налоги, чтобы уменьшить масштаб дефицита бюджета, который в следующем году достигнет 12%25.

    Одной из причин столь бедственного положения  можно считать особые экономические отношения с Соединенными Штатами, которые из фактора роста ныне превратились в момент риска. Так как США являются главным направлением экспорта Ирландии, рецессия в Соединенных Штатах ударила по экономике Ирландии.

    Большинство ирландских комментаторов соглашаются, что избранная страной модель модернизации была неустойчива и  несла в себе много рисков. Но нужно помнить, что Ирландия была не единственной страной, где рынок недвижимости испытал неудержимый бум. Практически одновременно те же процессы наблюдались в США, Британии, Испании, Латвии или в Дубае. Однако в Ирландии сыграли свою роль культурно-исторические факторы: владение землей и недвижимостью на Изумрудном острове всегда повышало социальный статус. А политическая система страны была далека от демократических идеалов, основываясь на личных связях.

    Одним из виноватых в глубине нынешнего  кризиса в Ирландии общественный консенсус считает сегодня Берти Ахерна, премьер-министра в 1997–2008 годах. Хотя Ахерн возглавлял правительство в период бума, его режим (и режим его предшественников) оказался поражен системной коррупцией, основанной на особенностях политической культуры.

    Культура  коррупции коснулась не только политики, но и бизнеса. Председатель совета директоров банка Anglo Irish Bank был вынужден уйти в отставку, когда стало известно, что он выдал сам себе кредитов более чем на 100 млн долларов, в нарушение не только внутренних правил, но и законов страны. Никакого наказания банкир не понес.

    Даже  несмотря на вывод части производств  на восток, в Ирландии сохраняется высокотехнологичный сектор, который конкурентоспособен как в Европе, так и в мире в целом. Кроме того, Ирландия оказалось глубоко интегрирована в европейскую экономику — благодаря участию в еврозоне, а также транспортным связям (одна из крупнейших авиакомпаний Евросоюза, малобюджетная Ryanair, является ирландской, хотя работает почти во всех странах ЕС). Поэтому, как только рост возобновится в крупнейших экономиках — Германии, Франции и Британии, — это вновь даст рынки сбыта для расположенных в Ирландии заводов и сервисных центров.

    Ирландия  в рамках совместной помощи Евросоюза  и МВФ получит 85 млрд евро. По замыслу политиков, этих денег ирландским властям должно хватить на то, чтобы купировать кризис и оздоровить бюджет и банковскую систему страны. Если в прошлом году дефицит бюджета Ирландии составлял 14,4% от ВВП (то есть превышал параметры Маастрихтского договора почти в пять раз), то по итогам нынешнего года ожидается, что он достигнет 32,3% (превысит пакет европейского Пакта стабильности почти в 11 раз)26.

    Деньги, передаваемы Ирландии, – это кредит, который страна обязана вернуть  в течение четырех лет. 35 млрд евро из кредита пойдут на дальнейшую стабилизацию балансов ирландских банков, а оставшиеся 50 млрд – на латание дыр в госбюджете. Первые кредитные транши Ирландия получит в январе 2011 года. При этом официально говорится, что необходимости переносить платежи на более ранний срок нет. Назначение даты первого транша на январь вызвано тем, что, во-первых, кредиторам надо еще самим собрать деньги для передачи, а во-вторых, предварительное согласие ирландского правительства, данное в воскресенье 28 ноября, должно получить одобрение ирландского парламента.

    Кредит в 85 млрд евро (для сравнения: в 2009 году расходы госбюджета составляли 78 млрд евро, доходы – 55 млрд евро) состоит из нескольких частей. По 22,5 выделят МВФ и Евросоюз. Еще 17,7 млрд даст специальный стабилизационный фонд зоны евро – финансовый орган, созданный весной этого года в рамках спасения экономики Греции. Стабилизационный фонд представляет взаимные гарантии стран еврозоны (кроме Греции), а также МВФ. Еще 3,8 млрд евро выделит имеющая тесные связи с Ирландией Великобритания. Не входящие в зону евро Швеция и Дания передадут 0,6 и 0,4 млрд евро соответственно27.

    Важно, что 20,5% стабилизационных средств, или 17,5 млрд евро, привлечет сама Ирландия: 5 млрд из них будут взяты из золотовалютного фонда, а еще 12,5 – из пенсионного фонда страны. Изъятие этих денег – одна из наиболее болезненных частей программы спасения. Весь пенсионный фонд Ирландии составляет 24,5 млрд евро, таким образом, на лечение экономики будет брошена половина всех пенсионных накоплений граждан. Чтобы хоть как-то справиться с сокращением средств фонда, пенсионный возраст в стране будет повышен с 65 до 68 лет – один из самых высоких показателей в ЕС. Затянуть пояса придется и другим категориям граждан. Общественный сектор сократит 25 тыс. рабочих мест, это около 6% занятых в общественном секторе. Госрасходы будут уменьшены на 10 млрд евро, при этом 2,8 млрд из них – сокращение на социальную сферу. Минимальная зарплата по стране  сократится с 8,65 до 7,65 евро в час. Кроме того, ирландцев ожидает повышение налогов. Так, НДС будет поднят сначала с 20 до 22%, а затем до 23%. Зато, по словам ирландского премьера Брайана Кауэна, комплекс этих мер к следующему году даст возможность сократить дефицит бюджета более чем втрое – до 9,1% ВВП. К 2014 году, когда ирландцам предстоит окончательно расплатиться по предоставленному кредиту, дефицит страны уже должен удержаться в рамках европейского пакта стабильности и составлять не более 2,8% от ВВП28.

    Экономика Ирландии серьезно пострадала от мирового кризиса. Спасая национальные банки  от последствий схлопывания пузыря на рынке недвижимости, власти недопустимо раздули госдолг и дефицит бюджета (две трети дефицита обусловлено программами спасения национального финансового сектора). Страна просто не в состоянии сама выйти из штопора. В итоге правительству пришлось признать свою несостоятельность и согласиться на финансовые вливания ЕС и МВФ.

Заключение

    Развитие  экономики Ирландии за последние  десятилетия поражает. Перед самым вступлением в Европейское экономическое сообщество Ирландия была довольно отсталой страной, преимущественно аграрной, которая нуждалась в иностранных инвестициях для развития национальной промышленности.

    Присоединение к Европейскому Союзу имело положительные  последствия для национальной экономики. Были не только найдены новые рынки сбыта продукции, дополнительные финансовые источники и возможность реальной модернизации, но и правительство вынуждено было, в конечном счете, искать другие способы преодоления бюджетного дефицита и стабилизации макроэкономической обстановки, что стало важной предпосылкой активного экономического роста впоследствии.

    За  несколько лет Ирландия обошла по уровню подушевого дохода практически все страны Европы и стала «магнитом» для мигрантов самых разных национальностей. Однако Ирландия стала лидером ЕС по темпам падения экономики с наступлением кризиса. Не в состоянии самостоятельно преодолеть кризис и выйти из рецессии, ирландское правительство было вынуждено обратиться за помощью к другим странам Европейского Союза и Международному валютному фонду.

    Нестабильность экономики Ирландии, наряду с Грецией, а также Португалией и Испанией, создает опасную ситуацию для всей зоны евро. Германия, как основной «донор» для этих стран, скоро уже не в состоянии будет помогать всем и каждому. В сложившихся обстоятельствах следует искать другие пути спасения национальных экономик, кроме вливания денежных средств. Одним из них, возможно, станет в будущем выведение страны в бедственном положении из зоны евро, чтобы не было угрозы пока еще стабильным экономикам других стран.

Список использованной литературы

  1. Европейский Союз и Россия. Статистические сопоставления 1995-2005: Стат. сб. / Росстат – М.: «Статистика России», 2007 г. – 216 с.
  2. Кокшаров А. Похождения кельтского тигра // Эксперт. 2010. №1. (http://www.expert.ru/2009/12/28/pohozhdeniya_keltskogo_tigra/)
  3. Кокшаров А. Последний «тигр» Европы // Эксперт. 2000. №21. (http://www.expert.ru/2000/06/5/21ex-ireland2_23411/)
  4. Кокшаров А. Разница в одну букву // Эксперт. 2009. №3

 (http://www.expert.ru/2009/01/26/raznica_v_odnu_bukvu/)

  1. Кузнецова О.Д., Федорова М.Г. Рассвет и закат «кельтского тигра» // Вестник академии. 2010. №1. – С. 7-11
  2. Сумленный С. Спасение через не хочу // Эксперт. 2010. №48. – С. 62-64
  3. Шамина О. Еще один сигнал // «Expert Online» / 10 ноя 2010, 16:22 (http://www.expert.ru/2010/11/10/esche_odin_signal/)
  4. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция: учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2003. – 400 с.
  5. Экономика Европейского союза: Учебник / Г.Ю. Гагарина, В.В. Громыко, З.М. Окрут, О.В. Сагинова. – М.: Экономистъ, 2003. – 399 с. – (Homo faber)
  6. A contagious Irish desease? // The Economist. 2010. 27 November. – P. 27-30
  7. Antoin E. Murphy. The ‘Celtic Tiger’ – An Analysis of Ireland’s Economic Growth Performance // Robert Schuman Centre for Advanced Studies Working Papers. 2000. No. 16. (http://www.eui.eu/RSCAS/WP-Texts/00_16.pdf)
  8. Bank rupture // The Economist. 2010. 11 September. – P. 68
  9. Benjamin Powell. Economic freedom and growth: the case of the Celtic Tiger // Cato Journal. 2003. Vol. 22. No. 3. (http://www.cato.org/pubs/journal/cj22n3/cj22n3-3.pdf)
  10. Budget 2011 – http://budget.gov.ie/budgets/2011/2011.aspx
  11. Central Statistics Office Ireland – http://www.cso.ie/
  12. Eurotreaties – http://www.eurotreaties.com/
  13. Gang that can’t shoot straight // The Economist. 2010. 20 November. – P. 37
  14. Government of Ireland – http://www.gov.ie/en/
  15. Jacobsen, John. Chasing Progress in the Irish Republic [Text] : монография / J. Jacobsen. – Cambridge : Cambridge University Press, 1994. – 215 p.
  16. Much pain, little gain // The Economist. 2010. 11 September. – P. 27
  17. Neal, Larry. The Economics of Europe and the European Union [Text] : монография / L. Neal. - Cambridge : Cambridge University Press, 2007. - XIV, 440 p.
  18. Saving the euro // The Economist. 2010. 20 November. – P. 11
  19. Spreading from Ireland to Iberia // The Economist. 2010. 27 November. – P. 14
  20. Survey Republic of  Ireland // The Economist. 1988, 16 January. – Р. 3–26.
  21. The bottomless bail-out // The Economist. 2010. 2 October. – P. 71-72
  22. The crisis in the euro area // The Economist. 2010, 2 December. – P. 83-83
  23. The European Monetary System in the 1990's [Text] : сборник / Center for European Policy and Studies and the Bank of Greece ; Ed. Paul de Grauwe, Lucas Papademos. - London : Longman Inc, 1990. - XIX, 350 p.
  24. Threadbare // The Economist. 2010. 20 November. – P. 73-75

Информация о работе Влияние расширения ЕС на национальую экономику Ирландии