Гендорные особенности в воспитание ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление роли отца в воспитании ребенка, также разработка методики, позволяющей на научной основе привлечь отца к воспитанию детей.
Гипотезой исследования явилось предположение, что процесс полоролевой социализации современного ребенка нуждается в постоянной коррекции родителей, консультируемых педагогами дошкольного воспитания, причем влияние отца на формирование ребенка более значимо, так как особенности современной жизни не предоставляют возможности совместной ежедневной деятельности отцов и мальчиков, как в патриархальном обществе.

Содержимое работы - 1 файл

Гендерные особенности.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

     Различие  заключается в том, что любовь матери безусловна, а любовь отца нужно "заработать", оправдать надежды, добиться достижений. 

     С точки зрения автора, обе родительские позиции соответствуют потребностям ребёнка в зависимости от той возрастной ступени развития, на которой он находится.

     Функция матери - обеспечить безопасность, а функция  отца - учить и  направлять в решении  задач.

     Считается, что с раннего возраста мать обучает ребенка тому "как", а отец - тому "что", отец учить детей быть "кем-то", а мать - быть "кем-то для кого-то".

     Долгое  время считалось, что влияние  отца, больше сказывается на воспитании мальчиков, но более поздние исследования показали, что хорошие отношения с отцом, как у мальчиков, так и у девочек способствуют формированию Я - концепции, позволяющей более успешно справляться с когнитивными задачами и задачами межличностного общения, чем у детей, растущих без отца.

     В семьях, где отцы участвуют в домашней работе, по мнению жены, "более чем достаточно", подростки имеют больше всего постоянных занятий. В семьях, где участие отца оценено "менее чем достаточно", зафиксирован большой процент подростков, участвующих в домашних делах от случая к случаю или вообще не участвующих.

     Таким образом, вовлечение подростков в хозяйственно-бытовую  сферу находится в прямой зависимости  от степени участия отцов в  этой деятельности.

     Считается, что отсутствие отца в семье, с  чем бы оно ни было связано, наиболее сильно сказывается на математических способностях как мальчиков, так и девочек. Еще М. Мид описала последствия исключения отца из процесса воспитания для полоролевой социализации мальчиков.

Во-первых, мальчик  вынужден обращаться к тем отцовским  качествам, которые более бросаются в глаза и присущи мужчине вообще,- к одежде, к физической силе, низкому голосу, то есть как раз к тем его качествам, в подражании которым ребенок сталкивается с наибольшими трудностями. Отец воспринимается не как индивидуальность, а как представитель определенного пола, т.е. обладает теми качествами, которыми обладают и большинство других мужчин... 

     Во-вторых, не в состоянии отождествить себя с отцом, лишенный стимулирующего его  мужского общества, мальчик обращается к своей возрастной группе, к ее стандартизирующему, уравнивающему влиянию, приводящему к потере индивидуальности.

В-третьих, отсутствие отца приводит к стандартизации, неопределенности, расплывчатости представлений о  мужской половой роли. В таком  случае место идеала занимает общая идея маскулинности.

Если для мальчиков  отсутствие отца прежде всего сказывается  на личностном развитии, то для девочек - на их личных взаимоотношениях с противоположным полом.

     Отношения отца с дочерью служат первичной  моделью отношений будущей женщины с мужчинами, именно в сопоставлении с этой моделью будут оцениваться все типы и формы будущих отношений. Дефицит мужского внимания в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее полоролевое развитие. 

     Особенно  хотелось бы отметить, что ряд исследователей отмечает роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка . Результаты этих исследований показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери -на творчество мальчиков.

     У отцов, проявляющих активный интерес  к занятиям своих одаренных дочерей, расширяющих горизонты их будущей  карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить  дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно  зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.

     Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны  воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли  и смелость.

     Те, кто исследовал связь между отношениями  родителей и детей с творческими способностями последних, считают, что когда отцы проявляют больше "женских", экспрессивных свойств, а матери - больше "мужского", инструментального в своем поведении, то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане.

     Нежные, любящие отцы, много времени уделяющие детям, и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, таким образом, развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты, ведущие к высокопродуктивному творчеству.

Интересно в  этой связи отметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов.

     Личностные  характеристики творчески одаренных  людей обнаруживают высокий уровень  индивидуальной андрогинии. То есть творчески одаренные мальчики обладают многими чертами, стереотипно считающимися "женскими", - интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом и т.д. С другой стороны, творчески одаренные девочки проявляют многие традиционно мужские качества-независимость, самоутверждение, честолюбие.

     В этом несложно обнаружить влияние родителя противоположного пола, чье общение  с сыном или дочерью перерастает  стереотипные представления о "мужском" и "женском" и помогает формированию в ребенке сильной Я-концепции, как действенной личности, а не "способного" мальчика или "хорошей" девочки.

     Гендерные особенности детско-родительских отношений  находят свое отражение и в  представлениях ребенка о своих  родителях.

Анализ рисунков семьи дошкольников показал, что мать воспринимается доминирующей фигурой в семье чаще, чем отец (21 % и 13 % рисунков). Однако, эта оценка является гендерно независимой только в возрасте 5 лет, в 4 года и 6 лет мальчики чаще изображают отца доминирующей фигурой, а девочки - мать (табл. 3). При этом, если в возрасте 4 лет нет рисунков, на которых ребенок изображал бы себя доминирующей фигурой, то к 6 годам число таких рисунков становится равным почти трети (31 %). Отметим, что в возрасте 6 лет фигура родителя другого пола, становится менее значимой, в семье главные либо женщины - мать и ребенок-девочка, либо мужчины - отец и ребенок-мальчик.

     Можно сказать, что только к б летнему  возрасту отец становится для мальчиков  более близкой фигурой, чем мать (40 % и 30 % рисунков мальчиков), а до этого возраста, независимо от пола, ребенок все-таки чаще изображает мать близкой фигурой. 

     Количество  рисунков, на которых отец является наиболее близкой фигурой, с возрастом  увеличивается; в 4 года таких рисунков 5 %, в 5 лет - 12 % , в 6 лет - 26 %. Эта тенденция  характерна как для мальчиков, так  и для девочек ( у мальчиков  с 11 % до 40 %, у девочек - от полного отсутствия до 20 %).

     Степень сходства рисунка себя и рисунков родителей увеличивается с возрастом, независимо от пола ребенка; так, мальчики и девочки чаще рисуют себя похожими на мать и отца, это проявляется  в прорисовке лица, если в 4 года сходство с родителем своего пола передавалось с помощью использования одной и той же гаммы, то с возрастом большее значение начинает играть одежда. Количество рисунков, на которых родитель своего пола изображается более сходным с ребенком, чем родитель другого пола, также увеличивается с возрастом. 

     Девочками, независимо от возраста, мать чаще изображается доминирующей, наиболее близкой фигурой, с высокой степенью сходства с  рисунком себя. При этом с возрастом  это становится все более явным. У мальчиков такое изображение  отца наблюдается только с 6 лет.

Пик идентификации  себя с родителем своего пола приходится у мальчиков и девочек на разные возрастные этапы: для девочек это  четыре года, для мальчиков - пять лет. К шести годам только у 10 % тех  и других сохраняется недифференцированная идентификация: "буду как мама" или "буду как папа". Большая часть мальчиков и девочек хотят быть хорошими и добрыми, девочки еще и красивыми, а мальчики - вежливыми и воспитанными. 

     Гендерная асимметрия привязанностей ребенка  сохраняется и в дальнейшем: мать для большего количества подростков, независимо от пола, является авторитетом, к ней чаще обращаются за советом и со своими переживаниями, чем к отцу.

     Отцу, как правило, подростки приписывают  традиционно мужские качества, такие  как сила, смелость, уверенность, выносливость, решительность, ответственность, активность. От отца ожидается роль уравновешенного, стабильного сильного друга жены и детей, сдержанного в проявлении чувств, при обязательном их наличии, справедливая и беспристрастная оценка положительных и отрицательных событий. Девочки чаще воспринимают отцов более заботливыми и более ласковыми по сравнению с мальчиками.

     У матери, по мнению детей, выражены как  традиционно женские, так и традиционно  мужские качества - заботливость, ответственность, ласковость, нежность, мягкость, активность, что объясняется восприятием матери, как фигуры, обладающей властью в семье, так как от нее исходят поощрения и поддерживается дисциплина. При этом мальчики воспринимают мать менее ласковой и более настойчивой, чем девочки. 

     Различия  в восприятии родителей мальчиками и девочками отражают, на наш взгляд, не реальные качества последних, а специфику  отношений "родители - сын" и "родители - дочь". Родители предъявляют больше требований к сыновьям, существующие социальные нормы довольно жестко регламентируют степень эмоциональных проявлений по отношению к сыну со стороны матери.

     Мальчики  и девочки, представляя себя в  роли "будущего мужа" или "будущей  жены", отождествляют себя с образом  родителя своего пола, а свою супругу/супруга - с образом родителя противоположного пола. Особенно сильно идентификация с родителями проявляется при формировании качеств, которые являются нетрадиционными для пола родителей. Так, высокая степень выраженности традиционно мужских качеств у ребенка, как правило, соответствует высокой степени выраженности этих качеств в образе матери, а выраженность традиционно женских качеств соответствует их выраженности в образе отца. 

     Наряду  с идентификацией с родителем  своего пола, немаловажную роль играет сопоставление своего образа с образом родителя противоположного пола. При этом мальчик, приписывая определенные качества (независимо от их традиционной трактовки) матери, начинает считать их проявлением женского, старается избегать их в своем поведении и развивает противоположные качества, основываясь на принципе комплиментарности (мужское и женское воспринимаются как противоположное, дополняющее друг друга). Аналогично поступает девочка по отношению к отцу.

     Наличие положительного образа отца особенно важно при формировании семейных установок, так как высокая оценка личностных особенностей отца соответствует высокой оценке ребенком благополучия отношений между родителями и способствует формированию желания ориентироваться на родительские образцы в будущем, при этом наличие в отцовском поведении типично женских проявлений способствует формированию привязанности к родителям. 

     Если  содержание образа отца в большей  степени влияет на восприятие комфортности внутрисемейной ситуации, то образ  матери оказывает влияние на формирование полоролевых предпочтений.

     В заключение, необходимо отметить, что  существующие тендерные особенности  родительских ролей социокультурно обусловлены и находятся в  постоянном изменении. 

2.2. Современный кризис отцовства и пути его преодоления. 

     Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

 Социальная  роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова выделяет некоторые из них [27; 166].

  • Ловушка простой цели – отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца (“Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?”).
  • Ловушка ожидаемого долженствования (“Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать”).
  • Ловушка нормальности, или “все как у людей” – отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.
  • Ловушка правоты силы, или “против лома нет приема” – ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.
  • Ловушка возраста (“Я еще молодой, погулять хочется”, “Он еще ребенок, пусть с ним возится мама”).
  • Ловушка подарка (“Я ему все покупаю, что захочет”) – игнорирование личностного общения.
  • Ловушка превосходства пола – отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.
  • Ловушка социальной ценности пола (“Меня любая подберет”, “Мужчина везде нужен”) приводит к отказу от глубинных переживаний.
  • Ловушка ревности к детям – нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

Информация о работе Гендорные особенности в воспитание ребенка