Биологическое оружие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

Биологическое оружие — это патогенные микроорганизмы или их споры, вирусы, бактериальные токсины, заражённые животные, а также средства их доставки (ракеты, управляемые снаряды, автоматические аэростаты, авиация), предназначенные для массового поражения живой силы противника, сельскохозяйственных животных, посевов сельскохозяйственных культур, а также порчи некоторых видов военных материалов и снаряжения. Является оружием массового поражения

Содержимое работы - 1 файл

реферат1.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

     Передача  болезни через воду или пищу может быть осуществлена одними и теми же микроорганизмами. Теоретически возможно заразить систему водоснабжения больших городов. Например, только 5 г сухих бактерий Salmonella требуется для заражения 1 млн. л воды. Использование пищи или воды как носителей биологического оружия наиболее эффективно для заражения небольших групп людей, особенно если их трудно или невозможно атаковать другими видами оружия, в частности биологическими аэрозолями.

     Некоторые болезни, в основном вирусного происхождения, в естественных условиях переносятся  насекомыми, которые передают инфекцию через укусы. Можно вызвать эпидемию, заразив какую-нибудь популяцию насекомых. Другие переносчики, скажем грызуны, могли бы распространять бактериальные болезни, например туляремию и чуму [3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. История применения биологического оружия 

     Идея  применения болезнетворных микроорганизмов  в качестве средств поражения  возникла вследствие того, что инфекционные болезни постоянно уносили много  человеческих жизней, а эпидемии, сопутствующие  войнам, вызывали крупные потери и  среди войск, предрешая иногда исход сражений и даже целых кампаний [4].

     Например, из 27 тысяч английских солдат, участвовавших  в 1741 г. в захватнических кампаниях  в Мексике и Перу, 20 тысяч погибло  от желтой лихорадки. С 1733 по 1865 г.г. в  войнах в Европе погибло около 8 миллионов человек, из них боевые потери составляли только 1,5 млн., а 6,5 млн. человек погибли от инфекционных болезней. История войн прошлого знает и другие подобные примеры.

     Возникавшие в военное время в глубоком тылу среди населения эпидемии также имели серьезные последствия, приводя к дезорганизации промышленности, транспорта и государственного аппарата в целом.

     В наше время инфекционные болезни  все ещё могут оказывать заметное влияние на ход боевых действий. Например, у американских интервентов в ходе войны против Вьетнама от инфекционных заболеваний вышло из строя солдат и офицеров в 3 раза больше, чем было потеряно убитыми и ранеными.

     Впервые целенаправленную и систематическую  разработку такого вида оружия начали лишь в начале ХХ в., использовав достижения биологических наук, более высокий уровень знаний о природе и путях распространения патогенных микроорганизмов. В годы первой мировой войны кайзеровская Германия уже сделала ряд попыток диверсионного применения биологических средств.

     Применение империалистическими государствами в первой мировой войне химического и биологического оружия вызвало во всем мире волну протестов. 17 июня 1925 г. в Женеве был подписан Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.

     Позднее большой победой прогрессивных сил всего мира явилось принятие по их инициативе в 1972 г. Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического и токсинного оружия и об их уничтожении.

     Первый  конкретный исторический факт применения бактериологического оружия в войне  — это преднамеренное распространение  оспы среди индейских племен в 1763 г. Американские колонизаторы переслали  в их лагерь одеяла, зараженные возбудителем оспы. Среди индейцев вспыхнула эпидемия оспы.

     Попытки применения бактериологического оружия были в первую и вторую мировые  войны. Известно, что в 1915 г. немецкие агенты заражали возбудителями сибирской  язвы и сапа лошадей и скот, которые  отправлялись из Южной Америки во Францию. Немцами также были сделаны попытки заразить сапом лошадей в России в 1915 г., на румынском фронте в 1916 г. и на французском фронте в 1917 г. Все эти факты подтверждены документами и свидетельствуют о преднамеренном применении Германией микробов в военных целях. Правда, эффект от применения бактериологического оружия в первую мировую войну был незначительным. По мнению немецких ученых, эти попытки потерпели неудачу в основном вследствие применения элементарных способов заражения. Так, например, для заражения лошадей шпионы должны были смазать им ноздри кистью с микроорганизмами сапа. Эти методы не могли привести к одновременному появлению большого числа заболеваний.

     Более широко разрабатывалось бактериологическое оружие во второй мировой войне. Особенно интенсивные работы проводила империалистическая Япония. Как было установлено в 1949 г. на Хабаровском процессе над военными преступниками, ещё в 1935 — 1936 г.г. японцы создали на территории оккупированной Маньчжурии лаборатории, предназначенные специально для разработки бактериологического оружия. Позже в составе японской Квантунской армии были созданы для этих же целей отряды № 731 и № 100 — специальные научно-исследовательские лаборатории. Они имели производственные и испытательные отделы, а также опытный полигон. Обвиняемый Карасава на Хабаровском процессе показал, что только один отдел отряда № 731 мог произвести в течение месяца 300 кг бактерий чумы, 800 — 900 кг бактерий брюшного тифа. Также на процессе было установлено, что распространение бактерий в военных целях производилось тремя способами: распылением с самолетов, сбрасыванием специальных бактериальных бомб с самолетов и заражением источников воды, пастбищ диверсионными методами. Начиная с 1939 г японские империалисты использовали бактериологическое оружие для нападения на китайские и монгольские войска, а затем и на мирное население Китая. В результате этого в ряде районов возникло несколько вспышек чумы и других опасных болезней [4].

     Не  отставала и от своего партнера и  фашистская Германия. На Нюрнбергском процессе над главными военными преступниками было установлено, что фашистская Германия ещё в 1943 г приступила к подготовке бактериологической войны против СССР. С этой целью под Познанью был создан специальный институт, в котором выращивались бактерии (возбудители чумы) и вредители растений как средство экономической диверсии. Немцы проводили широкие эксперименты на военнопленных, изучая различные методы заражения человека возбудителями сыпного тифа, сибирской язвы, туберкулеза и других инфекционных заболеваний. И только стремительное наступление Советской Армии спасло человечество от биологической войны.

     По  данным американской печати, в США  систематические работы по изучению возможностей использования в военных  целях бактериальных средств начали проводиться в 1941 г. Для этих целей была организована специальная военно-исследовательская служба, построены специальные лаборатории в Форт-Дейтрике (штат Мэриленде), экспериментальные лаборатории в Паскагуле (штат Миссисипи), полигон в Дагуэйе (штат Юта), а также заводы по производству бактериальных средств — арсенал Пайн Блафф (штат Арканзас).

     На  настоящее время известно, что  разработкой биологического оружия занимался целый ряд военных  научно-исследовательских институтов в СССР. Наиболее известные из них это Вирусологический центр в городе Сергиев Посад Московской области, а также НПО «Вектор» в городе Новосибирске. Известно также, что такого рода разработки официально были прекращены в 1986 году.

     Одним из наименее известных примеров применения биологического оружия, была атака США, проведенная в 1980 г. против Кубы. На настоящий момент известно, что американцы применили два вида возбудителя: геморрагический конъюнктивит свиней и одно из заболеваний сахарного тростника.

     Основным  продуктом экспорта Кубы являлись, на тот момент, именно свинина и сахарный тростник. В результате применения биологического оружия на Кубе полегло все поголовье свиней и до 80% посадок сахарного тростника.

     Применение  биологического оружия было осуществлено, вероятно, в аэропорту Варадеро, откуда (видимо рядом с трапом самолета) были выпущены комары, зараженные возбудителем геморрагического конъюнктивита свиней.

     В  настоящее время тринадцать стран мира предположительно обладают биологическим оружием. Лишь у трех государств - России, Ирака и Ирана - предположительно могут быть значительные запасы биологического оружия. Есть высокая вероятность того, что небольшие арсеналы биооружия также есть у Израиля, Северной Кореи и Китая. Сирия, Ливия, Индия, Пакистан, Египет и Судан возможно проводят исследования в этом направлении. Достоверно известно, что за последние десять лет программы производства биологического оружия были свернуты в ЮАР и Тайване.

     Биологическое оружие - одно из самых страшных военных  изобретений. Однако попыток использовать на практике его было очень мало, потому что опасность от его применения слишком велика. Искусственная эпидемия может поразить не только "чужих", но и "своих" [1].

     В мировой истории также известны следующие случаи применения биологического оружия в последние несколько десятилетий:

     В 1979 году произошла вспышка сибирской язвы под Свердловском (ныне Екатеринбург). Погибло 64 человека. Предполагается, что причиной стала утечка с предприятия, производившего биологическое оружие.

     В период с 1980 по 1988 годы Ирак и Иран применяли биологическое оружие друг против друга.

     С 1990 по 1993 годы террористическая организация "Аум Синрике"\Aum Shinrikyo пытается заразить сибирской язвой население Токио.

     В сентябре 2001 года письма, содержащие споры сибирской язвы, рассылают по США. К декабрю в США было обнаружено 12 очагов сибирской язвы и выявлено 40 контактировавших, из них 16 человек заболели (четверо - на подозрении) и 3 скончались.Террорист (террористы) до сих пор не обнаружены [4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Во  многих культурных, религиозных и  военных традициях использование  отравляющих веществ и намеренное распространение болезней издавна  считалось предосудительным и даже запретным.

     Но, несмотря на это, есть веские причины для того, чтобы не терять бдительность. Стремительное развитие естественных наук, широкое распространение полученных знаний и недавние примеры использования спор сибирской язвы в террористических целях подтверждают опасения о том, что многолетние ограничения на использование биологического оружия могут быть нарушены. Помимо этого, имеются подтвержденные данные о том, что ряд государств продолжает тайное осуществление программ разработки биологического оружия.

     Международный комитет красного креста расценивает любые случаи использования биологических веществ, приводящих к развитию заболеваний, возникновению страха или к смерти как недопустимые и заслуживающие всеобщего осуждения. Запрет на применение таких веществ содержится в Женевском протоколе 1925 года и Конвенции о биологическом оружии 1972 года. Конвенция о биологическом оружии запрещает разработку, производство, накопление и передачу биологического оружия [4].

     Но  все же применение биологического оружия в системе средств вооруженной борьбы для достижения целей вооруженного конфликта остается актуальным. До тех пор, пока биологическое оружие не будет заменено на новые виды оружия, обеспечивающие аналогичный эффект, возможность его применения существует. Наличие объектов для поражения их при помощи биологического оружия, эффективность биологического оружия как вида оружия, отсутствие надежной системы защиты, обеспечивающей или снижающей поражающее действие биологического оружия, подтверждает возможность его использования для достижения целей военно-политических конфликтов различной интенсивности [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Биологическое оружие