Профессиональная этика государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Нравственным долгом государственного служащего является соблюдение делового этикета, служебной субординации, поддержания ровных, доброжелательных деловых отношений с коллегами по службе, стремление к сотрудничеству. Высказывание своей позиции по служебным вопросам должно исключать повышенную эмоциональность, грубость, бестактность, использование лексики, унижающей человеческое достоинство и дискриминирующей собеседника, интриганство, подсиживание, провокации в целях дискредитации кого-либо из корыстных побуждений.
Профессиональная этика — это система нравственных, моральных, этических норм, регулирующих служебное поведение государственных служащих на основе принципов служения народу, обществу и государству, социальной справедливости, равенства, патриотизма, лояльности, незапятнанной чести, достоинства и неподкупности.

Содержание работы

1 Нравственная культура государственного (муниципального) служащего 3
2 Особенности профессиональной этики государственного служащего 8
Список использованных источников 12

Содержимое работы - 1 файл

Нравственная культура гос служ.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1 Нравственная культура государственного (муниципального) служащего

Вопрос о нравственной культуре госслужащего также нельзя назвать новым. Тем не менее он и в настоящее время требует продолжения более углубленного изучения. Причин тому несколько: а) нравственная культура занимает прочное место среди приоритетных составляющих профессиональных качеств работника управления и ее формирование - один из ключевых вопросов кадровой работы в сфере государственной и муниципальной службы; б) в практике кадровой работы принцип оценки работников с позиций их нравственного совершенства не всегда соблюдается, в том числе и из-за не совсем ясного представления о сущности и значении этого требования; в) субъекты кадровой работы относятся к данному требованию как к «азбучной истине», как к вполне понятному вопросу из разряда второстепенных - есть смысл показать, что это не так.

За более чем 10-летний период постсоветских преобразований общества и экономики вскрылось столько случаев нравственной деградации, бездуховности, показухи, стремления к наживе среди руководящих кадров и специалистов госслужбы, что приходится задумываться о нравственном несовершенстве не отдельных личностей (о чем долго твердили в обществе), и отнюдь не какой-то малой части кадрового корпуса, а об исторической линии массового нравственного несовершенства, распространении «моральной эрозии» на все ветви власти.

Все вновь  и вновь воспроизводятся чиновники  с деформированной психологией  и гипертрофированными нравственными  установками. Кому не знакомы такие  их проявления: властная категоричность суждений и безаппеляционность заявлений, суждений и оценок; амбициозность и спесивость; упоение статусным положением и бюрократическое чванство; волюнтаризм и непоколебимая уверенность в непогрешимости своих действий; высокое самомнение и неприятие чужого мнения; распущенность воли и самоуправство, граничащее с самодурством и т. д. Определенная часть госслужащих переродилась в воинствующих мещан, т. е. людей, вставших на путь попрания моральных ценностей и идеалов. Сколько их, «слуг народа», жило по принципу двойной морали? Сколько было порождено формализма, бездушного отношения к простым людям? Как широко расцвело подобострастие, подхалимство, взяточничество? Теперь уже никакая статистика точно этого не установит. Тем более, что такая статистика не велась и не ведется.

Итак, не будем  в очередной раз убаюкивать себя парадной стороной деятельности тех или иных органов государственной власти и управления, так как нравственная культура определенной части субъектов этой деятельности пребывает не на должном уровне, и движение по пути реформирования госслужбы поставило нравственные начала в разряд категорических императивов. Задачи обновления системы государственной и муниципальной службы пришли в противоречие с проявившейся в кадровом потенциале госслужбы нравственной ущербностью. Обновление целей общественного развития и моральные перерожденцы на госслужбе -противоречие не только ненормальное, но и чреватое опасностями в случае затяжек с его разрешением. Естественно, такое положение требует анализа, почему это происходит, - причем до настоящего времени. Наш анализ основывается на данных практических исследований и рассмотрении некоторых теоретико-методологических аспектов проблемы.

Первый  аспект заключается в следующем: нравственная культура работника (руководителя, специалиста) - это диалектическое единство его сознания и поведения, видимое, субстанциональное качество действующей морали. Это качественная характеристика морального развития, моральной зрелости работика управления, проявляющаяся как минимум в трех измерениях:

а)         как культура нравственного сознания, выражающаяся в знании утвердившихся   в обществе моральных норм и требований

этики, в  понимании целей, задач и средств  общественно-полезной деятельности; такие  знания, на каком бы уровне -теоретическом  или обыденном - они не находились, служат первичной основой нравственных убеждений и установок личности госслужащего;

б)            как культура нравственных чувств, проявляемая в способности сочувствовать   и переживать, быть человеколюбом,

коллективистом, патриотом, гуманистом и т. п.; культура нравственных чувств на ходит свое выражение в сложившихся моральных качествах личности, проявляющихся в потенциальном отношении к обществу, к самому себе и в отношениях

между людьми;

в) как культура поведения, показывающая способность  к выбору и практической реализации сформировавшихся нравственных чувств, нравственных убеждений и установок; культура поведения - это воплощение нравственных установок в конкретные дела, в реальную линию по

ведения, в  определенные формы этикета.

Легко прослеживается диалектическая связь и логическая последовательность, существующие между этими характеристиками, выступающими в качестве структурных составляющих нравственной культуры. Например, если у работника имеются знания (первая характеристика), но приглушены чувства (вторая характеристика), тогда, вероятнее всего, третья характеристика выразится в следующем: самостоятельность в суждениях разовьется в пренебрежение к мнению других людей; право применения властных полномочий перерастет в беспардонность и нетерпимость; непринужденность в поведении может обернуться распущенностью и т. д.

Отсюда  важный методологический вывод: качественная характеристика нравственной культуры должна рассматриваться в единстве всех ее структурных компонентов, а  именно:

Нравственная  культура = Культура сознания + + Культура чувств + Культура поведения

Формула читается просто: нравственная культура есть культура нравственного сознания плюс культура нравственных чувств плюс культура управленческого  поведения.

Другой  теоретико-методологический аспект состоит  в том, что мало выводить всяческое проявление культуры человека из однозначно направленной линейной зависимости: материальные условия жизни - общественное сознание - целевая установка к действию - совершаемое действие. Формула правильная, приоритет действительно за этим принципом. Но надо считаться с проявлением активной роли работника госслужбы как субъекта социально-экономических действий. Дело в том, что отношение госслужащего к окружающей действительности может быть не только адаптивным, т. е. подчиненным законам и нормам самой этой действительности, но и избирательно активным (селективным) - соглашаясь с чем-то, работник госслужбы, тем не менее, может не считаться с отдельными предписанными для него правилами и нормами поведения. Такое проявление избирательного отношения к объективной реальности объясняется категорией «личный интерес».

Во-первых, отметим не столь уж широко распространенный тип госслужащих, отличающихся высочайшей преданностью общественным (государственным) и коллективным (корпоративным) интересам, моральным идеалам, кто самоотверженно относится к управленческому труду и обладает развитыми эстетическими потребностями способностями, взглядами, вкусами, кто нравственно чистоплотен.

Во-вторых, выделим достаточно распространенный тип госслужащих, кто характеризуется нормальной исполнительностью своих служебных обязанностей, соблюдением норм морали, чье поведение в быту и управленческом коллективе отличается стабильным проявлением «обычной порядочности», кого по праву можно считать настоящим коллективистом и человеколюбом.

В-третьих, не можем не указать на тип госслужащих, характеризующихся  неустойчивостью  нравственного  поведения и отношения к общественному (государственному) или служебному долгу, чья нравственная культура поддерживается не столько внутренними убеждениями и установками, сколько требованиями сложившихся «рамок приличия» (требованиями послушания), за которые они могут выходить.

В-четвертых, укажем на тип госслужащих, которых можно со всей определенностью отнести к числу лиц с общим отрицательным балансом в соотношении личных, коллективных и общественных (государственных) интересов (для которых личный интерес превыше всего), кто может жить, трудиться    и действовать по принципу двойной (раздвоенной) морали, у кого прослеживается узость нравственного сознания, кто   способен забывать о нормах морали и погружаться в пучину частного интереса и опустошающего душу потребительства.

В-пятых, обратим внимание на сохраняющийся  тип госслужащего с односторонне выраженной частнособственнической психологией и чуждыми для органов государственной власти и управления проявлениями нравов, как то: нездоровый карьеризм, стяжательство, желание обогатиться за чужой счет, употребить власть или служебное положение во благо себе и т. д.

Все сказанное  очень важно. Но  еще    важнее находить эффективное  лекарство    для лечения  болезни нравственного несовершенства кадров государственно-муниципального управления

 

2 Особенности профессиональной  этики государственного служащего

Несение государственной  службы  является  выражением особого доверия  со стороны общества и государства  и  предъявляет  высокие требования   к   нравственности,   этике   и   моральному   облику государственных  служащих.

     Общество рассчитывает,  что  государственный  служащий  будет вкладывать все свои  силы,  знания  и  опыт  в  осуществляемую  им профессиональную  деятельность,  беспристрастно  и  честно служить обществу.

Нравственным долгом государственного служащего является соблюдение делового этикета, служебной субординации, поддержания ровных, доброжелательных деловых отношений с коллегами по службе, стремление к сотрудничеству. Высказывание своей позиции по служебным вопросам должно исключать повышенную эмоциональность, грубость, бестактность, использование лексики, унижающей человеческое достоинство и дискриминирующей собеседника, интриганство, подсиживание, провокации в целях дискредитации кого-либо из корыстных побуждений.

Профессиональная этика — это  система нравственных, моральных, этических норм, регулирующих служебное поведение государственных служащих на основе принципов служения народу, обществу и государству, социальной справедливости, равенства, патриотизма, лояльности, незапятнанной чести, достоинства и неподкупности.

Этикет — (деловое поведение) установленный  порядок служебного поведения государственных  служащих в общении с населением, коллегами по службе, представителями  других органов и ветвей власти, средствами массовой информации, гражданского общества.

Профессионализм — это выполнение государственным служащим должностных обязанностей с глубоким знанием характера и содержания служебной деятельности, пониманием существа и социальной значимости исполняемых функций и с использованием необходимых для этого знаний, навыков, умений.

Компетентность — знание и опыт, необходимые и достаточные для  эффективного выполнения государственным  служащим должностных обязанностей, в пределах должностного регламента.

Нравственным профессиональным долгом государственного служащего является служение всему обществу, каждому его члену, а не определенным социальным группам или лицам из ближайшего окружения; приоритет государственных интересов над личными, так как государственный служащий наделен властными полномочиями самим обществом, в лице многонационального народа, для реализации функций государства в интересах общества и государства, благосостояние которых являются высшим критерием эффективности и конечной целью служебной деятельности каждого государственного служащего.

Государственный служащий не имеет морального прав даже мысленно допустить возможность игнорирования или нарушения требований закона, норм общественной морали, интересов людей, особенно социально незащищенных групп населения, этнических сообществ, всего общества, государства в целом.

Исключается на уровне моральных запретов подчинение государственных интересов  личным интересам государственного служащего, частным интересам других лиц, социальных групп, нанесение ущерба общественным и государственным  интересам.

Моральным долгом государственного служащего является соблюдение основных правил нравственности: "не делай другому того, что не желаешь себе" и "какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие положения могут быть применены в отношении его самого".

Государственный служащий всех видов  государственной службы наряду с  правовой ответственностью за служебные  упущения и злоупотребление служебным  положением, за нарушение норм делового поведения и профессиональной этики  несет моральную ответственность  в форме корпоративного осуждения коллег, вплоть до остракизма, негативной оценки личных качеств служащего руководителем и исключения возможности карьерного роста.

Нравственной и служебной обязанностью государственного служащего является достижение такого уровня добросовестного отношения к службе, профессионализма и компетентности, соблюдения требований государственной и служебно-должностной дисциплины, которые обеспечивают эффективную реализацию должностных обязанностей как важнейшей составляющей механизма государственного управления.

Элементом профессиональной этики  государственного служащего должно быть глубокое убеждение в том, что  признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание функционирования всех органов государственной власти и служебной деятельности государственных служащих. "Не человек для государства, а государство для человека," — аксиома социально-правового института государственной службы.

Категорическим требованием морального свойства для государственных служащих выступает следующий тезис: "относись всегда к другому человеку как к цели и никогда как к средству", исключай возможность влияния и воздействия других лиц на тебя, не допускай, чтобы тобой пользовались как средством для достижения личных целей граждане, юридические лица, профессиональные или социальные группы и организации.

Недопустимо с позиций профессиональной этики влияние личных, имущественных, финансовых и иных интересов на выполнение государственным служащим должностных  обязанностей. "Никто не может быть судьей в своем деле," — аксиома не только для сферы правосудия, но и для всех отраслей государственного управления.

Нравственной основой служебной  деятельности государственных служащих и основным содержанием деятельности социального государства выступают создание условии, обеспечивающих качество жизни и свободное развитие человека.

Под качеством жизни понимается степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, безопасности, комфорта жилищных условий, здравоохранения, образования, культуры, сферой обслуживания, экологическим состоянием окружающей среды, структурой досуга, информацией, творческим характером и содержанием профессиональной деятельности, структурой расселения.

Информация о работе Профессиональная этика государственного служащего