Cущностm ВВП и методов его измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью работы является изучение сущности ВВП и методов его измерения.

Задачи работы:

- Рассмотреть теоретические подходы к измерению общественного продукта.

- Провести сравнительный анализ уровня ВВП в России и Европе.

- Выявить особенности наметившиеся тенденции роста ВВП в России.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………..3

1. Теоретические подходы к измерению общественного продукта………….. ……4

2. Сравнение уровня ВВП в России и на Западе……………………...…………….11

3. Основные тенденции роста ВВП в России………………………………… ……19

Заключение ……………………………………………………………………………26

Список литературы ……………………………………………………………...........28

Содержимое работы - 1 файл

КУРСОВАЯ ввп.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом главной точкой ускорения роста валового продукта страны может стать только изменение качества государственного управления, определяющего эффективность остальных факторов производства – труд, земля и капитал. Без этого высокие темпы роста ВВП И ВНП будут не более  чем результатом фантазии заинтересованных в своем карьерном росте лиц.

     Анализируя  итоги саммита G8 в Петербурге, много  говорят о тактических успехах, о том, насколько выигрышной была для России ситуация в плане пиара, как неплохо она смотрелась в диалоге с партнерами по "восьмерке". Среди неудач упоминают прежде всего демонстративный отказ США подписать с Россией соглашение о вступлении в ВТО. Однако наиболее острые для России стратегические проблемы лежат не в этих сферах, а в области экономических отношений с Евросоюзом. И для решения их Россия не смогла использовать председательство в G8.

     Для России Европа – это не просто важный, а гипертрофированно доминирующий торговый партнер. Три четверти российской торговли приходится на большую Европу, из них две трети – на Евросоюз. Между тем в 2007 году истекает срок действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС, которое устанавливает рамки наших экономических взаимоотношений. Это событие совпало и с фактическим расширением Евросоюза до границ России и Белоруссии, и со ставшим очевидным провалом интеграционных процессов в рамках СНГ, которое мы постепенно теряем как возможный рынок для экспорта неэнергетических товаров. Потеря рынков СНГ и необходимость заключать новое соглашение с ЕС заставляют задуматься о том, какая внешнеэкономическая стратегия обеспечит российской экономике высокие темпы роста.

     Если  мы посмотрим на тенденции мировой  экономики последних десяти лет, то увидим, что мировая торговля росла в среднем в полтора-два  раза быстрее, чем мировой ВВП. При этом мировое потребление энергии росло примерно в два раза медленнее, чем мировой ВВП. Это значит, что если мы хотим поддерживать темпы роста не ниже или выше среднемировых, то должны наращивать экспорт, а в экспорте – долю товаров с высокой добавленной стоимостью. Оставшись в нише экспортера энергоресурсов, мы, как многие страны ОПЕК в последние 30 лет, будем развиваться темпами ниже средних мировых – такова объективная реальность спроса на энергию в мире.

     Пока  Россия занимает в мировом разделении труда нишу экспортера энергии, сырья и продуктов его первичной переработки. Но удельная энергоемкость ВВП в Европе снижается. А сам ВВП растет черепашьими темпами: в 2003-2005 годах по темпам роста Европа занимала последнее место среди всех регионов мира. И аналитики не видят оснований для изменения этой тенденции. [6, с. 54]

     В таком случае, привязывая себя к  европейскому рынку энергоресурсов, мы обречены и на крайне низкие темпы  роста. В последние годы мы росли  быстрее Европы за счет роста цен на нефть, но действие этого фактора заканчивается. Вклад энергетических отраслей в рост нашего ВВП резко сокращается – в 2005 году непосредственный вклад добычи полезных ископаемых и производства энергии в экономический рост составил немногим более 0,1 всего прироста ВВП, а вклад экспорта в прирост снизился с почти 90% в 2004 году до 42%.

     Высокие темпы роста Россия сможет поддерживать лишь при условии развития экспорта с высокой добавленной стоимостью. Здесь основные конкурентные преимущества России пока сосредоточены в отраслях, которые обслуживают энергетику и сырьевые отрасли (таблица 2.).

     Таблица 2

     Сырье в торговом балансе РФ за 2000-2006 гг.

     Это энергетическое и транспортное машиностроение, отрасли, связанные с переработкой сырья и высокой энергоемкостью – например, производство удобрений или нефтепродуктов. Потенциально конкурентоспособны оборонные отрасли, аэрокосмическая промышленность и телекоммуникации. Все эти отрасли объединяет общая черта – в них велики эффекты экономии на масштабах. Иными словами, для успешного их развития нам потребуются емкие внешние рынки.

     Если  не считать отраслей переработки  сырья, конкурентоспособность нашего экспорта с добавленной стоимостью невелика и имеет тенденцию к  снижению. С такими товарами России гораздо проще выходить на растущие рынки, где новые потребители еще не имеют стабильных поставщиков, которых надо вытеснять из занятых ниш. При существующих темпах роста мирового ВВП в среднем около 3% в год, ежегодно в мире происходит увеличение создаваемой добавленной стоимости примерно на $2 трлн. По оценкам экономистов BP, в 2005 году с учетом паритета покупательной способности 32% этого увеличения пришлось на Китай, еще 10% – на Индию, и доля этих стран будет скорее всего расти. Это и есть те новые рынки сбыта, за которые Россия может бороться.

     Европейские же рынки с точки зрения продвижения  экспорта с высокой добавленной  стоимостью для нас гораздо более  проблематичны. В 2005 году на Европу пришлось лишь 7% прироста мировой добавленной  стоимости. И на эти 7% мы хотим ориентироваться! Кроме того, европейский рынок уже занят компаниями с гораздо более высокой репутацией, более совершенными технологиями и отработанными каналами сбыта. Конкурировать с ними либо почти невозможно, либо очень тяжело. Поэтому сохранение ориентации на Европу в долгосрочном плане может оказаться для России невыгодной стратегией, обрекающей нас на роль европейского энергетического придатка с темпами роста ниже среднемировых.

     В этом и состоит суть стоящей перед  нами сегодня дилеммы. Если мы хотим продвигаться вверх по цепочкам добавленной стоимости, то вовсе не факт, что Европа – перспективное направление. Если же собираемся идти с нашим экспортом в Китай, это должно в ближайшее время четко отразиться на нашей позиции в переговорах с ЕС по новому формату соглашения. Европу интересует наша энергия, и если мы будем следовать предлагаемой ей логике, то свяжем наш энергетический экспорт с Европой, не получив взамен рынков сбыта для товаров с высокой добавленной стоимостью. Таких рынков в Европе для нас может не найтись. Если же мы хотим получить перспективные рынки Китая и Индии, то надо понимать, что открывать их проще всего именно "энергетическим ключом".

     Это заставляет иначе взглянуть на итоги  саммита G8. Разговоры о ядерной  энергетике и энергобезопасности подчеркивают роль России как гаранта энергетической стабильности в мире, но не решают нашей стратегической проблемы – куда пойдет российский энергетический экспорт и экспорт с высокой добавленной стоимостью. Существующая стратегия отношений с ЕС предусматривает российские инвестиции в европейскую энергетическую инфраструктуру и закрепление за Россией рынков сбыта в энергетическом секторе Европы без открытия для нас европейских рынков с более высокой добавленной стоимостью.

     В условиях острой нехватки времени для разработки новых подходов возрастает вероятность, что в рамках предстоящих соглашений с Евросоюзом Россия невольно последует в фарватере европейских энергетических приоритетов. В результате могут ухудшиться наши шансы для выхода на новые рынки не сырьевого экспорта и сохранения высоких темпов экономического роста.

     В перспективе до 2015 года можно ожидать  достаточно нормального и качественно  улучшенного роста ВВП и промышленного  производства. При этом среднегодовой  темп роста ВВП до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5 %, промышленного производства – несколько меньше (4 %). Некоторое отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития экономики. Есть основания полагать, что в экономике России уже начался процесс перехода к постиндустриальной стадии. [8, с.23]

     Помимо  роста капиталовложений, который  сейчас опережает рост ВВП, со временем должны заработать такие факторы, как  ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения. К тому же в своей программе экономического развития до 2008-го правительство уже наметило среднегодовой темп роста ВВП на уровне почти 6 %.

     Данный  сценарий может быть реализован, если до 2015 года нам удастся избежать катастроф, подобных дефолту августа 1998-го, если в стране продолжатся  рыночные экономические реформы, если будет осуществляться и впредь модернизация ее экономики и производственного аппарата. В противном случае темпы экономического роста неизбежно снизятся или же примут еще более некачественный, мобилизационный характер, и тогда вопрос о месте России в мировой экономике приобретет совсем иной смысл и перейдет в иную плоскость.

     У экономики есть свои законы, и политические игры и противостояния не могут их отменить. Вместе с тем государство  способно ускорить либо замедлить экономический  рост или падение производства.

     Существует  два варианта возможной государственной экономической политики на перспективу до 2015 года. Во-первых, частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более решительное и настойчивое продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества.

     Второй, наиболее предпочтительный вариант  связан с необходимостью обеспечить современную законодательную базу и поместить экономический рост в рамки правового государства  и гражданского общества. Важно подрезать крылья бюрократам-чиновникам, вмешивающимся в естественный процесс конкурентной хозяйственной деятельности в корыстных интересах, и осуществить давно назревшую административную реформу в целях оздоровления всего общества. Не менее существенно сохранить приверженность демократии и нормальному взаимодействию рыночных и демократических институтов и в основу экономического развития страны положить конкурентоспособность и широкий поток инноваций.

     Данный  прогноз позволяет предположить, как наша экономика будет выглядеть относительно экономик других стран.

     Ориентировочное сопоставление ВВП и объемов  промышленного производства во всех сравниваемых странах показывает, что  к 2015 году Россия не достигнет тех  соотношений по ВВП с США, которые она имела в 1913, но заметно приблизится к Германии и превзойдет Великобританию и Францию. Отставание от США будет значительным и сохранится надолго. Так что России лучше не говорить о своей мировом лидерстве.

     Доля  России в мировом ВВП в 2000 году была равна всего 2,1 %, (в 1913 г. в современных границах – 6,2 %), соотношение ВВП России к ВВП всего Западно-Европейского региона составляло в 2003-м 12,5 % (в 1913 г. – 18 %). В 2015 году доля России в мировом ВВП будет равна почти 3 %, а соотношение ВВП России и всей Западной Европы составит порядка 17 %. По оценке ИМЭМО РАН, доля России в современных границах в мировом промышленном производстве в 1913 году была равна 8,9 %, в 2000-м – 4,4 %, в 2015 году она вряд ли намного превысит 5 %, что заметно меньше, чем в 1913-м. Никогда еще за несколько последних столетий Россия не имела таких низких показателей по сравнению как с мировым ВВП, так и с ВВП ведущих стран Европы [14, с.15].

 

      Заключение

     На  основе проведенного исследования можно  сделать ряд выводв.

     1. Ключевым макроэкономическими показателем  в СНС является валовой внутренний  продукт, который представляет собой рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (обычно за год) всеми производителями и который может быть определен на любой стадии воспроизводственного процесса.

     ВВП используется для характеристики уровня экономического развития, темпов экономического роста, для прогнозирования экономической политики государства, инфляции, для анализа проблем денежного обращения и т.д. Показатель уровня ВВП в расчете на душу населения используется для проведения сравнений уровней благосостояния стран, для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций, для решения вопросов о предоставлении различных видов помощи странам и т.д.

     Это наиболее удобный показатель для  проведения международных сопоставлений, однако рассматривая подобные таблицы, необходимо учитывать разницу национальной валюты и доллара США, из чего следует, что многие данные в большинстве случаев очень мало говорят о реальном объеме производства в какой – либо стране. Обязательно в основу подсчетов нужно класть паритет покупательной способности.

     2. В ближайший период доля нашей страны в мировой экономике, к сожалению, не повысится,  и ее важнейшие макроэкономические показатели не вырастут относительно уровня США. Такой будет цена за сто лет смуты, революций и утопических иллюзий построения «светлого рая» сначала в одной отдельно взятой стране, затем в лагере мирового социализма на путях, которые уводили в сторону от демократии и рынка, от развития мировой цивилизации.

Информация о работе Cущностm ВВП и методов его измерения